Описание
Рецензии

Сериал Легенда о Тиле

Актеры:
Лембит Ульфсак, Наталья Белохвостикова, Евгений Леонов, Михаил Ульянов, Лариса Малеванная, Алла Демидова, Анатолий Солоницын, Иннокентий Смоктуновский, Игорь Ледогоров, Микаэла Дроздовская
Режисер:
Александр Алов, Владимир Наумов
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 4 (20.11.2013)
Рейтинг:
7.69
7.50
На обширных, залитых солнцем землях, где народ нидерландцев испокон веков славился своей непримиримостью к несправедливости и неутолимой верой в светлое будущее, царила мрачная эпоха подчинения. Народ, чьи сердца бились в унисон с вольнолюбивыми идеалами, вынужден был склониться под гнетом испанской короны, чьи решения отравляли жизнь каждого жителя. Они познали горькую долю страданий, преследований, лишений, а религиозные фанатики инквизиции разжигали ненависть и возводили костры, поглощающие невинные души. В этой атмосфере угнетения и отчаяния два человека, пронизанные жаждой свободы и справедливости, взволнованно возжелали вернуть утерянный мир и покой на свою измученную землю. Тиль Уленшпигель, воинственный, дерзкий и бесстрашный, и Ламма, душевный, неунывающий, воплощающий в себе неугасимый оптимизм – объединились в стремлении положить конец этой беспокойной эпохе. Путь к освобождению оказался тернист и исполнен опасностей. Им предстояло совершить несметное множество героических деяний, преодолеть невероятные испытания, которые испытывали на прочность их душевную стойкость и физические возможности. Их ждали голод, лишения, преследования, столкновения с могущественными врагами. Однако, благодаря неиссякаемой отваге, изобретательности и крепкой дружбе, они не сломались под гнетом обстоятельств. И, в конечном счете, благородные усилия смелых борцов за свободу вознаградились, и их народ нашёл возможность вдохнуть полной грудью воздух независимости. Эта воодушевляющая история о мужестве, надежде и непоколебимости духа, основана на знаменитом романе Шарля де Костера, и дает зрителю возможность погрузиться в бурную атмосферу прошлой эпохи.
Как часто мы сталкиваемся с изречением: «книга превосходит экранизацию»? В этом, несомненно, кроется зерно истины. Чтение – это акт сотворчества, где наше воображение становится кистью, рисующей мир романа. Мы сами творим образы героев, оживляем пейзажи, воссоздаем атмосферу, зачастую радикально отличаясь от той интерпретации, которую предлагает режиссер. Этот разрыв, эта несоответствие между ожиданиями и реальностью, порождает ощущение дискомфорта, несостоятельности происходящего на экране, не позволяя полностью погрузиться в повествование. Однако, непередаваемо приятно, когда экранизация оказывается достойным воплощением литературного первоисточника, даря зрителю новое, не менее ценное переживание. Именно таким оказалось для меня знакомство с фильмом "Легенда о Тиле". Признаюсь, мой скептицизм был весьма высок. "Легенда об Уленшпигеле" занимает почетное место в списке моих любимых произведений, книга знакома наизусть, ее сюжетные перипетии отшлифованы годами перечитывания. Поэтому, когда я приступил к просмотру экранизации Алова и Наумова, мое отношение было продиктовано предубеждением. Стресс вызвала откровенная адаптация, намеренное отступление от буквальной передачи текста. Создатели честно дали понять, что это – кино, вдохновленное романом, а не его точный пересказ. Незначительное, на первый взгляд, изменение названия, замена гордого прозвища "Уленшпигель" на более нежное "Тиль", послужило своеобразным сигналом. Позже я узнал, что этот прием был намеренным, призванным сгладить резкость образа, придать главному герою человечность. Сценаристы стремились убрать оттенок цинизма и выставить перед зрителем человека, способного на сострадание, на любовь, на все те чувства, которые лежат в основе человеческого существования. Ведь именно этим чувствам доступно переживание страданий, радости, отчаяния, гнева. В те моменты, когда я впервые увидел фильм, я не осознавал этих тонких нюансов. И, возможно, тогда не был бы столь критичен, быстрее проникся бы в мир, созданный на экране. Ведь, несмотря на внесенные изменения, режиссеры с удивительной бережностью отнеслись к роману, сохранив его неповторимую атмосферу. Даже эпизоды, подвергшиеся переосмыслению, органично вписаны в канву повествования, соответствуют духу, заложенному Шарлем де Костером. Стоит отметить, что фильм представляет собой дилогию – "Да здравствуют нищие" и "Пепел Клааса" – два полноценных произведения, тесно переплетенных между собой не только общими героями, но и единой сюжетной линией. Просмотр второй части без первой представляется затруднительным, почти бессмысленным. Начинать знакомство с истории со второй части, а затем возвращаться к первой – вершить над собой несправедливость. Визуальная составляющая картины заслуживает отдельного восхищения. Художники смогли мастерски передать колорит эпохи: от грязновато-оливковых зданий до тяжелых, черно-коричневых улиц. Цветовая палитра, с ее насыщенными зелеными и персиковыми оттенками, словно соткана из красок XVII века. Музыкальное сопровождение – это симфония эпохи, сочетающая испанские мотивы с фортепианной классикой Вивальди и современной музыкой Николая Каретникова. Но особое великолепие заключается в том, как точно визуально воссоздана атмосфера старой Испании: ее инквизиторы, охота на ведьм, пытки, казни, сожженные женщины и другие ужасы, без намека на современное цифровое великолепие. Мастера семидесятых годов прошлого века владели искусством передачи чувств, не прибегая к сложному компьютерному зрелищности. Невозможно не отметить выдающуюся игру актеров, которые, несомненно, являлись звездами своего времени. Каждая роль, даже эпизодическая, воплощена с поразительной глубиной и убедительностью. Клаас, Неле, Ламме, Тиль, Сооткин, Катлин – они оживают, каждый со своей уникальной жизненной траекторией. Смотришь на них и происходит нечто волшебное. Образы, которые я прежде создавал в своем воображении, отступают, уступая место тем, что я вижу на экране. Перелистывая страницы любимой книги, я уже не могу представить себе героев иначе, чем в том виде, в котором они предстали в фильме. Это и есть вершина актерского мастерства – настолько гениально вжиться в роль и передать ее зрителю! Михаил Ульянов в образе Клааса – это воплощение жизнерадостности, образцового отца и мужа, любимца друзей и знакомых. В нем чувствуется сила духа, готовность к борьбе за справедливость, а затем – полное преображение, вызванное несправедливой охотой на ведьм. Ульянов – великолепен! Это неоспоримый факт.
Вплетающийся в канву истории, этот кинематографический шедевр словно рожден из сплава волшебной сказки и жестокой реальности. Действие разворачивается в Иберийском полуострове XVI столетия, эпохе, омраченной мрачной тенью Инквизиции – институтом, чьи безжалостные методы искоренения инакомыслия оставили глубочайшие раны на теле Европы, обедневшая не только материальными благами, но и красотой человеческих душ. Центральное место в этом повествовании занимают трагические перипетии любовной связи двух юных сердец – Тиля и Неле. С самого раннего детства связанные неразрывными узами дружбы, они, казалось, уже предвкушали союз, благословленный самой природой. Однако, судьба, властная и непредсказуемая, плетет свои замысловатые кружева, преграждая им путь к заветной мечте. Тиль и Неле – задорные бродячие артисты, дарившие публику искренним смехом и забавными представлениями, чтобы выжить в непростые времена. И все бы продолжалось в этом русле, если бы не остроумие Тиля, чьи шутки, порой, обрушивались на представителей духовной власти. В эпоху, когда даже малейшее нарушение каралось жесточайшим образом, подобные выходки могли повлечь за собой неминуемую гибель. И вот, доигрался Тиль в остроты, и справедливость, безжалостная и неотвратимая, настигла его. Он пленен и приговорен к виселице. Но, как и подобает главному герою, ему не суждено уйти из жизни так скоро... Отдельной похвалой заслуживает звездный ансамбль актеров, воплотивших на экране эти непростые образы. Этот коллектив, состоящий из признанных мастеров советского кино, способен восхитить даже самого искушенного зрителя. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Михаил Ульянов, Евгений Леонов, Вера Васильева – перечень можно продолжать, восхищаясь масштабом и блеском этой плеяды талантов. Забавно, что изначально роль Тиля была предначертана молодому и подающему надежды Александру Абдулову. Однако, после долгих размышлений и колебаний, режиссеры предпочли ему иностранного актера Лембита Ульфсака, стремясь к более "европейскому" и менее известному облику. Впрочем, сложно представить себе более эффектную и яркую интерпретацию образа, чем мог бы подарить Абдулов. Неоценимым достоинством картины является ее внушительный масштаб, поражающий воображение даже для того времени, когда фильм был создан в 1970-х годах. Для воссоздания аутентичной атмосферы средневековой Испании, съемочная группа выбрала европейскую часть Советского Союза, в частности, Прибалтику, где сохранились уникальные памятники древней архитектуры, напоминающие по своим чертам испанские соборы и замки. Художники и режиссеры черпали вдохновение из произведений великих мастеров живописи – Иеронима Босха и Франсиско Гойи, перенося на экран их мрачные, но завораживающие образы. Кинематографисты сумели блестяще воплотить на экране классические театральные приемы, создавая впечатление живой, пульсирующей постановки. В картине отчетливо просматриваются группы положительных героев, вызывающих искреннее сочувствие и сопереживание. На фоне этих светлых образов разворачиваются злодейства королевской семьи и представителей Церкви. При этом ясно, что отрицательные персонажи обладают неимоверной властью, а положительные обречены на страдания и поражение. Именно эта драматическая напряженность и делает просмотр столь захватывающим, ведь на экране разыгрывается трагедия, схожая с теми, что переживали люди в те мрачные времена. Не зря испанскую Инквизицию считают одной из самых позорных страниц в истории человечества. Если кому-то покажутся чрезмерно жестокими образы королей и духовных лиц, то следует помнить, что в те годы действительность превосходила самые мрачные фантазии. Люди, как и герои фильма, страдали, теряя все, что им дорого, а ценность человеческой жизни была ничтожно мала.
Воспоминания о встрече с картиной "Легенда о Тиле" всплывают во мне, словно драгоценные осколки былого. Первый опыт ознакомления с ней был сопряжен с тайной, с ощущением запретного плода – в конце семидесятых это произведение киноискусства предназначалось для зрелой аудитории, для тех, кто уже достиг совершеннолетия. И это было вполне объяснимо: сквозь призму исторических декораций, сквозь пышные наряды эпохи, проступали искренние человеческие чувства, смелые проявления страсти и откровенные сцены, которые могли смутить незрелое восприятие. Я помню, как мы, юные зрители, собирались у друзей, где родители на время отсутствовали, чтобы потайно насладиться этим фильмом, растворяясь в его атмосфере и сопереживая героям. Слёзы обилия текли по щекам, а гнев и возмущение обрушивались на тех, кто вершил жестокости инквизиции в ту мрачную эпоху. Мы стремились быть похожими на отважных Тиля и его верного товарища Ламме, воплощавших в себе смелость, честность и непоколебимость духа. Позднее, я пересматривала фильм бегло, не вкладывая в просмотр глубокого смысла. Он словно растворялся в потоке школьных уроков истории, возникая обрывками, отзвуками давно минувшего. Сцены из фильма наводили на размышления, удивительно резонируя с современностью – замена эпохи определялась лишь перемене моды и эволюцией орудий насилия. Возможно, это было связано и с той атмосферой девяностых, когда заботы о выживании оттесняли на второй план духовные запросы, а созерцание искусства казалось роскошью. Однако именно в те годы я открыла для себя оригинал – роман Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке". Прочтение книги трансформировало мое восприятие фильма, наполнив его новыми смыслами и слоями. Что-то незримое зацепило меня, укоренилось в подсознании, оставив после себя легкий, едва уловимый след. И вот, годы неумолимо бегут. За спиной остались "нулевые", пережитые в ожидании неминуемого конца света, а фильм по-прежнему остается поразительно жизненным. Как будто мы обречены блуждать по кругу, повторяя одни и те же паттерны: испытывая любовь и ненависть, восхваляя и проклиная, сочувствуя и одновременно причиняя боль. Единственное, что меняется – это наши наряды и выбранное нами оружие. Может быть, это и есть машина времени? Или, скорее, прошлое напоминает о себе, чтобы не допустить его повторения в будущем? Вопрос, требующий глубоких и вдумчивых размышлений. Пересматривая "Легенду о Тиле" вновь и вновь, я не перестаю восхищаться мастерством актеров! Евгений Леонов, олицетворение комического, в этой роли демонстрирует непревзойденную глубину и серьезность. Короткое, но яркое появление Михаила Ульянова, мимолетный образ Веры Васильевой, почти эпизодические роли Натальи Крачковской и неповторимого предводителя слепых, Игоря Ясуловича, – каждый вклад ценен и незаменим. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Лариса Малеванная, Алла Демидова и, конечно же, ослепительная Наталья Белохвостикова – их игра вне конкуренции! Режиссерский почерк мастеров "доперестроечной" эпохи невозможно сравнить с современными подходами. Несомненно, в наши дни появляются талантливые режиссеры, но их немного, преобладают те, кто ориентируется на массовый вкус, на легкодоступные штампы и шаблоны. И эта разница, словно безмолвное напоминание о ценности подлинности и глубины в искусстве.