Описание
Рецензии

Сериал Очарование зла
Актеры:
Алексей Серебряков, Наталия Вдовина, Галина Тюнина, Карэн Бадалов, Олег Шкловский, Игорь Васильев, Кирилл Козаков, Владимир Качан, Анна Каменкова, Игорь Гордин
Режисер:
Михаил Козаков
Жанр:
отечественные, исторические, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 6
(20.02.2011)
Рейтинг:


Погружаясь в вихре времени, сериал переносит нас в бурные и противоречивые 1930-е годы, эпоху, отмеченную господством большевистской идеологии. Действие разворачивается в очаровательном, но переживающем непростые времена Париже, где пульсировала жизнь коммунистических организаций, словно подпольный ручей. Город, обычно славящийся своей изысканностью и культурой, стал ареной ожесточенной идеологической борьбы. Общество раскололось на непримиримые фракции: одни, охваченные очарованием революционных лозунгов, горячо поддерживали растущее влияние коммунистических движений, в то время как другие, твердо стоявшие на позициях консервативных ценностей, яростно противились проникновению чуждых им принципов и уставов во Францию.
В центре этого клубка противоречий и политической интриги – драматическая история любви, разворачивающаяся между Верой Гучковой, дочерью выдающегося политика и лидера октябристской фракции в Госдуме, А.И. Гучкова, и Александром Болевичем, человеком, скрывающим свою истинную сущность под маской неприметного эмигранта. Александр оказывается секретным агентом Советского Союза, действующим в тени, выполняя деликатные и опасные поручения. Их связь, возникшая на фоне политического шторма, становится одновременно источником неслыханного счастья и невообразимой угрозы. Сериал живописно изображает их отчаянные попытки удержать хрупкую нить любви, пронести ее сквозь тернии политической подозрительности, страха разоблачения и безжалостных испытаний судьбы, демонстрируя, как глубокие чувства могут расцвести даже в самых неблагоприятных условиях, и как непросто бывает сохранить свою идентичность в эпоху глобальных потрясений.
Михаил Козаков – фигура, не требующая представления ни в кинематографических кругах, ни в мире режиссуры. Он, безусловно, является мастером своего дела, чьи работы способны вызвать самые противоречивые чувства, от восторга до непримиримой критики. Однако, никакие субъективные оценки не способны умалить его профессионального мастерства. Я, как преданная поклонница его творческого наследия, пристально слежу за его кинематографическими экспериментами, ведь именно кино, как наиболее доступное искусство, способно охватить широкую аудиторию.
Недавно продемонстрированный художественный фильм «Очарование зла», показанный на телеканале «Культура», оставил после себя ощущение легкой и приятной завершенности, без намека на сожаление о потраченном времени. Не приходилось ранее сталкиваться с подобными кинематографическими повестками на отечественном телевидении – посвященными деятельности советской разведки в зарубежных странах в бурные 1930-е годы. Даже учитывая, что тема эта, без сомнения, не раскрыта до конца ни в публицистической литературе, ни в документальных хрониках, фильм затрагивает важный и малоизученный аспект истории.
Разумеется, для тех, кто глубоко заинтересован в русской истории, работе советских разведывательных служб и судьбах русской эмиграции, в картине обнаружится немало неточностей, расхождений с документально зафиксированными событиями – и я буду с ними полностью солидарна. Излишне очевидно, что многие детали были намеренно искажены или же придуманны. Однако, по словам самого режиссера, историческая достоверность, хоть и имела значение, не являлась первостепенной задачей. И, разумеется, следует признать, что Михаил Козаков выбрал не документальный, а художественный стиль повествования.
И, несомненно, он имел полное право на подобную вольность от строгих исторических рамок и на использование художественного вымысла. Хотя, признаюсь, с некоторыми трактовками, предложенными в фильме, я не могу согласиться. В целом, картина произвела на меня впечатление занимательной и увлекательной. В центре повествования – трагическая и завораживающая история любви Александра Болевича и Веры Гучковой, разворачивающаяся на фоне сложной и запутанной деятельности спецслужб и судьбы других людей. Любовь, представленная в фильме, одновременно искренняя, многогранная, взаимная и зачастую непонятная. У главных героев, как и у второстепенных персонажей, имеются реальные прототипы, что, несомненно, вызвало неоднозначную реакцию критиков. Персонажа Болевича, на мой взгляд, с блеском воплотил Алексей Серебряков.
Его взаимоотношения с Верой наполнены светом и подлинной душевной близостью. Образ преданного своему долгу и идеям революции Болевича открывает нам другую, менее приглядную, сторону – холодного и расчетливого чекиста. Подобная двойственность, присущая представителю столь специфической профессии, раскрывается с поразительной естественностью. Наталья Вдовина, исполнившая роль Веры Гучковой, не произвела ожидаемого впечатления. Тем не менее, ей стоит отдать должное – ей удалось создать образ легкомысленной и неуравновешенной женщины. До сих пор остается загадкой, по какой причине Вера Гучкова согласилась на сотрудничество с советскими органами? Жажда острых ощущений? Материальная выгода? Или, может быть, искренние политические убеждения? Первое для нее представляется маловероятным, второе – сомнительным (дочь бывшего председателя Госдумы не испытывала нужды в финансовой поддержке), третье – попросту отсутствует в контексте фильма… Впрочем, возможно, это намеренный ход режиссера – заставить зрителя самостоятельно додумывать мотивы поступков героини. Интересно, что реальная история Веры Гучковой полна противоречий: до сих пор ведутся споры о том, числилась ли она вообще в составе спецслужб. То, что она посетила СССР в 1930-е годы, в период массовых репрессий, - неоспоримый факт. Но что уберегло ее от ареста и участи всех тех, кто был признан «неугодным» государству, остается неразгаданной тайной.
В любом случае, фильм оставляет много пищи для размышлений и не требует безоговорочного согласия со всеми положениями, выдвинутыми режиссером. Анна Каменкова, одна из моих любимых отечественных актрис, прекрасно воплотила образ певицы Надежды Плевицкой, также агента советских спецслужб, получившей печальную известность как "Курский соловей" НКВД. Судьба этой женщины, как и ее мужа, белого генерала Скоблина, оказалась поистине трагичной. За участие в похищении генерала Миллера и за шпионаж в пользу Советского Союза Надежда Плевицкая была приговорена к двадцати годам каторги и десяти годам запрета на пребывание во Франции. Ее этапировали в тюрьму строгого режима, где она "безропотно и тихо" скончалась осенью 1940 года, когда Франция была уже оккупирована фашистами. Роль великой русской поэтессы XX века, Марины Цветаевой, исполнила Галина Тюнина.
Необходимо сразу подчеркнуть: телефильм не посвящен Цветаевой и затрагивает лишь фрагмент ее биографии. Задача, поставленная перед актрисой, Тюнина выполнила блестяще, убедительно изобразив душевные метания между жизнью в эмиграции и возвращением на родину. Судьбы этих ярких, трагических личностей, их характеры и жизненные пути, порой осознанно, иногда случайно, а часто и вынужденно, оказались переплетены с политическими событиями нашей страны, составив основу сюжета картины «Очарование зла».
В своем новаторском кинематографическом полотне, режиссер Михаил Казаков, словно искусный археолог, извлек из недр истории ряд важнейших вопросов, касающихся непростого и трагического периода становления нашей страны. Фильм представляет зрителю уникальную возможность приобщиться к малоизвестным, порой замалчиваемым, фактам сталинской эпохи, позволяя узреть трагедию сквозь призму различных, порой диаметрально противоположных, точек зрения, что и по сей день вызывает оживленные дискуссии в научных кругах. Картина берет свое начало в реальных событиях, воплощая на экране судьбы людей, живших в бурные тридцатые годы XX века – тех, чьи голоса долгое время оставались погребены под слоем времени.
Действие разворачивается в Париже, городе-прибежище для русской интеллигенции, эмигрантов, стремящихся избежать репрессий и найти новую жизнь. Однако, кажущаяся безопасность и свобода европейской столицы оказывается лишь иллюзией, поскольку в тени европейского благополучия коварно плетутся нити советской тайной службы. Часть этих эмигрантов, поддавшись соблазну и под давлением обстоятельств, вынуждена поступить на службу ОГПУ, становясь агентами чужой воли.
Однако, несмотря на глубокую историческую основу, фильм не следует строгому определению исторической драмы. Хотя внимательный зритель вряд ли обнаружит грубых исторических неточностей, картина, безусловно, тяготеет к жанру художественного фильма, насыщенного детально проработанным историческим контекстом. Особого признания заслуживает способность режиссера запечатлеть и передать зрителю феномен, который он сам окрестил "очарованием зла" – нечто притягательное и одновременно пугающее.
Именно эта атмосфера, эта своеобразная аура зловещей красоты, пронизывает каждый эпизод фильма, создавая гнетущее, но одновременно завораживающее впечатление. Зло здесь не персонифицируется в образе явного злодея. В фильме отсутствуют ярко выраженные, однозначно негативные герои, равно как и безупречные, воплощающие добро. Взять хотя бы Ежова – фигуру, подписавшую смертные приговоры полутора миллионам невинных людей. Но был ли он движущей силой этих трагедий? Вряд ли. Он был лишь пешкой в сложной политической игре, сам став жертвой системы, завершившей его существование столь же безжалостно, как и судьбы тех, чьи расстрелы он санкционировал. И эмигранты, пошедшие на сделку с советской тайной полицией, представляются не столь уж и злонамеренными адептами тьмы, скорее – жертвами обстоятельств, вынужденными выбирать между двумя неприемлемыми альтернативами.
Эти судьбы, переплетенные в сложную и трагическую канву, разворачиваются под влиянием безжалостных сил, определяющих ход истории. Незнакомые друг с другом, эти персонажи оказываются связаны нитями рока, приводящими одних к забвению, а других – к трагическому финалу.
Нельзя не отметить некоторую неоднозначность в актерской игре, в частности, в исполнении ролей пожилых Болевича и Гучковой, где ощущается определенная искусственность. Тем не менее, принимая во внимание, что речь идет о телевизионном фильме, не стоит предъявлять к нему требований, сопоставимых с ожиданиями от полнометражной киноленты. Тем не менее, этот момент не может не отнять частички общего впечатления.
Этот кинематографический опус, поистине, производит ошеломляющее впечатление! На мой взгляд, это дерзкая и необходимая попытка пролить свет для современников, раскрыть лица тех, кто был созидателем как невероятного величия, так и невообразимых трагедий, сформировавших облик нашей Родины. Бесспорно, подобный фильм должен стать обязательным к просмотру – не просто развлечение, а глубочайший урок истории, позволяющий понять корни настоящего.
Невероятно трогает стойкость этих людей, их нежелание, даже в сумерках бытия, признать, что их жизнь была посвящена обману, за ложным, утопическим идеалом. И в этом, несомненно, заключается своеобразная драма: тяжесть ответственности за действия, совершённые во имя чего-то, что впоследствии оказалось призрачным миражом. Понимать это – значит видеть не просто исторические факты, а ощущать пульс эпохи, чувствовать боль и надежды тех, кто жил в те бурные времена.
Игра актеров – выше всяких похвал. Особенно хочется отметить выдающуюся работу главных героев, которая с невероятной силой вовлекает зрителя в водоворот событий, заставляя буквально прочувствовать каждую сцену, как будто переживаешь её на собственной шкуре. Зритель словно становится не просто наблюдателем, а участником грандиозного исторического полотна.
В этой картине разворачивается величайшая трагедия нескольких поколений, бремя которой должно быть пронесено теми, кто стремится постичь истинную суть эпохи "советской власти". Познать эту эпоху – значит не просто изучить даты и события, а прочувствовать ее противоречивость, ощутить ее отпечаток на судьбах миллионов, увидеть сложную мозаику надежд, жертв и разрушенных иллюзий. Это – путь к пониманию не только прошлого, но и настоящего.
Рекомендуем к просмотру