Описание
Рецензии

Сериал Ленинград
Актеры:
Мира Сорвино, Армин Мюллер-Шталь, Ольга Сутулова, Гэбриел Бирн, Михаил Ефремов, Александр Абдулов, Владимир Ильин, Юлия Рутберг, Михаил Трухин, Евгений Сидихин
Режисер:
Александр Буравский
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 4
(13.05.2013)
Рейтинг:


Дымовая завеса, сотканная из отчаяния и разрушения, окутала Ленинград, воздвигнутый в герметическое плена немецкого наступления. Знаковые исторические сооружения, величественные купола церквей – все было подвергнуто тщательному камуфляжу, призванному обмануть взгляд с воздуха, но не уберечь от сокрушительных ударов. Под градом взрывов, обрушивающихся на город словно нескончаемый ливень, рушились дома, превращаясь в груды обломков и погребая под ними надежды на будущее. Заброшенные транспортные средства, застывшие в вечной неподвижности, стали безмолвными свидетелями трагедии.
Непрекращающийся шквал бомбардировок, обрушивавшийся на Ленинград и днем, и в ночной тишине, обращали некогда процветающий мегаполис в лабиринт руин и смерти. Те, кто уцелел в этом апокалипсисе, оказавшись лишенными крова и средств к существованию, мучительно страдали от голода, терзаемого призраками прошлой сытости. В извращенных представлениях Гитлера, Ленинград должен был пасть жертвой самого жестокого оружия – голода, обратившего бы его жителей в озлобленную толпу, склонную к людоедству ради жалкого клочка пищи. Суточный паек хлеба для простых горожан и детей был ничтожно мал – всего 125 граммов, жалкая дань, не способная насытить даже детскую душу. Поставки продовольствия в осажденный город практически иссякли, обнажив всю глубину отчаяния.
Ладожское озеро покрывала хрупкая, едва заметная корона из льда, но настоящий ледостав еще не наступил, ожидая своего часа еще целый месяц. Единственным проблеском надежды, тонкой нитью, соединяющей город с внешним миром, представляла собой узкая, замерзшая полоска, едва пригодная для передвижения автомобильного транспорта. Существование этого уникального, уязвимого пути было известно лишь одному человеку – Василию Павловичу Краузе, гениальному ученому-гидрографу. Его местонахождение представляло собой загадку, словно он растворился в тумане Петергофа. Высшее руководство возложило на старшего майора Государственной безопасности, Малинина, неотложную задачу – найти Краузе, ибо от исхода этого поиска зависела судьба всего Ленинграда.
В этом круговороте бедствий и лишений, среди истощенных, отчаявшихся людей, теплились искры надежды, воплощенные в образах отдельных личностей. Молоденькая милиционерша Нина Цветкова, в своей нелегкой работе, воплощала собой стойкость духа и преданность городу. Внезапно появившаяся в осажденном Ленинграде проворная журналистка Кейт Дэвис, несмотря на риск, стремилась донести правду о происходящем миру. Талантливая солистка ленинградской оперетты, Анастасия Воздвиженская, пела, чтобы вселить веру и надежду в измученные души. А молодая мать, Соня Краско, чтящая своих двух прекрасных детей, олицетворяла собой неиссякаемый источник любви и силы в самый мрачный период истории.
## Эхо блокады: о фильме, пронизанном болью и надеждой
Не каждому дано постичь всю глубину трагедии Ленинграда, города-героя, чье гордое звание пропитано кровью и страданиями. Фильм, который мы видим, стремится приоткрыть завесу над теми девятьсот долгих дней, когда жизнь в осажденном городе превратилась в мучительную борьбу за существование. Повествование фокусируется на ключевых месяцах 1941 года – Октябрь, Ноябрь и Декабрь – время небывалых испытаний для мужественного города.
Центральная нить повествования следует за судьбами жителей Ленинграда, в чью жизнь волею рока оказалась вплетена судьба молодой американки Кейт. Незадолго до начала блокады она оказалась в городе, где ее ждали лишения и потеря всех документов, что казалось личной катастрофой. Но грядущее оказалось куда более грозным. Её отчаянную ситуацию спасла отважная милиционерша Нина Цветкова, и девушки оказались связаны общей борьбой за жизнь. Однако, между ними встал на пути непреодолимое препятствие – любовь Нины к младшему офицеру милиции Омельченко, чье подозрение в шпионской деятельности ложится на плечи Кейт, заставляя девушек скрываться от преследований не только голода, но и правосудия. Эта сложная игра подозрений и взаимных обвинений создает драматический антагонизм, который становится одним из главных двигателей сюжета.
Параллельно развивается захватывающая линия, повествующая о старшем майоре госбезопасности Малинине и сотруднике НКВД, столкнувшихся с титанической задачей – организации доставки продовольствия в изможденный город через ледяной Ладожское озеро. Их подвижнический труд сопряжен с раскрытием запутанных детективных интриг, поиском вражеских агентов в собственных рядах и ожесточенными столкновениями с немецкими войсками. Безупречная режиссерская работа позволила воссоздать атмосферу военных действий с поразительной точностью, передавая мельчайшие детали и нюансы.
Фильм погружает зрителя в девятьсот дней непрерывного сопротивления, когда голод и война унесли жизни полутора миллионов жителей Северной столицы. Масштабные сцены, снятые на несколько камер с разных ракурсов, создают ощущение полного погружения в происходящее, что особенно ярко отличает эту работу от предыдущих кинематографических попыток воссоздать дух блокадного Ленинграда.
Традиционно, зритель задается вопросом о целесообразности просмотра военных фильмов, опасаясь неточной передачи событий или фальшивой игры актеров. Однако, в данном случае, эти опасения не имеют под собой оснований. Актерский ансамбль демонстрирует безупречное мастерство, и даже при отсутствии симпатии к сюжету, невозможно критиковать ленту за недостаток искренности.
Игра Ефремова, воплотившего образ милиционера Омельченко, вызывает неподдельный восторг. Покинув штампы и амплуа неадекватных и погрязших в алкоголизме персонажей, актер создает образ целостного и убедительного человека, вызывающего искреннее сочувствие. Не менее впечатляющей оказалась игра Сутуловой, создавшей на экране поистине патриотический образ Нины Цветковой, чья история вселяет веру в благородство, верность и стойкость человеческого духа. Именно ее героиня, несмотря на юный возраст, воплощает в себе силу и отвагу, готовую на все ради защиты близких и отстаивания своих идеалов. Ее мудрость и проницательность, зачастую превосходящие опыт более старших коллег, позволяют ей решать сложнейшие задачи, находя оптимальные пути выхода из самых запутанных ситуаций.
Особого внимания заслуживает образ радиовещателя Лаврова – символа несгибаемого духа ленинградцев, чьим голосом передавался сигнал надежды и веры в будущее. Также невозможно не отметить великолепную игру Абдулова в роли Чингасова, воплотившего на экране идеал настоящего офицера – человека, ставящего интересы Родины превыше всего.
Роль Ильина в образе НКВДешника Малинина покоряет своей достоверностью и убедительностью, а Стычкин, исполняющий роль Капицы, открывает новые грани своего таланта. Терехин поражает глубиной и психологической точностью в передаче характера своего героя.
Однако, в ряде эпизодов игра американской актрисы Миры Сорвино, исполняющей роль Кейт, вызывает некоторую недооценку. Отсутствие органичности в её образе, возможно, связано с разницей в актерских школах или ментальных особенностях. В сравнении с силой и убедительностью Нины, её героиня выглядит несколько наигранной и поверхностной.
В то же время, нельзя не отметить великолепную работу народного артиста Лифанова в роли советского офицера Трухина – эпизодическая роль, но запоминающаяся благодаря мастерству актера.
Особо ценным является правдивое и всестороннее изображение работы НКВД в период войны – смелые и самоотверженные люди, обеспечивающие оборону города, доставку продовольствия и выявление шпионов.
На фоне героической борьбы с фашистами особенно остро проявляются социальные контрасты – наглые спекулянты и воры, противопоставленные самоотверженным труженикам тыла. Артисты и деятели культуры, продолжающие создавать произведения искусства, поддерживают дух народа и вселяют надежду на лучшее.
Просмотр фильма требует от зрителя отказа от поиска исторических неточностей и ляпов. Это, прежде всего, художественное произведение, рассказывающее о жизни людей, а не о деталях военных действий. Отступления от реальности необходимы для передачи всей тяжести и трагизма происходящего.
Идеально подобранное музыкальное сопровождение усиливает эмоциональное воздействие фильма, создавая атмосферу трагизма и надежды.
Просмотр этого фильма позволяет понять, почему столь важно было сохранить Ленинград, предотвратив его разрушение и падение, что могло подорвать дух народа и изменить ход войны. Подвиг ленинградцев – это вечный пример мужества, стойкости и любви к Родине.
Оценивая мастерство исполнения и художественную ценность картины, смело присуждаем ей высший балл – 10 из 10.
Не каждому дано с трепетом и восторгом поглощать кинематографические полотна, повествующие о военных перипетиях. И причина сей нелюбовь редко кроется в натуралистичности сцен столкновений и кровопролития. Чаще всего, отталкивает зрителя гнетущая атмосфера безысходности, обреченность персонажей, предопределенных трагическим финалом. Судьба героев, словно печать, накладывает на повествование отпечаток неизбежной гибели.
Однако, кинематограф не сводится лишь к мрачным хроникам. Существуют картины, пленительные своей глубиной, которые очаровывают и поглощают зрителя, перенося его в мир сложных и многогранных отношений. Просмотр таких фильмов сосредотачивает внимание на эмоциональной сфере персонажей, отодвигая на второй план военные события и позволяя полностью погрузиться в их внутренний мир. Фильм, посвященный трагической блокаде Ленинграда, является именно такой работой. Создателям удалось с поразительной достоверностью воспроизвести атмосферу тотального лишения и отчаяния, царившую в осажденном городе. Тем не менее, не обошлось и без определенных исторических неточностей, породивших немалые споры среди специалистов.
Одной из таких дискуссионных точек стало присутствие в городе иностранных журналистов. В условиях железного занавеса, сурово регламентировавшего передвижение иностранцев на территории Советского Союза, появление представителей прессы в осажденном Ленинграде вызывает серьезные сомнения в своей правдоподобности.
Другим поводом для обсуждения стала сцена приготовления Ниной яиц. С учетом дефицита практически всех продуктов во время войны, получение качественного, прошедшего обработку яйца представляется крайне маловероятным. Скорее всего, этот деликатес был недоступен большинству горожан, и даже если яйца и попадали в Ленинград, штамп на них, вероятнее всего, отсутствовал или был стерт. Не исключена и возможность использования голубиных яиц, как более доступной альтернативы.
Несмотря на то, что сюжетно главными действующими лицами являются Нина и Кейт, для каждого зрителя главным героем становится свой. Многие восхищенно отмечали игру Юрия Краско, чей талант позволил ему воплотить на экране образ умирающего от голода ребенка с невероятной силой и убедительностью. Сцена постепенного угасания ребенка, его медленное истощение и потеря сил, была исполнена с редкой проникновенностью, вызвав у зрителей глубокое сопереживание. Особенно пронзительной оказалась сцена, когда умирающему мальчику приносят долгожданную тушенку, но его изможденный организм уже не способен ее усвоить – этот момент оставляет неизгладимый след в душе.
В заключение хочется выразить искреннее пожелание, чтобы на экранах появлялось как можно больше подобных кинематографических произведений, способных без прикрас и искажений раскрыть всю трагическую глубину войны и заставить современного зрителя прочувствовать всю тяжесть тех страшных лет. После просмотра подобного фильма, не остается сомнений в том, что на войне нет легкомысленных и тривиальных героических поступков. Есть лишь один, всеобъемлющий подвиг – выстоять, не сломаться и не преклонить колено перед врагом…
В ряду драматических полотен, посвященных военным конфликтам, этот сериал выделяется своей поразительной достоверностью, своей способностью воссоздать атмосферу и передать глубину трагедии. Героизм ленинградцев, стойкость воинских подразделений, отчаянно оборонявших осажденный город, запечатлены в нем с необыкновенной силой и навсегда останутся в анналах памяти.
В то время, когда над городом нависла тень неотвратимой гибели, когда немцы, движимые безумным замыслом стереть Ленинград с карты мира, планируя на его месте возвести гигантское водохранилище, жители города казались обреченными. Для многих смерть представлялась единственным избавлением от невыносимых мучений.
Но даже в условиях, подрывающих человеческое достоинство, даже в самой немыслимой нужде, люди сохраняют свою сущность, свою способность к состраданию и самоотверженности. Образы, созданные актерами, пронизаны этой внутренней силой. Радист, самоотверженно расходуя свой скудный паек, заботится о родителях. Русский милиционер, с чуткостью и отзывчивостью, оказывает помощь австрийской журналистке, наследнице генеральского рода. Артисты театра, невзирая на смертельную опасность, продолжают дарить надежду зрителям. Воины, с непоколебимой решимостью, защищают каждый клочок родной земли. Радиодиктор, верный своему долгу, ежедневно выходит в эфир, не позволяя отчаянию поглотить город.
Рабочие, действуя в обстановке крайнего напряжения, продолжали выполнять свои обязанности, получая лишь крошечную порцию хлеба – всего триста граммов в день. В те же времена, как это и бывает, процветала спекуляция, наживательство на горе других. Подпольные дельцы, алчно скупая золото и бесценные произведения искусства, купались в наживе, пока тысячи ленинградцев влачили жалкое существование. Люди были готовы на все, чтобы выжить и спасти своих близких.
В тени всеобщего отчаяния процветала шпионская сеть, служащая нацистскому режиму. Злоумышленник, притворяясь благонадежным человеком, процветал, пока дети и старики погибали от голода. Однако деятельность этих дельцов не оставалась безнаказанной. ЧК и милиция безжалостно пресекали любые проявления сопротивления, ликвидируя тех, кто осмеливался критиковать режим. Фильм, без сомнения, является тяжелым психологическим испытанием, однако он лишь поверхностно отражает всю полноту трагедии, развернувшейся в осажденном Ленинграде.
Рекомендуем к просмотру