Описание
Рецензии

Сериал Инквизиция / Inquisitio

Актеры:
Орельен Вик, Владислав Галард, Аннелиз Эм, Лула Коттон-Фрапье, Квентин Мерабет, Анн Броше, Филипп Дюкло, Кристоф Флюдер, Ив Жак, Филипп Лоденбаш
Режисер:
Николя Кюш
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Франция
Вышел:
2012
Добавлено:
7-8 серия из 8 (06.10.2013)
Рейтинг:
7.48
6.60
В самом сердце Карпантру, где тени древних легенд переплетались с реальностью, воцарилась атмосфера гнетущего ужаса. По повелению Папы Климента VII, в эти мятежные земли прибыл Барналь, один из самых авторитетных и безжалостных представителей Великого Инквизиторского ордена. Его миссия была не просто сложна – она представляла собой погружение в пучину богоотступничества, требовавшую острого ума и непоколебимой веры. В Карпантру совершено дерзкое и кощунственное деяние, потрясшее основы христианской веры: священнослужитель, аббат Тюйяр, был зверски распят на кресте, вопиющее нарушение небесных законов. В это же время, сквозь туман тревожных предзнаменований, разворачивалась другая, столь же драматичная история. Самюэль, юноша, движимый отцовской любовью и долгом, вместе со своим отцом, Давидом, отважно бросились на помощь Лекло, чья супруга, мучимая тяжелейшими родами, балансировала на грани жизни и смерти. Рискуя гневом небес и последствиями запрета на оказание помощи христианам, они совершили акт милосердия, вмешиваясь в промысел Божий. И вот, когда Самюэль, наконец, осмелился покинуть дом, где только что был рожден ребенок, его взгляд был пронзен отвратительной картиной, словно сошедшей со страниц апокалиптического видения. В ближайшей церкви, залитая зловещим заревом свечей, возвышался крест, а на нем, в мучительных предсмертных судорогах, висел распятый аббат Тюйяр. Изображение это было настолько шокирующим, настолько противоречащим всякой справедливости и благодати, что оно навсегда отпечаталось в памяти Самюэля, предвещая грядущие испытания и раскрывая глубину зла, поселившегося в Карпантру. Этот жуткий инцидент явился не только вызовом для Великого Инквизитора, но и предзнаменованием бури, надвигающейся на этот уголок мира.
Пожалуй, нечасто можно встретить на российском телевидении произведения, действительно достойные звания современного кинематографического искусства. Если и есть исключения, то в числе немногих маячит ГТРК «Культура» – островок неподдельной интеллектуальной ценности в океане конъюнктурных развлечений. Позволю себе откровенность: именно этот телеканал служит для меня своеобразной своеобразной "лимитной" точкой, барометром, определяющим качество современного медиапространства. Недавно мне не довелось лицезреть французский восьмисерийный телефильм «Инквизиция» по первоначальному графику, однако возможность ознакомиться с его онлайн-версией, дублированной для «Культуры», стала настоящим благословением. И вновь убедилась в справедливости своего доверия к этому каналу. Масштаб и художественное воплощение сериала превосходят любые ожидания, демонстрируя невероятно высокий кинематографический уровень. Если проводить параллели с классикой, то «Инквизиция» невольно сопоставима с триумфом Эйзенштейна, а именно с фильмом «Имя Розы» (1986) по одноименному бессмертному роману Умберто Эко. Обе эти истории переносят зрителя в мрачный период европейской истории, когда безжалостные церковные суды, именуемые «инквизицией», становились инструментом политических интриг и религиозного фанатизма. В фильме "Имя Розы" францисканский монах, блистательно сыгранный Шоном Коннери, вместе с юным послушником расследует серию трагических смертей в бенедектинском монастыре. В описываемом же сериале центральной фигурой становится Великий инквизитор Барналь, прибывший в городок Карпантра для расследования особо жестокого преступления – распятие священника. Однако это лишь верхушка айсберга. Сюжет разворачивается на фоне сложной геополитической обстановки, где два Папы – римский и авиньонский – ведут непримиримую борьбу за власть, не стесняясь никаких средств, вплоть до распространения чумы, как инструмента устрашения. Отражение этого хаоса, безжалостное изображение религиозного лицемерия, по сути, является печальной константой мировой истории. Завораживающе показана судьба европейского еврейства того времени, демонстрирующая, к сожалению, скорее трусость и прагматизм, чем благородство и верность заповедям. В погоне за самосохранением забываются не только общинные интересы, но и сама вера. Сценарий изобилует обвинениями в ереси, кострами, на которых сжигают невиновных, и несправедливыми казнями, призванными укрепить авторитет одного из соперничающих Пап. Несмотря на всю жестокость и мрачность, сюжет захватывает своей динамикой, а высочайший класс актерской игры, безупречная режиссура и операторская работа лишь усиливают впечатление. Фильм, безусловно, достоин высочайшей оценки, представляя собой безупречный образец европейского кинематографического искусства. Вся эта кровавая история заставляет задуматься о той беспредельной жестокости и негуманности, что скрывались под личиной религиозного рвения. Инквизиция не пощадила ни великого Джордано Бруно, ни множество простых людей, сожженных на кострах за их убеждения и преследования.
Понятие "инквизиция" прочно укоренилось в общественном сознании, став нарицательным символом безжалости, лицемерия и вседозволенности в стремлении к власти. В современной лексике оно описывает коварных и беспринципных людей, готовых на самые гнусные поступки и изощренные формы притеснений ради достижения своих амбиций. Тёмные страницы средневековой инквизиции оставили неизгладимый, глубоко болезненный отпечаток на душе человечества, породив волну отвращения и страха. Именно поэтому просмотр картины под названием "Инквизиция" сопровождался ощущением предчувствия, затаенной тревоги. Что ещё можно ожидать от эпохи, когда невинные души, женщины с рыжими волосами, становились жертвами жестоких преследований, подвергаясь сожжению на костре лишь за этот генетический признак, что считалось признаком демонической природы? Всё необъяснимое, не подвластное разуму, объявлялось колдовством, а исцеление от тяжёлой болезни, совершенное опытным лекарем, автоматически квалифицировалось как проявление тёмных искусств. Несмотря на эти опасения, я всё же досмотрела фильм до конца, поддавшись очарованию захватывающего сюжета и великолепной актёрской игре. Меня манила надежда на то, что торжество добра неизбежно, что зло будет повержено и справедливость восторжествует. И действительно, злодеи были подвергнуты наказанию, справедливость, казалось, восстановилась. Однако, на мой взгляд, это была лишь относительная победа. Существование справедливости в ту эпоху, которую по праву называют мрачной, представляло собой невероятно сложную задачу, полную противоречий и лишений. Вкратце о сюжетной линии: инквизитор Барналь получает задание от Папы Климента VII расследовать жуткое преступление, совершенное в Карпантра, где священник был зверски распят на кресте. По мере развития событий выясняется, что эта цепочка преступлений является лишь следствием ожесточённого противостояния между двумя папскими престолами – Римским и Авиньонским. За спинами Барналя и де Тюрена плетутся интриги, и оба претендента на папский престол, движимые жаждой власти, готовы на любые подлости, используя ложные обвинения в ереси, подвергая людей жестоким пыткам и сожжениям, и даже устраивая эпидемии чумы для устранения конкурентов. Однако, несмотря на все предпринятые усилия, ни один из них не смог удержать папский престол в своих руках. Даже самые гнусные и бесчеловечные действия, направленные на достижение этой цели, не принесли желаемого результата.