Описание
Рецензии

Сериал Мушкетеры 20 лет спустя

Актеры:
Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Виктор Авилов, Анатолий Равикович, Алиса Фрейндлих, Алексей Петренко, Ольга Кабо, Юрий Дубровин
Режисер:
Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Жанр:
отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
1992
Добавлено:
сериал полностью из 4 (14.02.2014)
Рейтинг:
7.00
6.10
В сей бурный период французской истории, когда надвигалась угроза неминуемой нестабильности, кардинал Мазарини, терзаемый тревогой за собственное благополучие, обратился к королеве Анне с настойчивой просьбой. Он умолял ее раскрыть имена тех, кто в минувшие годы помогал ей в противостоянии с коварным и могущественным Ришелье. Под давлением обстоятельств, королева, взвесив все "за" и "против", уступила и поведала кардиналу об опасно храброй четверке, некогда служившей ей верными союзниками. Среди них особенно выделялось имя Д’Артаньяна, в те времена уже зарекомендовавшего себя как бесстрашного лейтенанта королевских мушкетеров. Вызвав молодого воина к себе, Мазарини, в долгих и обстоятельных объяснениях, изложил перед ним всю сложность сложившейся ситуации, обрисовав мрачные перспективы дальнейшего развития событий. Он призвал Д’Артаньяна к действию, возложив на его плечи ответственную задачу: найти и убедить прежних товарищей по оружию вновь послужить на благо Франции, не жалея сил и жизни. Однако, выполнить поручение кардинала оказалось не столь просто, как предполагалось. Д’Артаньяну удалось привлечь к делу лишь одного из своих прежних соратников – Портоса, который, хоть и покинувший политическую арену, был готов помочь своему другу и вновь ощутить привкус былого героизма. Арамис и Атос, к великому сожалению, оказались на стороне враждебной Фронды, встав на перепутье судьбы, противоположном интересам короны. Друзья, некогда связанные нерушимой клятвой, обратились друг против друга, перейдя черту, разделяющую верных и предателей. Неизбежно возникает вопрос: как же сложатся трагические судьбы этих некогда неразлучных воинов? Сумеют ли они переступить через обиды и разногласия? И когда же их пути, несомненно, пересекутся вновь, в водовороте событий, которые, несомненно, ожидает Францию? Время покажет, и лишь история сможет дать окончательный ответ на этот волнующий вопрос.
Два десятилетия пронеслись неумолимым потоком, словно река, несущая на своих волнах судьбы и изменяющая пейзаж человеческой жизни. Вопрос, терзавший некогда мушкетеров – вернется ли дружба, окрепшая в битвах и предательствах, на давно забытую тропу? Спустя годы, что могли бы стереть даже самые яркие воспоминания, они вновь оказались перед неизбежным столкновением, словно перевернутые страницы старинной книги. Двадцать лет, как резец времени, оставили свой отпечаток на каждом из них. Юношеский пыл угас, уступив место мудрости, порой горькой и разочарованной. Атос, получивший в наследство родовые поместья, обзавелся сыном и уединился в стенах замка Бражелон, словно желая укрыться от бурь внешнего мира. Портос, избравший семейную гавань, остепенился в браке с прокуроршей, чье влияние не только обогатило его, но и, возможно, немного приглушило его прежний авантюристический дух. Арамис, словно отрешившись от мирских забот, принял сан аббата, погрузившись в созерцание и духовные искания. Лишь д’Артаньян, верный своим юношеским идеалам, продолжал служить короне, храня в сердце пламя надежды и верности. Время не щадит ни людей, ни государства. Смерть короля и кардинала Ришелье повергла страну в политический хаос. Власть перешла к Мазарини, хитрому и мелочному интригану, чья жадность и нелепость вызывали всеобщее презрение. Фрондерство охватило страну, подпитывая недовольство кардиналистской политикой. Судьбы мушкетеров оказались переплетены с клубка политических распрей. Бывшие товарищи, некогда сражавшиеся плечом к плечу, оказались по разные стороны баррикад, разделенные идеологическими разногласиями и взаимными подозрениями. Атос и Арамис прониклись идеями фрондерства, стремясь к переменам и справедливости, в то время как Портос и д’Артаньян, преданные кардиналистам, вынуждены были стоять на противоположной стороне. Разногласия в политических взглядах лишь усугубляли давние противоречия в целях и амбициях. Д’Артаньяна по-прежнему манила перспектива возвышения, Портоса ослепляла мечта о баронском титуле, Атос был одержим идеей возрождения Франции, а Арамис, словно скрывая что-то важное, хранил молчание, наблюдая за развитием событий. Однако, несмотря на все расхождения, они оставались друзьями, связанными невидимыми нитями прошлых лет. Это было удивительное, почти невыразимое ощущение – оставаться друзьями, несмотря на гневные споры и взаимные обвинения. Новая экранизация, словно глоток свежего воздуха, обогатила классическую историю новыми лицами и захватывающими сюжетными поворотами. Из романа были взяты ключевые эпизоды: отчаянный побег Бофора, трагическая казнь короля, арест мушкетеров, дерзкое похищение кардинала. Лишь финал был изменен, придав истории непредсказуемый и трогательный оттенок. Актерский состав, словно тщательно отобранные драгоценные камни, сиял на экране, воплощая на жизнь яркие и запоминающиеся образы. Анатолий Равикович, исполнивший роль кардинала Мазарини, создал гротескный портрет прижимистого, трусливого и лицемерного интригана, явив миру антипод величия Ришелье. Алиса Фрейндлих вновь воплотила на экране гордую и надменную королеву Анну Австрийскую, не заботящуюся о политических перестановках, а стремящуюся лишь к беспрекословному подчинению. Ольга Кабо, исполнившая роль герцогини де Шеврез, подарила зрителям образ очаровательной и кокетливой красавицы, способной плести тончайшие политические интриги, но смягченной своей женственной привлекательностью. Эта экранизация стала настоящим шедевром, новой вехой в истории кинематографа, вознесшим классическое произведение на вершину триумфа. Она продемонстрировала, что даже спустя десятилетия, дружба и верность способны преодолеть любые препятствия, а искусство остается бессмертным.
Безусловно, перед нами одна из наиболее блистательных интерпретаций истории о дерзких мушкетерах. Хотя экранизация и не воспроизводит дословно канонический первоисточник Александра Дюма, она обладает неоспоримым очарованием, пленяя зрителя динамичным повествованием, острой интригой и искрометным юмором. Фильм виртуозно сохраняет дух романа, воссоздавая атмосферу той бурной эпохи, но при этом смело вносит свои коррективы, которые, на мой взгляд, лишь обогащают повествование, добавляя ему глубины и мрачности. Мушкетеры предстают перед нами уже не юными сорванцами, а закаленными в боях воинами, наделенными сложным мировоззрением и острым чувством справедливости. Их мастерство владения клинком, конечно же, безупречно, а мудрость, приобретенная в переплетении политических интриг и смертельных схваток, проявляется в каждом их поступке. В то же время, оригинальная книга отличалась иной, более выдержанной динамикой, неспешным разворачиванием сюжета, тогда как на экране события бурлят стремительнее, хотя это никак не сказывается на зрелищности. Более того, в некоторых эпизодах фильм превосходит первоисточник по живости и комичности. Особое внимание уделено тому, как герои оказываются вовлечены в эпицентр важнейших политических событий, вынужденные искать выход из запутанных ситуаций. Главная тема – нерушимая дружба и преданность, которые служат основой для защиты не только своих интересов, но и идеалов, которым они служат. В романе же акцент смещен на нравственные терзания, на размышления о правоте их действий, в частности, об убийстве Миледи Винтер. В книжной версии сын Миледи, Джон Френсис Винтер (Мордаунт), не является просто жаждущим мести мальчиком. Он – воплощение рока, неотвратимое возмездие, над которым не властна ни сила, ни хитрость. Его появление мгновенно вселяет ощущение надвигающейся опасности. Именно он становится главной преградой на пути мушкетеров, той тенью, которая преследует всех, кто причастен к гибели его матери. И пусть его ненависть внушает трепет, даже жесточайший враг вызывает сочувствие. Кто бы не возжелал отмщения за утрату самого близкого человека, за разрыв связей с прошлым, за лишение будущего? Отвергнув его на улицу, убийцы матери не предвидели, что подобный поступок лишь укрепит его решимость. Однако, в фильме эта сложная и многогранная линия персонажа несколько упрощена. Мордаунт сводится к роли второстепенного антагониста, движимого лишь жаждой возмездия. Виктор Авилов, безусловно, проявил актерское мастерство, однако он был скован рамками режиссерской задумки. Мушкетеры настолько доминируют своим величием, что не позволяют другим персонажам полностью раскрыться. Об актерской игре, впрочем, нет смысла говорить – она безупречна. Мы часто обращаемся к героям фильма по именам персонажей, а не по имени актеров, что само по себе свидетельствует о величии созданных образов. Безусловно, стоит отметить превосходное музыкальное сопровождение, подбор мелодий и песен, которые органично вплетаются в ткань повествования. Их не так много, как в предыдущих частях, но это компенсируется их качеством и выразительностью. Каждая музыкальная фраза не только дополняет атмосферу, но и обогащает эмоциональное восприятие происходящего, запоминаясь надолго. Мы имеем дело с выдающимся сочетанием талантливых актеров, захватывающего сюжета, великолепной музыки и виртуозной режиссуры. Сложно найти более подходящее определение для этого фильма, кроме как шедевр отечественного кинематографа. В детстве я с благоговением следил за приключениями мушкетеров, мечтая оказаться на их месте, а сейчас с удовольствием возвращаюсь к этой классической истории, вновь переживая моменты триумфа и отчаяния.
Невозможно переоценить значение этой кинокартины – поистине, она заслуживает бессрочное пребывание в пантеоне лучших представителей своего жанра! Вторая часть, словно явление из другого измерения, кардинально отличается от своего предшественника. Первая лента носила черты очаровательного, легкомысленного мюзикла, прекрасного развлечения для семейного просмотра, идеального повода для праздничного вечера или отдыха в выходные. Однако именно "Мушкетерам 20 лет спустя" суждено воплотить в себе истинный дух и сущность легендарных д’Артаньяна и его товарищей. В этой кинематографической летописи собраны все неотъемлемые компоненты, определяющие истинный масштаб эпического полотна (именно так, каждое слово – с заглавными буквами!). Начиная с изящно выстроенного сценария и пронзительных, почти благородных саундтреков – настолько они гармонично оттеняют происходящее на экране – и заканчивая ощутимой, пронизывающей всю картину атмосферой, подкрепленной едва уловимым эротическим подтекстом (что, несомненно, присуще настоящим героям меча), фильм демонстрирует безупречную продуманность и органичное единство. Приобщение к актерскому ансамблю новых лиц стало благодатным толчком для развития повествования. Отдельного внимания заслуживает Виктор Авилов, блестяще воплотивший на экране образ Мордаунта, сына Миледи, персонаж, отмеченный зловещей тенью прошлого. Исполнение роли кардинала Мазарини Анатолием Равиковичем – это настоящая триумфальная находка. Равикович с филигранной точностью передал всю палитру чувств: жадность, капризность и, парадоксально, неотразимое обаяние. Игорь Дмитриев, оставивший яркий след в эпизодической роли Бофора, и Сергей Шнырев, чье перевоплощение в Рауля можно смело назвать вершиной творчества в отечественном кинематографе, посвященном приключениям мушкетеров. Алексей Петренко, в свою очередь, представил изображение Карла I с поразительной оригинальностью и глубиной. И, конечно, вдвойне радует возможность вновь лицезреть Алису Фрейндлих в роли величественной королевы. Юрий Дубровин мастерски передал многогранность Ла Шене, а Владимиру Балону достался персонаж, вымышленный для нужд фильма, но при этом являющийся важнейшей составляющей сюжета. Введенный Балоном персонаж, словно созданный для противостояния главному герою, идеально интегрировался в ткань повествования. Актерский состав – это плеяда талантливейших артистов, казалось бы, созданных для ролей, которые им судилось исполнить. Четверка мушкетеров воплощена на экране лучшими представителями современного кинематографа: Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным, Валентином Смирнитским и Михаилом Боярским. В процессе съемок возникает ощущение глубокой, взаимной привязанности между актерами, что, несомненно, и является залогом столь органичного и правдоподобного дуэта на экране. Словно они не просто играют роли, а проживают их, делясь с аудиторией искренность и вдохновение.
Несколько драгоценных часов, посвященных просмотру этого кинематографического произведения, кажутся не потраченным временем, а, напротив, бесценным даром. Я вновь и вновь возвращаюсь к этим эпизодам, плененный виртуозной игрой актерского ансамбля, каждый из которых создает поистине запоминающийся образ. Искреннее признание и глубочайшая благодарность создателям этого фильма! Они проявили необыкновенную проницательность, запечатлев в сюжете тонкие оттенки иронии, отточенную остроту повествования, очаровательную ноту наивности и захватывающие, динамичные трюки – совокупность этих элементов рождает впечатление, которое остается в памяти надолго. Неоднократно возникают попытки провести параллели с классической экранизацией "Д’Артаньян и три мушкетера". Однако, за исключением общности персонажей, между этими картинами нет и не может быть ничего общего. Первое столкновение, первая искра дружбы вспыхнули в эпоху юношеской дерзости, когда кровь кипела, а порой безрассудная смелость позволяла одерживать победы в неравных схватках. С тех пор, дружба и воспоминания о совместных приключениях грели души даже в разлуке. И вот, спустя два десятилетия, произошла долгожданная встреча. Что же изменилось в течение этих лет? Взросление принесло с собой не только мудрость, но и нежелание отказываться от авантюрного духа. Они вновь отправляются на поиски захватывающих приключений, оставляя позади уходящую эпоху... Время неумолимо движется вперед, стирая грани между поколениями, и эпохи сменяют друг друга. Вновь погружаясь в просмотр старых фильмов, не перестаешь удивляться величию мастерства и таланта любимых артистов. Кадры созданы без современной цифровой мифологии, без компьютерных "украшений". Перед глазами предстает живая, пульсирующая картина, и кажется, что ты сам находишься там: стоишь на краю залитого солнцем луга, являясь свидетелем стремительных погонь. Даже кажется, что до тебя доносится пьянящий аромат трав и цветов, смешанный с запахом потноголового коня и пыли, поднятой копытами. Кажется, что рядом разворачивается яростная битва или ты находишься на пышном приеме у королевы... Безусловная высшая оценка – 10 из 10!