Описание
Рецензии

Сериал Дни Турбиных

Актеры:
Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Владимир Басов, Петр Щербаков, Олег Басилашвили, Валентина Титова, Борислав Брондуков, Сергей Иванов, Лев Перфилов
Режисер:
Владимир Басов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 3 (09.08.2013)
Рейтинг:
8.04
7.70
В начале XX века, в 1918 году, когда над Родиной разгоралась чудовищная печь гражданской войны, развернулась трагическая канва событий, послужившая основой для фильма «Дни Турбинных». Истерзанная земля украинских просторов оказалась под игом немецкой оккупации, а власть над ней держал марионеточный гетман. Вокруг древнего, величественного Киева, словно дикие звери, бесчинствовали отряды петлюровцев, сеявшие хаос и отчаяние. Над этим водоворотом жестокости нарастал все более грозный гул – приближались к украинской столице войска Красной Армии, предвещая новые потрясения. Для семьи Турбиных, подобно бесчисленному множеству других, – будь то представители отжившего дворянского сословия, мещане, преданные офицерству, – настало время критических, роковых выборов. В их судьбах сплелись невыносимые потери, тяготы и лишения, страх, сковывающий душу, перед неминуемой неизвестностью, перед размытым, туманным горизонтом будущего. Это было время, когда привычный уклад жизни рушился, а на его месте рождалась новая, болезненная реальность, требующая от каждого выживания и принятия горьких решений. Мир, который они знали, стремительно угасал, оставляя после себя лишь отголоски былого величия и пепел разрушенных надежд. Судьба, словно безжалостный скульптор, высекала из их жизней все, что казалось ненужным, оставляя лишь саму суть – необходимость бороться за свое место под солнцем.
Спектакль, воплощенный на экране под названием «Дни Турбиных», пленяет безупречным мастерством постановки и дарит зрителю исключительно позитивные ощущения. Ощущение глубокого впечатления захватывает от каждого аспекта этой работы: сюжет, основанный на гениальном произведении Булгакова, представляет собой образец непреходящей классики, а режиссерская работа – эталон профессионализма. Особого почтения достоин Георгий Басов, выдающийся человек, прошедший горнило Великой Отечественной войны, завершивший её в звании капитана. Отказавшись от дальнейшей военной службы, он направил свой талант в кинематограф, и мы, как благодарные зрители, с восторгом приветствовали этот выбор. Безупречно подобран актерский ансамбль, и каждый участник заслуживает признания, однако игра двух актеров требует отдельного рассмотрения. Басов создает образ аристократа-военного, закаленного суровыми условиями, чьи философски-ироничные высказывания, казалось, рождаются прямо в народе, мгновенно обретая популярность. Его собеседник, Евгений Мягков, демонстрирует поразительную универсальность таланта – от комичного и доверчивого Новосельцева до невезучего и обаятельного Жени с «Улицы строителей». В «Днях Турбиных» Мягков предстает как сложный драматический герой, остро переживающий за судьбу Родины и за судьбы людей, оказавшихся в трагических обстоятельствах. Что особенно ценно в этом фильме, так это отказ от шаблонных изображений войны – без грохота артиллерии и взрывов, без жестоких и кровавых схваток. В центре внимания находятся душевные терзания героев, их внутренний мир. И это, пожалуй, самое важное, ведь нам, и особенно будущим поколениям, никогда до конца не постичь глубину чувств людей той эпохи, ту невыразимую тяжесть, что лежала на их сердцах, когда они шли в бой или находили немногочисленные минуты передышки. Мы не можем в полной мере ощутить те переживания, те моральные дилеммы, с которыми они сталкивались. Несмотря на то, что фильм состоит из трех серий, он захватывает с первых минут и не отпускает до самого финала, заставляя сопереживать и размышлять над поднятыми проблемами. Это кинематографический шедевр, требующий внимательного просмотра и оставляющий после себя долгое послевкусие.
Смело заявляю, что перед нами – поистине знаменательный кинематографический триумф, превосходящий все предыдущие попытки воплотить на экране бессмертное творение Михаила Афанасьевича Булгакова. Эта экранизация поражает своей филигранной красотой, ослепительным блеском актерской игры и захватывающим, пульсирующим сюжетом, пленяющим с первых же кадров. Возникает ощущение, что попытки дальнейших поколений режиссеров перенести на экран эту историю обречены на неудачу – настолько высока планка, установленная этой великолепной постановкой. Трагизм, всепоглощающая скорбь и хаос Гражданской войны в России, развернувшиеся на фоне переломных исторических событий, показаны с поразительной глубиной и реалистичностью, вызывая одновременно сострадание и горечь. Андрей Мягков в роли Алексея Турбина демонстрирует актерское мастерство высочайшей пробы, воплотив сложный и противоречивый образ интеллигентного офицера, вынужденного выживать в нечеловеческих условиях. Пожалуй, это – вершина его актерского пути, редкое сочетание силы духа и уязвимости. Поиск актрисы, способной превзойти блистательную игру Валентины Титовой в роли Елены Васильевны, представляется задачей невыполнимой. Ее игра проникнута тончайшей психологической достоверностью, поражающей своей правдивостью и глубиной чувств. Невозможно не отметить фееричное перевоплощение Владимира Басова в роли Мышлаевского – этот харизматичный и хитроумный персонаж, балагур и выживальщик, кажется, создан специально для него. Словно завороженный, наблюдаешь за тем, как он приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, сохраняя при этом свою индивидуальность. Василий Лановой в роли Шервинского воплотил на экране образ сложного и противоречивого персонажа, этакого обаятельного лжеца, плетущего паутину интриг и манипуляций. Его герои, одновременно и желанный любовник, и двуличный политик, умело балансирует на грани предательства, становясь своим для любой стороны. Петр Щербаков в роли Студзинского вызывает неподдельный восторг, передавая нюансы тонкой душевной организации своего персонажа. И, наконец, Сергей Иванов, знакомый нам по множеству ролей, не разочаровал в образе Лариосика, сумев передать невысказанную тоску и уязвимость человека, рожденного в эпоху потрясений и социальных переворотов. Я настоятельно рекомендую каждому зрителю посвятить время просмотру этого фильма – он оставит неизгладимое впечатление и несомненно подарит массу незабываемых эмоций. Это кинематографический шедевр, заслуживающий самого пристального внимания и признания.
На любопытство зрительской публики предстает триптих повествовательных эпизодов, и этот объем, вопреки ожиданиям, не порождает ощущения затянутости, напротив, зритель поглощен происходящим с неистовой вовлеченностью. Безошибочно прослеживается тонкая рука талантливого мастера, чьим имenem именуют Владимира Басова – истинного виртуоза кинематографического искусства. Однако, без сомнения, триумф этой экранизации был бы попросту невозможен без гениальной литературной основы, созданной бессмертным Михаилом Булгаковым. В эпицентре драматических событий оказывается многолюдная семья Турбиных, чья жизнь неразрывно связана с судьбой Украины, а конкретно – с ее столицей, Киевом. Эпоха, в которой они живут, отмечена политической нестабильностью, калейдоскопом сменяющихся властей, где переломные моменты происходят с пугающей регулярностью, почти еженедельно. Примечательно, что, несмотря на обилие действующих лиц, каждый из них наделен индивидуальностью и значимостью, не оставаясь в тени второстепенного персонажа. Множество выражений и цитат из булгаковской прозы давно проникли в общественное сознание, став неотъемлемой частью культурного кода. И, конечно же, это не может не повлиять на общее впечатление от картины, делая ее поистине великолепной. Заслуга в этом принадлежит всем участникам творческого процесса: гениальному режиссеру, талантливым сценаристам, и блистательному актерскому ансамблю, чья игра завораживает и проникает в самое сердце. Этот фильм – не просто зрелище, это откровение, которое просто необходимо пережить.