Описание
Рецензии

Сериал Дороги Анны Фирлинг
Актеры:
Людмила Касаткина, Армен Джигарханян, Эммануил Виторган, Лилита Озолиня, Жанна Балашова, Томас Урб, Тыну Оя, Юрий Катин-Ярцев, Алексей Колосов, Эрменгельд Коновалов
Режисер:
Сергей Колосов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 2
(14.02.2018)
Рейтинг:


Предлагаемый вашему вниманию фильм представляет собой новаторскую адаптация одного из самых значительных произведений Бертольта Брехта, вобравшего в себя многогранность человеческой природы и трагизм эпохи. Действие разворачивается в бурные и беспокойные времена, погружая зрителя в атмосферу XVII столетия, в сердце Германии, раздираемой опустошительной Тридцатилетней войной. Это период безжалостных конфликтов, когда судьба целых народов висела на волоске, а горизонт был затуманен дымом пожаров и грохотом сражений.
В центре повествования – судьба Анны Фирлинг, прозванной народом Мамашей Кураж, фигурой столь же противоречивой, сколь и колоритной. Она – предприимчивая торговка, чья деятельность сосредоточена на обеспечении армии всем необходимым: от продовольствия и обмундирования до боеприпасов, жизненно важных для ведения войны. Анна движима не столько алчностью, сколько стремлением к выживанию, желанием поддержать своих дочерей в неспокойное время. Ее деятельность – это жесткий бизнес, но и попытка хоть немного облегчить участь воинов, обреченных на тяготы военных действий.
Прозвище "Кураж" закрепилось за ней благодаря ее несгибаемой воле и непоколебимости. Она оставалась на своем посту, невзирая на грохот артиллерии, смертоносные бомбардировки и всеобщий хаос, демонстрируя поразительную стойкость духа. Ее жизнь – это непрестанное путешествие, скитание по измученной войной территории Германии, а также в Польшу, Моравию и даже Италию – все в надежде извлечь максимальную выгоду из царящего разлада. Она игнорирует опасность, поскольку понимает, что от прибылей напрямую зависит благополучие ее семьи.
Однако даже такая закаленная жизнью женщина, как Мамаша Кураж, не застрахована от неожиданностей. Неожиданное перемирие, призванное положить конец кровопролитию, грозит радикально изменить ее положение и поставить крест на ее прибыльном, хотя и непростом, промысле. Фильм заставляет задуматься о моральной неоднозначности человеческой деятельности в условиях тотального насилия и о цене, которую приходится платить за выживание.
Неизменно, кинематографические адаптации, вдохновленные театральными постановками, демонстрируют удивительную верность первоначальному тексту, в отличие от экранизаций романов, где свобода интерпретации зачастую приводит к существенным отклонениям. В пьесах, где диалоги и ремарки составляют основу повествования, режиссеру реже требуется прибегать к сложным кинематографическим приемам, чтобы восполнить утраченные фрагменты оригинального замысла.
Советская версия "Дороги Анны Фирлинг", созданная в 1985 году по мотивам шедевра Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети", служит прекрасным тому подтверждением. В духе брехтовской эстетики, создатели фильма минимизировали использование традиционных декораций. Действие разворачивается в суровой, безжизненной местности, на фоне скалистой пустоши, где находится скромная, едва примечательная кибитка, служащая убежищем для главной героини и ее странствующей компании. Сцены дорожной заставы, поварни, трактира и другие локации представлены схематично, почти схематично, подчеркивая их условность. Практически отсутствует динамика в движении камеры, создавая ощущение, будто актеры не играют участников кровопролитной тридцатилетней войны, а являются участниками бродячего театра, разыгрывающего перед зрителями драматические события пьесы.
Благодаря тому, что картина была развернута на два продолжительных, полуторачасовых эпизода, практически не потребовалось сокращать оригинальный текст, сохраняя его полноту и целостность. К сожалению, столь длительное повествование привело к замедлению темпа, что может показаться излишне размеренным для современного зрителя, привыкшего к более динамичному кинематографическому ритму.
Брехт в своем творчестве широко применял прием "верфремунг" – отчуждения, призванный вывести читателя/зрителя из состояния автоматического восприятия, побуждая к критическому осмыслению происходящего. Этот прием успешно перенесен и на экран, оказывая ощутимое воздействие на зрительское восприятие.
Не менее важную роль в пьесе играют зонги – песни персонажей, которые служат ключом к пониманию их характеров, раскрывают сложную политическую и военную обстановку и отражают народные настроения. В фильме, однако, песни кажутся оторванными от основного сюжета, не интегрированными в общую ткань повествования. Они скорее функционируют как нечто дополнительное, выбивающееся из общего ритма. Во время исполнения этих музыкальных номеров атмосфера картины резко меняется, сюжетная линия приостанавливается, и продвижение истории возобновляется лишь после завершения музыкальной паузы.
В заключение стоит отметить, что игра Людмилы Касаткиной, без сомнения, великолепна. Ее исполнение пронизано глубокой драмой, вызывая искреннее сопереживание судьбе героини и трагедии войны в целом. Также невозможно не отметить блестящую игру Армена Джигарханяна, Эммануила Виторгана, Лилит Озолини и Жанны Балашовой. Именно благодаря их неповторимой актерской магии фильм воспринимается как достойный преемник первоисточника, заслуживающий звание классики кинематографа.
Неожиданно мое внимание привлекла лента, заслужившая признание временем – фильм "Дороги Анны Фирлинг". И, признаюсь, это поистине выдающееся кинематографическое полотно, достойное всяческого внимания и пристального изучения.
Мне не удалось обнаружить ни единого изъяна в этом творении, напротив, картина щедро одарена многочисленными достоинствами. В первую очередь, это завораживающая, безупречная актерская игра, продемонстрированная выдающимися талантами. Музыкальное сопровождение, созданное гением композитора Рыбникова, лишь усиливает эмоциональную насыщенность повествования, сплетаясь с глубокой литературной основой, унаследованной от первоисточника.
Смело заявляю, что "Дороги Анны Фирлинг" занимает особое место в ряду моих самых любимых советских фильмов, дарящие неподдельное эстетическое наслаждение. Созданный примечательным режиссером Сергеем Колосовым, он основан на пьесе Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети". Я видела этот фильм и без всякого преувеличения могу сказать, что он обладает потрясающей силой воздействия. Наблюдая за разворачивающимися событиями, невозможно не восхититься исключительным мастерством автора, подарившего нам это произведение. Сюжет представлен в своеобразной, авангардной манере, где современная музыка гармонично переплетается с живописными средневековыми пейзажами, создавая неповторимую атмосферу.
Зрителя поражает филигранная актерская игра, в которой блистали Армен Джигарханян, Эмануил Виторган, Лариса Касаткина и целый ряд других, не менее одаренных и профессиональных исполнителей.
Если вы еще не утратили способность воспринимать кинематографическое искусство в его первозданной красоте, отбросив наносное, лишенное глубокого смысла "мусор" современной киноиндустрии, то настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этим фильмом и оценить его истинную ценность. Он способен возродить веру в силу киноискусства и подарить незабываемые впечатления.
Рекомендуем к просмотру