Описание
Рецензии

Сериал Достоевский

Актеры:
Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Ольга Филимонова, Алла Юганова, Александр Домогаров, Дмитрий Певцов, Дарья Мороз, Юрий Степанов, Сергей Тарамаев, Леонид Окунёв
Режисер:
Владимир Хотиненко
Жанр:
отечественные, исторические, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 6-7 серия из 8 (27.05.2011)
Рейтинг:
7.65
7.40
Грандиозный биографический проект воссоздает панораму жизни Федора Михайловича Достоевского, пронизанную бурями испытаний и триумфов, на протяжении почти трех десятилетий. Сюжетная линия берет свое начало в суровом декабре 1849 года, когда молодой писатель оказался на перепутье судьбы, и завершается в 1879 году, когда мир увидел вершину его гения – монументальный роман «Братья Карамазовы». Этот судьбоносный промежуток времени стал для Достоевского настоящим горнилом, обрушившим на него череду личных катастроф. От ареста, вызвавшего гневное осуждение, и ужасающей перспективы расстрела, чудом замененной ссылкой на тяжелейшую каторгу, до невыносимой боли утраты сына, Алексея – переживания, искалечившие душу и оставившие неизгладимый отпечаток на его мировоззрении. Гениальному писателю предстояло преодолеть неисчислимое множество драматических перипетий: изнурительная борьба с финансовой нуждой, неотступная страсть к азартным играм, сложные и порой противоречивые отношения с современниками – дружба, обостряющаяся враждой, взаимное притяжение и горькие разочарования. Всё это, как тонкие нити, сплеталось в сложный узор его внутреннего мира и, несомненно, стало мощным импульсом для его творческого развития, питая его проницательный ум и обогащая его неповторимый стиль. Именно эти страдания, эти бури, терзавшие его душу, позволили Достоевскому создать произведения, затрагивающие самые глубинные вопросы человеческого бытия и запечатлевшие его имя в сокровищнице мировой литературы как одного из самых ярких и проницательных голосов своего времени.
## Размышления о "Достоевском": Свет и Тень Гения С трепетом ожидал я появления этой киноленты, почти смелой попытки визуализировать душу одного из величайших умов человечества. По сути, это не столько фильм, сколько растянувшаяся во времени поэма, и меня терзали сомнения, сможет ли актерский гений Миронова справиться с задачей, сможет ли он вдохнуть жизнь в образ Федора Михайловича, передать всю глубину его внутреннего мира. Скептицизм мой, к сожалению, не развеялся полностью после просмотра. Ощущения остались двойственными, словно после долгого, но не всегда плодотворного путешествия. Но, вне всякого сомнения, можно сказать одно: Миронов триумфален. Его работа – это актерское откровение, филигранная и завораживающая. Он словно воскресил писателя из потускневшего портрета, воплотил его живым обликом на экране. В каждом жесте, каждом взгляде, в едва уловимых интонациях сквозит некая сходство с изображением Федора Михайловича. Это не просто игра – это пронзительное перевоплощение, мастерски переданный характер, его терзания и поиски. Наиболее яркими моментами стали эпизоды публичного прочтения отрывков из его произведений – собственных, знаменитого пушкинского "Пророка", и даже диктовка "Игрока". Нельзя не отметить и сцены разговоров с Перовым, диалоги и монологи, проникнутые искренностью и страстью, а также реалистичное изображение пристрастия писателя к азартным играм, его неудержимое влечение к рулетке. Несомненной находкой режиссерского замысла стала встреча главного героя с князем Мышкиным, с его реальным прототипом, бизнесменом, посетившим Швейцарию по делам. Эта сцена, лишенная излишней патетики, но пропитанная глубоким символизмом, стала вершиной актерского мастерства Миронова. После нее сложно найти в его фильмографии аналогичную по силе и выразительности игру. Это режиссерский ход, достойный восхищения, ради которого стоило бы пересмотреть этот сериал еще раз. Миронов здесь гениален, и его актерская работа заслуживает самых лестных оценок. После просмотра "Достоевского" сложно сосредоточиться на других кинематографических произведениях, настолько сильное впечатление произвела эта картина. Однако, с сожалением признаю, что остальные актеры не смогли достичь той же высоты мастерства. Их игра была, в лучшем случае, на среднем уровне, по сравнению с блистательным Мироновым она казалась бледной и неубедительной. Чулпан Хаматова, исполнившая роль Настасьи Филипповны, разочаровала своей невыразительной игрой. В отличие от ее запоминающейся роли Лары в "Докторе Живаго", где ей пришлось воплотить на экране сложный и многогранный образ, здесь ее работа не смогла вызвать ни сочувствия, ни понимания. Игра была плоской, лишенной эмоций и искренности, словно актеры лишь механически выполняли свои задачи. Подобное можно сказать и о роли Аполинария Суслова, игра которого оставила ощущение недосказанности и нереализованности. Впрочем, исключение составила Алла Юганова, воплотившая на экране образ Анны Григорьевны. Ее игра была проникнута талантом и старанием, она смогла передать сложность и многогранность образа супруги писателя, ее преданность и любовь, сочетающиеся с деловитостью и готовностью к самопожертвованию. Переходя к анализу работы сценаристов, я не могу не задать им ряд вопросов, которые наводят на размышления. Не обладая всеобъемлющими знаниями о жизни Федора Михайловича, даже я не мог не заметить ряд противоречий и нестыковок. Главный вопрос, который остается без ответа, – как простой писатель, пусть и талантливый, превратился в гения после пережитых каторжных лет? Перед этим периодом писатель описывал лишь внешние черты своих персонажей, а после него – все глубинные аспекты их внутреннего мира, раскрывая правду, подобно матери, рождающей новый мир. В фильме эта трансформация практически не показана. Непонятно, почему авторы не решили показать творческий процесс писателя, его мучительные поиски истины, его ночные размышления. Как он носил идею "Бесов" на протяжении двух с лишним лет, как родилась идея "Бобки" или "Сна смешного человека"? И это лишь малая часть того, что осталось за кадром. В фильме мы видим лишь общие эпизоды общения писателя с друзьями, его женитьбу и прибытие в Петербург. Затем, словно по мановению волшебной палочки, он уже зачитывает публике "Записки из подполья". Затем следуют обыденные хлопоты, "Подросток", "Бесы" – все в одном потоке событий. А где же муки творчества, борьба с собой, поиск истинных ценностей? Конечно, в фильме присутствуют отсылки к покушению Аполинарии, встрече с теоретиком убийства, но все это выглядит как дешевая романтическая патетика. Непонятно, почему авторы пропустили сцены чтения газет, из которых писатель черпал вдохновение для своих произведений, почему не показали его благотворительность, его помощь бедным, в отличие от его личного достатка. Не показана и его предсмертная болезнь, его постоянный кашель. Очевидно, что не удалось уместить все детали биографии писателя в восьми эпизодах, однако создание хотя бы основных сюжетных линий было бы желательно. И последнее: напрасно проигнорировали образ Льва Николаевича Толстого, достойного быть в числе героев фильма. Главная претензия к фильму – это неудовлетворительный финал, абсолютно не соответствующий духу произведения. Зачем авторы попытались изобразить Достоевского счастливым? Разве он мог достичь счастья, если бы написал такие романы, если бы пережил такое? Попытка изобразить писателя как вечного странника также вызывает вопросы. В действительности, его скитания были вынужденными, а не по собственному желанию. Что касается звукового сопровождения, то оно не соответствует атмосфере фильма. Мелодии не согласуются со сценами. Музыка, должна бы создавать атмосферу, но она только отвлекает от просмотра. В заключение, несмотря на недостатки, фильм производит положительное впечатление благодаря игре Миронова, пейзажам Петербурга и атмосфере "достоевщины". Именно такие киноленты нам и нужны, чтобы почувствовать связь с прошлым, понять великих соотечественников. Не все фильмы бывают шедеврами, но в этой картине есть искренность и талант.
## Грандиозная драма о гении: размышления о фильме о Достоевском Личность Федора Михайловича Достоевского для меня олицетворяет собой пик человеческого потенциала, вершину интеллектуального и духовного развития. Да, я осмелюсь утверждать, что его вклад в мировую культуру превосходит заслуги многих знаменитых полководцев, первооткрывателей или даже монархов. В нем, как мне кажется, искрится божественная искра, несравнимо ярче, чем в жизнеописаниях многих выдающихся деятелей. Судьба Достоевского была отмечена неимоверными страданиями, глубочайшими душевными ранами, но он не просто выдержал их – он преобразил их в вечные произведения искусства. Каторжный труд, унижения, нищета – все это, казалось бы, должно было сломить, но вместо этого оно обострило его гений, наполнило его прозрениями, которые до сих пор будоражат умы. И как не увидеть в его освобождении, в милостивом акте царя, не отражение высшей воли? Сложно представить себе кого-либо, кто мог бы любить Россию так же беззаветно, так глубоко, как Достоевский. Кто бы мог столь отчаянно ее защищать, сопереживать ее страданиям, постигать ее сложный, противоречивый дух? По моему мнению, он – уникальное явление в истории литературы, единственный, наряду с Антонином Чеховым, чье перо неизменно рождало шедевры. "Бесы", "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Записки из мертвого дома" – это не просто книги, это – Книги с большой буквы, вехи в духовной карте человечества. И признание Достоевского не ограничивается пределами России, он покорил сердца читателей во всем мире, став объектом глубочайших исследований и восхищенных интерпретаций. Отобразить на экране жизнь гения – задача поистине титаническая, требующая колоссальных творческих усилий. Специфический подход Хотиненко к этой задаче, безусловно, заслуживает признания. Телевизионная интерпретация воссоздает драматический период, охватывающий ссылку писателя и последующее создание грандиозного романа "Братья Карамазовы". Режиссер, как мне кажется, стремился не к демонстрации творческого процесса, а к погружению в саму жизнь Достоевского, в механизм зарождения его образов. Показать, как пронизывает его сознание поток идей, как рождаются персонажи, терзаемые муками совести и вечными вопросами – задача крайне сложная, требующая глубокого понимания природы гения, с его особенным восприятием мира, дозволяющим ему видеть то, что скрыто от обыденного взора. Разумеется, за все приходится платить, и гении, как и все смертные, не застрахованы от ошибок и их последствий. Телефильм убедительно демонстрирует болезненную, всепоглощающую страсть писателя к азартным играм, его непростую борьбу с внутренними демонами, его взлеты и падения. Обещание Миронова создать роман в месяц, сцена, пронизанная нервным напряжением и творческим азартом, просто поражает воображение. Создать роман объемом в триста страниц за столь сжатые сроки – это подвиг, граничащий с невозможностью. Декорации, безусловно, заслуживают высочайшей похвалы, они создают неповторимую атмосферу и помогают глубже понять характеры персонажей. Что может быть прекраснее петербургских видов, воссозданных с филигранной точностью и воссоздающих дух эпохи? В Голливуде подобного вы не найдете. Что касается актерского состава, то, к сожалению, в исполнении Чулпан Хаматовой я не заметил привычной блестящести. Она, безусловно, затмевает многих актрис своим талантом, но, на мой взгляд, ей не удалось полностью передать глубину и сложность характера своей героини. Однако, Евгений Миронов и Дарья Мороз проявили себя в эпизодических ролях, а Константин Певцов, как всегда, порадовал своей непринужденной игрой. Алла Юганова, с которой я познакомился благодаря этой картине, произвела на меня неизгладимое впечатление. Остались ли в нашей стране молодые актрисы с чистыми и открытыми глазами, способные передать тонкость и достоверность образа женщины XIX века? Да, по крайней мере, одна есть – Алла Юганова. Ее воплощение Анны Сниткиной, возлюбленной Достоевского, – это настоящий триумф актерского мастерства. Она сыграла женщину, которая смогла простить все ошибки своего мужчины, пережить все невзгоды, выпавшие на ее долю, и вынести гибель двух своих детей. Эпизод, в котором Достоевский делает Анне предложение руки и сердца, – самый сильный и трогательный в картине. Режиссер выстроил роль Анны таким образом, чтобы она смогла раскрыть всю палитру чувств – боль, радость, счастье, муки, любовь. Особого упоминания достоин Евгений Миронов. Его игра в "Идиоте" уже утвердила его как одного из величайших актеров современности. Несомненно, в моей памяти навсегда останутся Олег Янковский и Кирилл Лавров, но роль Достоевского в исполнении Миронова стирает все границы. Его игра пронзает сердце, заставляя трепетать от сопереживания. Ему удалось создать нечто подобное тому, что ранее удавалось лишь Энтони Хопкинсу или Роберту Де Ниро в Голливуде – играть одними глазами. Это искусство, доступное лишь настоящим мастерам. В его глазах отражалась вся гамма человеческих чувств и эмоций – огонь и тень. Самое главное – он не играл Достоевского, он был им. Миронов – мастер сомнения, и весь фильм строится на этом ощущении. Хотиненко сумел показать жизнь великого писателя как грандиозную лотерею, предоставив своему герою вытянуть счастливый билет в финале. Игра Миронова достигает апогея, поднимаясь к вершинам духовного просветления. Если в начале было еще много сомнений, удастся ли ему справиться с этой сложнейшей ролью, то впоследствии они развеялись без следа. Пережить подобное испытание под силу лишь тем, кто способен принести жертву во имя искусства. В заключение хочу отметить, что, безусловно, картина не лишена недостатков. Каторжный труд мог бы быть показан более убедительно, как и конфликты Достоевского с западниками. Однако это относится лишь к первым сериям. Далее режиссер нашел нужный ритм и сумел воссоздать образ гения в том свете и окружении, которое было наиболее уместно. Меня покорил финал, лишенный трагизма смерти. Достоевский продолжает жить в душах миллионов почитателей по всему миру. И если вам доведется прогуляться по вечернему Санкт-Петербургу, когда улицы заполнены людьми, вы ощутите, что все герои писателя – живые, реальные люди. В заключение хочу сказать, что в фильме потрясающий актерский состав, великолепные петербургские пейзажи и замечательная музыка, безупречная работа операторов и гениальная игра Евгения Миронова, открытие молодых талантов. Все это делает фильм важнейшим событием на телевидении за последнее десятилетие. Спасибо режиссеру за то, что он показал России ее гения, за то, что он пробудил интерес к его книгам. Моя оценка – десять из десяти, и я ставлю ее с глубоким удовлетворением. Это не сериал, это – телефильм, за что ему отдельное спасибо!
## О гении и его отражении: размышления о новом фильме о Достоевском Федор Михайлович Достоевский – фигура колоссальной значимости для культурного и духовного ландшафта России, и не только. Его влияние пронизывает границы, вдохновляя и тревожа читателей во всем мире. Однако даже его литературная гениальность кажется бледной тенью по сравнению с величием мыслителя, психолога и пророка, скрытого за фасадом его произведений. Подобная личность, несомненно, манит кинематографистов, соблазняя идеей возвести его сложную жизнь в художественную форму. Стремление это похвально, актеры подобранные внушительны, и общее впечатление от работы оставляет неоднозначное, порой даже глубоко трогательное. Тем не менее, я осмелюсь высказать ряд критических замечаний, предшествующих признанию бесспорных достоинств этого многосерийного полотна. Суть в том, что перечисление существующих шероховатостей кажется излишним, поскольку, возможно, их бы и не возникло вовсе, если бы название фильма было иным. Подавляющее большинство зрителей, я полагаю, ожидают от многосерийной драмы, носящей гордое имя "Достоевский", всестороннее и проникновенное раскрытие личности этого мудрого провидца. Мы жаждем, хотя бы в мечтах, проследить по его тернистому пути через лабиринты гениального разума, заглянуть в глубинную бездну подсознания, с благоговением наблюдая за рождением великих романов. Именно это, я убеждена, и является тем главным магнитом, притягивающим аудиторию. К сожалению, лишь незначительная часть этих ожиданий находит свое воплощение на экране. Авторы фокусируют свое внимание на Достоевском как на человеке, на мужчине с его страстями и слабостями, в ущерб его роли как мыслителя и писателя. Безусловно, пристрастие к азартным играм, любовные перипетии Федора Михайловича - это неотъемлемая часть его биографии, достойная рассмотрения. Но допустимо ли ущемление столь выдающейся личности, ограничение его образа рамками лишь отдельных, относительно скудных аспектов? Возможно, да. Но в таком случае выбор названия представляется неверным, более уместным было бы что-то вроде "Любовь и Искушение Достоевского" или подобное. Впрочем, для тех, чье любопытство движимо исключительно стремлением заглянуть за занавес личной жизни знаменитостей, подобное название, несомненно, звучит более заманчиво. Однако нас, почитателей его творений, гораздо больше интересует глубокий, содержательный взгляд на творчество писателя. А в итоге мы получили нечто, что представили нам киношники, ограниченные, казалось бы, поверхностными знаниями о жизни Достоевского. Вопросы сыпались, словно искры: "Неужели он действительно вел себя настолько неблаговидно?!" – с оттенком искренней обиды. "Как же так, куда скатился тот, кого мы так почитали?!" Прелюбодейство, зависимость от финансовой помощи брата, регулярные посещения казино, проигрыши… – негодяй, несомненно. При этом совершенно не учитывается тот факт, что после кончины брата Федор Михайлович, имея законное право отказаться, взял на себя все его долги, что считал своим долгом чести. Обвиняя Достоевского в игромании, игнорируется тот важный момент, что человек, страдающий эпилепсией, переживает период нестабильности психического состояния, что делает его крайне уязвимым для подобных искушений. Как бы то ни было, Достоевскому удалось побороть свою страсть и обрести свободу – достижение, требующее глубокого уважения. Однако фильм представлен таким образом, что лишь истинные поклонники Федора Михайловича способны разглядеть его подлинную, прекрасную сущность, скрытую за слоем неприглядного поведения. Возможно, создатели и рассчитывали на именно на эту категорию зрителей? Вряд ли. Всеобщим достоянием является тот факт, что сложные интриги и азартные игры для многих гораздо интереснее, чем серьезные размышления о философии и формировании религиозного самосознания. Отложим критику в сторону. Ведь она меркнет перед блеском актерского мастерства Евгения Миронова. Я искренне опасалась, что увижу очередную попытку воспроизвести гениальную игру, подаренную нам ранее князем Мышкиным. Как же я ошибалась! Выдающийся актер превзошел все ожидания, покорив мое сердце и подарив восторг от мастерства, с которым он воплотил на экране близкий мне образ. Некоторые зрители были озадачены: что случилось с речью Миронова? Его ли это голос? Или его речь подверглась компьютерной обработке? Нет, дело обстоит иначе. Оказывается, Миронов был знаком с особенностями голоса Достоевского. И, обладая тонким пониманием, актер решился воссоздать его, говоря таким образом, будто никогда не владел другим. Утверждают, что Миронов никогда не посещал казино. Но кто поверит в это, видя страдания своего Достоевского у рулетки? Эпизод, посвященный рулетке, я едва досмотрела. В буквальном смысле слова я с трудом сдерживала порыв броситься за экран и собственными руками увести "Федора Михайловича" от стола. Все внушало, что происходящее реально, что оно происходит здесь и сейчас, прямо передо мной, и что я обязана что-то предпринять. Это результат гениальной игры актера. Благодаря потрясающей игре Миронова, можно с легкостью закрыть глаза на отдельные недочеты картины. Евгений, огромное вам спасибо за незабываемые впечатления! Мне остается лишь сожалеть о том, что вам не удалось раскрыть перед зрителями всю полноту своего таланта. Я с удовольствием пересмотрю фильм, которому в уме, потихоньку, я присвою новое, более точное название.
Порой, невзирая на бурное обсуждение и многословные споры, подлинно ценные, глубокие телепроекты, особенно в формате ограниченного цикла, в отечественном кинематографе – поистине деликатный товар. В прежние годы мое внимание неизменно приковывал сериал «Исаев», да и на другие даже не находилось времени, да не в силу стремления к неукоснительной оптимизации каждой минуты существования и морализаторства о бренности развлечений, а скорее из-за тоски по тем самым протяженным, многосерийным историям, которые дарили ощущение погружения в иной мир, а ныне столь редки. Возможно, я предъявляю излишние, нереалистичные ожидания. Проект «Достоевский», рожденный талантливым видением Владимира Хотиненко, стал настоящим спасением, приятным исключением из общего уныния. Я с нетерпением предвкушал его появление на экране – ведь само ожидание зачастую превосходит само зрелище – и мои ожидания были полностью оправданы. И причина этому, помимо прочего, лежит в моей личной заинтересованности в творчестве Федора Михайловича. Я не могу назвать себя его фанатичным поклонником, однако знаком с большей частью его сочинений, многие из которых оставили глубокий, неизгладимый след в моем сознании. Второе, не менее значимое обстоятельство, – это воплощение образа великого писателя на экране, исполненное гением Евгения Миронова. Позволю себе небольшое отступление, чтобы воздать должное его мастерству. В последние годы складывается тревожное впечатление, будто даже не обладающим выдающимися талантами актерам вручают почетные звания, а каждый третий позиционируется как гений. Трудно в это поверить. Впрочем, даже крохотный репертуар, казалось бы, не мешает говорить о нем, как о "свежем глотке воздуха" в российском кино. И все же, я убежден, что истинное актерское мастерство раскрывается лишь спустя годы, когда за спиной формируется внушительная фильмография. И в этом смысле Евгений Витальевич, безусловно, является признанным виртуозом, одним из величайших актеров нашей эпохи. С трудом подбираю слова, чтобы в полной мере выразить свое восхищение его игрой, но он, несомненно, превосходно проникает в суть каждого персонажа. Заманчиво было бы узнать, сколько времени и усилий он вложил в подготовку к этой роли. Вспоминается цитата из советской киноленты, пережившей не одно десятилетие: "Главное – это вжиться в роль, почувствовать ее всем своим существом". И Миронов, без всякого сомнения, вживается в роль с полной отдачей. Страшно даже представить, какое колоссальное напряжение духа ему потребовалось для этого. Еще размышления наводят на определенные раздумья. Часто можно услышать критику в адрес исторических экранизаций, обвиняющих их в исторической неточности, некомпетентности сценаристов и произволе с оригинальными событиями. Приходится констатировать, что "исторические" костюмы - скорее декорации, чем реконструкция. Лично я воспринимаю подобные произведения иным образом, ориентируясь на общее впечатление, а на мелочи внимания не обращаю. И если следовать такому подходу, то "Достоевский" безусловно удался, поскольку я, невзирая на свою нелюбовь к телевидению, стремился к экрану в то время, когда сериал шел в эфире. Он моментально погружает в ту атмосферу, в которой жил и творил великий автор. От всей души благодарю создателей за этот незабываемый опыт!
Потрясающий биографический сериал! И, без преувеличения, актерская работа Евгения Миронова – это настоящий триумф! Почувствовать, воплотить на экране сложный, многоаспектный характер гениального писателя, донести до зрителя всю глубину его противоречивой натуры – это требует колоссального таланта и преданности делу. Признаюсь, это поистине выдающийся современный российский актер, чье мастерство поражает воображение. Достоевский, несомненно, занимает особое место в пантеоне моих любимых русских писателей. Несмотря на то, что его бурная, трагическая жизнь, склонность к азартным играм и пережитые психические потрясения вызывают во мне сложные, неоднозначные чувства, а его религиозные убеждения не находят полного резонанса в моей душе, я не могу отрицать его художественного величия. Я умею отделять творчество от личной биографии, и даже признавая его недостатки, я открыт для гения его произведений. В них заключена поразительная, болезнетворная педантичность, граничащая с гениальностью. Достоевский бесстрашно обнажал самые сокровенные мысли, скрытые пороки и потаенные страсти, предлагая читателю увидеть неприглядную, но завораживающую картину мира, от темных закоулков бедности до роскошных дворцов аристократии. И Миронов с поразительной точностью передал этот образ – человека, поглощенного зависимостью, с едва уловимым садистским оттенком, способного на саморазрушение ради навязчивой идеи, способного бросить свою семью на произвол судьбы. Я уверен, что многие зрители увидят в этом портрете знакомые черты, осознают необходимость дистанции от подобного типа личности. В мелькающих эпизодах, в обрывочных диалогах, в драматических ситуациях проступают те самые герои его романов, ожившие на экране, будто выплывшие из глубин памяти. А исполнение актером стихотворения Пушкина "Пророк"... Это был момент абсолютной чистоты, который затронул самые тонкие струны моей души, вызвав катарсис, глубокое потрясение и ощущение прикосновения к вечности. Это было не просто декламирование, это было откровение, исполненное с такой искренностью и глубиной, что невозможно было остаться равнодушным.