Описание
Рецензии

Сериал Дэвид Старки. Музыка и Монархия / David Starkey's Music and Monarchy

Режисер:
Пэтер Свирсей, Кристофер Уокер
Жанр:
Discovery&BBC, документальные, исторические
Страна:
Великобритания
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 4 (03.11.2015)
"Дэвид Старки. Музыка и Монархия" – это захватывающий документальный труд, плод многолетних изысканий доктора Дэвида Старки, погружающий зрителя в бурный водоворот эпохи, начинающейся в семнадцатом столетии. Этот период характеризовался не просто политическими перипетиями, но и глубоким религиозным расколом, представлявшим колоссальную опасность не только для художников и музыкантов, но и для самой основы монаршей власти, а также для сохранения и развития традиционного музыкального наследия. Однако, несмотря на турбулентность времени и надвигающиеся угрозы, именно в эту эпоху наблюдался небывалый взлет культурного новаторства. Правящая династия, порой, неосознанно, стала катализатором невиданных ранее музыкальных открытий: впервые зазвучали изысканные камерные концерты, ознаменовался феерический дебют оркестра эпохи барокко, и возникла прото-опера, предвещавшая расцвет музыкального театра. Этот проект, словно ключ, открывает врата в совершенно незнакомый, удивительный мир, предлагая переосмыслить привычные представления о музыке и ее взаимосвязи с политической и религиозной жизнью того времени. "Дэвид Старки. Музыка и Монархия" – это не просто документальная картина, это погружение в историю, полное интриг, драматизма и неожиданных открытий, которое несомненно оставит глубокий и неизгладимый след в душе каждого зрителя.
Я всегда испытывал глубокую симпатию к многообразию музыкальных жанров, и классическая музыка, безусловно, занимает в них почетное место. Однако в рамках этого проекта меня захватило любопытство к истокам музыкального творчества, к тем произведениям, что созрели и процветали столетия назад. Да, я мог бы самостоятельно собрать воедино разрозненные сведения из цифровых архивов, выстраивая своего рода коллаж. Но такой задачи передо мной не стояло, да и мое образование не связано с музыкой, хотя я умею извлекать звуки из синтезатора и гитары. Главное – это неутолимая жажда познания, вечное стремление понять генезис хоровой музыки, истоки иных направлений, пронизывающих человеческую культуру. Джаз и блюз – жанры, которые я безгранично люблю, и их история не менее увлекательна. Неслучайно блюз, рожденный из афроамериканского фольклора, берет свои корни в фразеологизме, обозначающем мистические явления ("синие черти"), и зарождался в скромных жилищах, в сараях, где играли бедняки. Меня всегда трогают моменты возникновения чего-то нового, моменты интересных наблюдений, зарождения чего-то действительно ценного. Не всегда же мы готовы погружаться в те области, что захватили наше внимание, но этот проект, несомненно, заставил меня пересмотреть этот подход. Я увидел, что так же, как литераторы создают торжественные оды, так и в прошлом сочиняли музыку, например, в честь знаменательных событий, в честь монархов. Мы совершим увлекательное путешествие в мир придворной музыки королей и королей. Особенно привлекают меня композиции с использованием хора, с прекрасным вокалом, создающие атмосферу возвышенности, величия, даже священности – того, чем активно пользовались правители. И, надо сказать, события, отраженные в песнях, порой были далеки от идиллической картины, но, очевидно, это не могло остановить монарха. Мы проследим, как менялась музыка – где она была более формальной, а где более душевной. Легко можно ошибочно принять музыку за непритязательное искусство, и я был бы рад согласиться с этим утверждением, если бы не тот факт, что жизнь и искренность не всегда присутствуют во всей музыке, даже в исполнении самых известных композиций. В этом проекте прозвучала церковная музыка, и, признаться, она меня восхитила благодаря тщательному подбору голосов исполнителей. Задумки Дэвида Данстейбла оказались поистине гениальны. Конечно, музыка, как сущность нематериальная, не поддается передаче словесным описанием, разве что посредством нотной записи. Позвольте мне пояснить: автор, Дэвид Старки, рассказывает не просто историю, а органично вплетает саму музыку в повествование. Перед нами история, воплощенная в звуках – удивительная, не бюрократическая, а пронизанная глубоким смыслом. За все четыре серии была проделана потрясающая работа. Объясняя смысл произведения, комментируя его значение, автор не только придает объекту повествования ценность, но и наделяет его смыслом для зрителя, открывая новые горизонты восприятия. Безусловно, к этой музыке теперь я буду относиться совершенно иначе. Буду ли я слушать эти композиции, которые услышал здесь? Да, я и раньше слушал некоторые из них, хотя и не все. Мир музыки огромен и неизведан, и этот документальный проект, несомненно, заслуживает высочайшей оценки. Он сочетает в себе не только музыкальное наследие, но и зарисовки эпохи, эпоху определенной страны. Здесь не преследовалось цели поразить слушателя "красивой" музыкой. Главное - понять предпосылки её существования, узнать о её значимости в прошлом. Я остался совершенно доволен этой передачей, так как даже не ожидал, что она меня настолько увлечет. Я настоятельно рекомендую к просмотру «Дэвид Старки. Музыка и Монархия». На мой взгляд, работа особенно понравится тем, кто глубоко погружен в музыкальное образование, хотя я знаю немало тех, кто заканчивал музыкальные школы без особого энтузиазма. Но главное – любить музыку. Если она вас вдохновляет, почему бы не посвятить четыре часа просмотра этого сериала? Я не встречал ничего подобного раньше. Моя оценка – высший балл.