Описание
Рецензии

Сериал Кровавая барыня
Салтычиха
Актеры:
Юлия Снигирь, Кристина Бабушкина, Северия Янушаускайте, Фёдор Лавров, Влад Соколовский, Юрий Цурило, Даниил Муравьев-Изотов, Пётр Рыков, Марта Тимофеева, Игорь Ясулович
Режисер:
Егор Анашкин
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
15-16 серия из 16
(01.03.2018)
Рейтинг:


Представьте себе, словно сквозь пелену времени, мы погружаемся в эпоху, когда нравы были строги, а тайны плелись из шелка интриг и страха. Восемнадцатый век, эпоха Просвещения и дворцовых переворотов, становится фоном для необычайной саги, разворачивающейся в сердце Российской Империи.
В этом витиеватом лабиринте исторических обстоятельств разворачивается запутанное расследование, исполненное мрачной загадочности. Имперские власти ведут напряженную погоню, словно охотники на дикого зверя, за безжалостным серийным убийцей, терроризирующим общество. Но здесь кроется нечто, что переворачивает все представления о справедливости и морали – это не просто преступник, а женщина, чье имя впоследствии эхом прокатилось по анналам истории, как символ немилосердной жестокости и непредсказуемости.
Кто мог и представить, что за фасадом благородной и неприметной столбовой дворянки скрывается кровожадная душегубка, чьи деяния не поддаются рациональному объяснению? Дарья Салтыкова – имя, ставшее символом трагедии, имя, неразрывно связанное с незримой, мучительной и обреченной любовью к Сергею Салтыкову, человеку, чья блестящая карьера и покровительство императрицы сделали его объектом всеобщего восхищения и зависти. Ее действия, продиктованные роковым влечением, породили водоворот ужаса, затмивший светлое сияние эпохи. Погоня за ней превратилась в нечто большее, чем просто поимка преступницы - это стало преследованием самой сути человеческой природы, способной на самые чудовищные поступки.
Некоторые критики подчёркивают исторические неточности драматического полотна, не скрывая этого с самого начала. Однако, по моему мнению, это захватывающая и насыщенная событиями костюмированная драма, искрящаяся энергией и визуальной красотой. Я не намерен углубляться в академические дебаты об аутентичности истории Салтычихи – ее биографические факты общеизвестны. Мое внимание сосредоточено исключительно на художественной ценности самого сериала, на его визуальном ряде и актерской игре.
Особого внимания заслуживает Юлия Снигирь, создавшая поистине незабываемый образ главной героини. Талантливо воплотить столь сложный и многогранный характер под силу немногим актрисам. Мимика, интонации, даже манера двигаться – все претерпевало метаморфозы от серии к серии, филигранно прослеживая трансформацию наивной девы в беспощадную, пропитанную кровью барыню. Создателям удалось мастерски использовать троп "нет звериного начала без причины", проследить эволюцию Дарьи, начиная с ее детства. Мы являемся свидетелями проявления психического расстройства, явного с ранних лет, и его генетической предрасположенности, унаследованной от матери. Религиозные деятели склонны приписывать это состояние божественному одержимости, и даже пытаются избавить Дашу от этого "проклятия" посредством церковных обрядов, что приводит к ее дальнейшей изоляции. Поражает талантливость юной актрисы, исполнившей роль маленькой Даши – редко встретишь столь одаренных детей, особенно в отечественном кинематографе. Ее игра отличалась поразительной правдивостью и эмоциональной глубиной, заслуживающей самых высоких похвал.
Сюжетные линии развиваются неторопливо, с акцентом на внутреннюю драму героини, а не на демонстрацию ее жестокостей, хотя они, безусловно, играют существенную роль в повествовании. Каждый поступок Дарьи имеет свое объяснение, ни один из них не является произвольным или случайным. Перед нами предстает глубоко несчастная женщина, вынужденная противостоять гнетущей системе, оказавшись один на один с ее несправедливостью. Выросшая в стенах монастыря, она практически не знакома с мирской жизнью, грубо извлеченной из ее уединенного существования. Это не служит оправданием ее бесчеловечных деяний, но, тем не менее, вызывает чувство сострадания. Являясь, по своей натуре, душевным и светлым человеком, Дарья поддается давлению обстоятельств и ломается под их тяжестью. Ненавистный брак, несчастная любовь, родственники, плетущие интриги, и полное отсутствие поддержки – все это становится катализатором ее морального разложения. Прислуга склоняет голову в подобострастии, но готова в любой момент предать и тайно испытывает к ней ненависть. В конечном итоге, хрупкое сознание Дарьи не выдерживает, и она становится жертвой своей болезни.
Сериал блестяще демонстрирует, к каким последствиям может привести неограниченная власть и череда трагических неудач. Снигирь воплотила образ Салтычихи с невероятной убедительностью; не было ни одной сцены, где ее игра вызвала бы хоть малейшее сомнение. И, что немаловажно, все актеры создали великолепные образы, поддерживая высокий уровень художественного исполнения. Удивительно, что это драматическое полотно не привлекло больше внимания, затерявшись за обилием примитивных и однотипных мелодрам, повествующих о провинциальных красавицах и их богатых возлюбленных. Здесь представлена целая палитра человеческих эмоций и пороков: любовь, ненависть, предательство, безумие, надежда – все это переплетается в сложную и захватывающую историю. Я убеждена, что еще не раз вернусь к просмотру "Кровавой барыни". В последнее время редко что-то производило на меня столь сильное впечатление.
Завершив просмотр этого многосерийного полотна, я испытываю противоречивые чувства. Безусловно, сериал производит впечатление, и впечатление весьма положительное, но с оговорками. Если бы его отнесли к жанру фэнтези, он бы казался не просто хорошим, а безупречным. Ведь создатели сами признались, что не стремились к абсолютной исторической достоверности, уловив лишь общее настроение эпохи. Замечательно, когда творцы так поступают, но тогда, вне всякого сомнения, следует более аккуратно использовать эту вольность.
Изящные накидки, щедро наброшенные на обнаженное тело, и умопомрачительные вальсы, исполняемые в роскошных залах – это уже не просто отход от исторической канвы, это скорее грубое искажение духа времени.
Я понимаю стремление создателей к созданию визуально ошеломляющего произведения, способного вызвать трепет и заворожить зрителя. Однако, в таком случае, не лучше ли было сочинить совершенно оригинальный сюжет, выдумать собственную императрицу и барыню, и не претендовать на историческую аутентичность? Тогда и возмущения по поводу участия Солтыкова в любовных перипетиях после кончины Петра III, и игнорирование роли Орловых, не возникли бы.
Актерская игра, бесспорно, заслуживает похвалы. Главная героиня убедительна в своей нестабильности, а воплощение колдуньи вызывает неподдельный трепет. Императрица, к сожалению, не смогла раскрыть свой потенциал в полной мере, в то время как остальные актеры справились со своими ролями весьма достоверно. Костюмы, несомненно, являются украшением сериала, однако мастеру париков следовало бы уделить больше внимания своему ремеслу. Портному также не помешало бы повышение квалификации. Сложно представить, чтобы даже самая эксцентричная помещица позволила своим спутницам носить платья столь неуклюжей формы, как у согляхинок Солтыкова. В те времена корсеты использовались для придания нужной фигуры, и существовал даже царский указ, закрепивший эту практику – указ, который, к слову, никто не отменил. Это, как говорится, вопрос духа, а не буквы закона.
В целом, сериал оставляет двоякое впечатление. Я досмотрела его скорее из-за личной склонности – не люблю оставлять незаконченные дела. Пересматривать вряд ли буду. Друзьям же могу порекомендовать его с оговоркой: как увлекательную, но абсолютно неправдоподобную историческую выдумку.
Изначально я отношусь к российскому телепроизводству с некоторой долей скептицизма, однако в данном случае привлекло внимание визуальное оформление и интригующее наименование проекта. Уже в первые минуты погружения в повествование, создается ощущение некой параллели с гоголевской атмосферой, с его мистическим гротеском и жутковатым очарованием. При дальнейшем просмотре не перестаешь удивляться невероятной детализации постановки, кропотливому подбору исторических костюмов и выразительности мимики актеров, запечатленных в кадрах. Ведь именно эти нюансы зачастую решают судьбу телепроекта – отсутствие глубины и содержательности быстро вызывает желание отложить просмотр в пользу чего-то более увлекательного. Но эта картина представляет собой исключение из правил – здесь есть на что обратить внимание. Музыкальное сопровождение, несомненно, является одним из сильных аспектов сериала, деликатно подчеркивая драматизм и эмоциональную насыщенность ключевых сцен. Прекрасно продумана акцентировка внимания зрителя на мельчайших деталях человеческой психологии, демонстрируя тонкость происходящего и филигранно передавая дух эпохи.
Особый интерес представляет собой изображение взаимоотношений простого народа с необъяснимым, окутанным тайной миром магии и колдовства. Создателям удалось с поразительной точностью воссоздать палитру эмоций и переживаний, свойственных человеку, столкнувшемуся с потусторонним. Безупречный подбор актерского состава лишь усиливает эффект погружения в повествование. Сцена, в которой царица заменяет смертную казнь пожизненным заточением в темнице, является настоящим шедевром режиссуры. Зритель словно переносится в этот момент, ощущая тяжесть ответственности, лежащей на плечах правительницы, глубокую скорбь обреченной на вечное заточение, и потрясение, охватившее народ. Позволено ли нам судить о мотивах власти? Какова истина для человека, лишенного свободы? И как ощущает себя толпа, стоящая между государем и жертвой? Сериал позволяет заглянуть в эти перспективы, демонстрируя точку зрения царицы, измученной принятием решений, заключенной, столкнувшейся с неминуемым мраком, и народа, расколотого между долгом и состраданием. Эта многогранность и способность пробуждать глубокие размышления и делает этот проект, несомненно, достойным внимания.
Первоначально, просмотр сериала вселял определенное очарование. В образе Юлии Снигирь угадывались черты Евы Грин, знакомой по культовой картине "Трактат о любви и голубях", и создавалась аналогичная гнетущая, притягательная атмосфера. Однако, к сожалению, это изящество вскоре рассеялось, словно туман под лучами восходящего солнца. Сценаристы, видимо, в попытке создать нечто новаторское, допустили вопиющую эклектику, смешав элементы разных жанров, в надежде на некий эффект синергии, но этот эксперимент оказался крайне неудачным. Если в "Белой королеве" или "Принцессе" магическая составляющая и любовные интриги искусно вплетены в повествовательный узор, то в "Барыне" подобное отсутствует вовсе, что создает ощущение приземленности и даже некоторой неловкости.
Что касается исторической точности, то здесь она попросту отсутствует. Отсылка к этому содержится уже в титрах, где присутствует декларация о том, что авторы руководствуются не строгой документальностью, а скорее "духом" эпохи. Несомненно, сериал может предоставить интересный взгляд на быт людей, на судьбу помещика или помещицы, на особенности их существования. Важно лишь, чтобы зрители осознали, что в XVIII веке положение женщины было далеко не идеальным, а не следует полагаться на романтизированные представления, которые нередко встречаются в комментариях, утверждающих о всеобщей любви и обожании дам.
Осуждаю любые попытки романтизации и оправдания противоправных деяний, вне зависимости от гендерной принадлежности виновных. Подобные кинопроизведения, к сожалению, часто этому способствуют, особенно опасно их воздействие на подростковую аудиторию, которые склонны к подражанию. Чрезмерно сочувствующие личности, подверженные эмпатии, могут начать испытывать жалость к реальным осужденным, что, в конечном счете, чревато деструктивными отношениями с криминальным элементом.
Если абстрагироваться от того факта, что Салтычиха являлась реальной исторической личностью, и рассматривать сериал исключительно как художественное произведение, то можно поставить ему оценку около 3,7 из 5. Негативное впечатление оставила концовка, которая испортила общее восприятие. Она нарушила хрупкое равновесие, оттеснив сериал от потенциально выдающегося уровня и оставив ощущение незавершенности и упущенной возможности.
Сенсационный исторический сериал, черпающий вдохновение из мрачных страниц давно минувших лет, произвел на меня неизгладимое впечатление. Безусловно, создатели не могли обойтись без творческой интерпретации событий, ведь перед нами не документальная хроника, а художественное произведение. Хотя, признаюсь, обилие сцен, пронизанных жестокостью и садистским насилием, несколько перегружает восприятие. Похоже, у публики существует специфический интерес к подобного рода зрелищам, и, к сожалению, это находит отражение и в кинематографической практике.
Особого внимания заслуживают блистательные актерские работы, прежде всего, исполнения женских ролей. Юлия Снегирь, Кристина Бабушкина, Северия Янашаускайте – их талант и мастерство по-настоящему пленяют, создавая запоминающиеся и многогранные образы. На их фоне игра актеров, воплотивших мужские персонажи, кажется несколько менее яркой, что, к сожалению, омрачает общее впечатление от просмотра.
Невозможно не отметить великолепную работу художников по костюмам, благодаря которой воссоздана атмосфера эпохи с поразительной достоверностью. Сериал дарит зрителю представление о жизни той поры, о судьбе самой Дарьи Салтычихи, личность которой в школьных учебниках была представлена лишь в контексте садистских пыток и убийств крепостных, что послужило причиной ее, как мне казалось, приговора к высшей мере наказания.
Подчеркиваю: это произведение не рекомендовано для просмотра юной аудитории. Однако я настоятельно советую не упустить возможность познакомиться с ним – зрелище это увлекательное, а те, кто не выносит демонстрации насилия, всегда могут пропустить соответствующие эпизоды.
Выражаю глубокую признательность создателям этого захватывающего сериала и администрации платформы за предоставленную возможность его просмотра!
Рекомендуем к просмотру