Описание
Рецензии

Сериал Операция Мухаббат

Актеры:
Илья Малаков, Сергей Пускепалис, Сергей Стрельников, Аглая Тарасова, Максим Лагашкин, Денис Никифоров, Александр Лазарев мл., Полина Лазарева, Алан Догузов, Юлия Погребиньская, Любовь Томилова, Дмитрий Марьянов, Наталия Антонова, Артём Шкляев, Борис Богданов, Юлия Юрченко, Дмитрий Иосифов, Денис Константинов
Режисер:
Олег Фомин
Жанр:
драмы, мелодрамы, триллеры
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2018
Добавлено:
8-9 серия из 12 (26.04.2018)
Рейтинг:
7.96
В разгар восьмидесятых, в сумерках уходящего столетия, Советский Союз был вовлечен в затяжную, кровоточащую войну на афганской земле. Страна, измученная внутренними потрясениями, ощущала трещину в фундаменте своего устоявшегося порядка. Политические преобразования, словно ветер перемен, сбивали с толку привычные устои, руша старые догмы и внося радикальные коррективы в повседневную жизнь. Холодная война, этот извечный противоборства с могущественными Соединенными Штатами Америки, разгоралась с небывалой ожесточенностью, требуя неимоверных усилий и ресурсов. В эпицентре этой бушующей эпохи, среди политических интриг и геополитических схем, разворачивается личная драма. Митя и Аня, два молодых сердца, объединенные нерушимой любовью, оказались в тисках обстоятельств, неумолимо толкающих их друг от друга. В порыве отчаяния и надежды на лучшую долю, родители Ани принимают решение о радикальном переезде, покидая родные просторы и переселяясь в далекую Америку, страну возможностей и свободы. В то же время, родители Мити, преданные служащие внутренних структур СССР, неизменно служат идеалам государства и неотступно следуют партийной линии. На фоне грандиозных межгосударственных противостояний, где каждая из сторон стремится ослабить экономику и разрушить политическую структуру противника, зарождаются хрупкие ростки любви. Митя и Аня тоскуют друг по другу, мечтая о воссоединении, не подозревая о том, что их чувства стали объектом пристального внимания разведывательных служб как США, так и СССР. С каждой минутой их надежда на встречу все сильнее мерцает, но вместе с тем усиливается опасность. Судьба уготовила им долгожданное воссоединение, однако эта встреча станет приманкой, тщательно спланированной американскими агентами для проведения дерзкой и секретной операции, способной перекроить ход истории. Их невинная любовь, словно бабочка под стеклом, оказывается втянута в паутину шпионажа и геополитической борьбы.
## "Операция Мухаббат": Загадки прошлого сквозь призму наивности Анонсы "Операции Мухаббат" сопровождали зрителя долгой, донельзя затянутой кампанией, позволяющей, в сущности, составить примитивное представление о новой работе Олега Фомина. После "Штрафника" мой взгляд на режиссера претерпел существенную корректировку, и я, признаться, не возлагал особых надежд на эту, казалось, амбициозную работу. Однако, как говорится, на безрыбье и рак – отрада. Даже пирожному, словно приклеившемуся к фигуре Ищейки, надобно найти развлечение. И я решилась на просмотр "Мухаббат", чей персидский титул, как известно, означает "любовь". Сразу следует признать: фантазия режиссера и сценариста расцвела буйным цветом, достигнув такой степени изобретательности, что, пожалуй, не виделась прежде. Просмотр сопровождался ощущением легкого изумления, словно заглядывая в мир, где реальность и вымысел слились в причудливый танец. Представить себе реакцию афганцев на столь экстравагантное представление – задача, мягко говоря, нетривиальная. Однако если бы удалось изъять, забыть как кошмарный сон, разветвленную и причудливую схему, где переплетаются "любовная история" и отсылки к деятельности КГБ и ЦРУ, сериал обладал бы несомненным потенциалом. Актерский состав, в целом, впечатляет своим мастерством. Однако, не минуло без изъянов. Наибольшую головную боль вызвала романтическая линия между Митей и Аней. Этот дуэт – настоящее произведение абсурда. Молодой человек, претендующий на роль курсанта, демонстрирует черты тридцатилетнего мужчины, а Аня, в свою очередь, с трудом справляется с произношением, что создает ощущение фальши и натянутости. Отсутствие веры в искренность чувств молодых людей, что, без сомнения, разделяют многие зрители, делает сюжетную линию не только неправдоподобной, но и комичной. Неспособность зрителя проникнуться симпатией к главным героям – верный признак провального сериала. С души разрывает жалость к генералу Савельеву, чья судьба омрачена неудачами в воспитании сына. Неужели это – люди, способные на адекватные решения, а их единственный отпрыск – явный пример недалекого мышления? Представьте себе: посреди белого дня, в полном неведении об опасностях, он устанавливает контакт с иностранцами, словно игнорируя бдительность КГБ, и вставляет дерзкий "письмо на деревню дедушке". Попытка перебраться через грузинскую границу остаётся без комментариев. Джеймс Бонд нервно наблюдает со стороны. Неужели это – генеральский сын, избалованный и не обременённый ответственностью, которому предстоит найти "любимую эмигрантку", словно дорогую игрушку, которую у него отобрали? Но почему же подобные выходки проявляют и другие? Курсант Митя, с его показной скромностью и детской наивностью (возраст тридцати лет не мешает!), свободно извлекает секретные документы из охраняемой зоны, гуляет в парадной форме по Кабулу и ведёт себя с вызывающей беспечностью, свойственной избавлению от последствий любого поступка. А кто бы мог предположить, что лёгкий тепловой удар грозит молоденькому курсанту, переодетому не по погоде, в условиях жаркого климата? К слову о том, что выражение "ништяк" еще не вошло в лексикон того времени. Аня в сериале, к сожалению, не смогла раскрыть свой потенциал. Безусловно, ей удается воспроизвести эпатажный стиль 80-х, напоминающий раннюю Мадонну, но что же скрывается за её образом? С Митей хотя бы понятно: он прост и не отличается глубоким мышлением. Кротов, как истинный наблюдатель, озвучил его недостатки: «Вы туповаты, товарищ курсант?» Именно Кротов вызывает у меня искреннюю симпатию. Колоритный образ, его харизматичная жена Зоя, а вот Ирина – особа, мягко говоря, странная. Она воспитывалась в мусульманской стране, ее мать была афганкой, но женщина проявляет весьма распущенные нравы. Не будет ли она подвергнута осуждению, как мать-одиночка? Множество нелепостей бросается в глаза. Вряд ли генерал Савельев был бы уполномочен решать такие масштабные вопросы, как смена власти в Афгане, и в короткие сроки восстанавливать на службе офицера, уволенного за грубое нарушение дисциплины, а не за пьянство. Сомнительно, что практикант-курсант Митю отправили бы в Кабул, и уж точно не верю, что две женщины, даже скрытые под паранджами, могли бы без труда пересечь пакистанскую границу. Вся интрига вокруг попытки давления на Савельева кажется мне выдуманной и абсурдной. В отношении актерского состава, стоит отметить выдающиеся работы Сергея Пускепалиса, Александра Лазарева, Натальи Антониной и Сергея Стрельникова. Запомнились яркие образы Сергея Угрюмова, Максима Лагашкина и Дениса Никифорова. К сожалению, судьба Дмитрия Марьянова, сыгравшего роль Горбачева, оказалась печальной, поскольку его участие в укороченной версии сериала не было предусмотрено, что, безусловно, выглядит неуважительно. Несмотря на все недостатки, я планирую продолжить просмотр "Операции Мухаббат". Однако учтите, что дефектов в картине предостаточно. Романтическая линия не вызывает у меня сочувствия, разве что за развитием отношений между Стрельниковым и его возлюбленной интересно наблюдать. Я смотрю на создание атмосферы, на отважных бойцов, выполнявших интернациональный долг. Ами, на любовные приключения незрелых Ани и Мити мне попросту все равно, таков уж я бессердечный зритель. Сериалу я ставлю три, и это с большой натяжкой.
Просмотрев картину до финальных титров, я вынужден констатировать, что возникло двоякое ощущение. Безусловно, актерская игра находится на высоте – артисты настолько убедительны в своих ролях, что невольно погружаешься в происходящее на экране, искренне сопереживая персонажам, за которых успеваешь проникнуться симпатией. Однако, завершение повествования… оно, скажем прямо, оставляет послевкусие некоторой неоднозначности. Вполне вероятно, что трагические события афганской кампании прошлых лет будут и далее служить плодородной почвой для различных интерпретаций и спекуляций. Но эта лента, несомненно, является еще одним важным напоминанием о судьбах тех молодых ребят и их командиров, что оказались в эпицентре жестоких сражений, претерпели неимоверные страдания, понесли утраты, познали горечь потерь и увидели кровь. О них необходимо помнить, сохранять их подвиг в памяти поколений. Что касается самой картины, то я бы охарактеризовал ее как вполне пригодную для просмотра. Боевые сцены поставлены реалистично, лишены той нарочитой театральности, свойственной некоторым индийским блокбастерам. Однако, сценарий, к сожалению, написан с явными признаками влияния болливудского стиля, что проявляется в определенных сюжетных ходах и драматической насыщенности. И все же, меня это не оттолкнуло. В далеком детстве я с огромным удовольствием посещала кинотеатры, где демонстрировались индийские фильмы – там всегда безошибочно понятно, кто является воплощением добра, а кто – олицетворением зла. Там было много слез и радостей, хотя, если припомнить, любовных сцен, как в этой ленте, тогда, в те времена, практически не показывали – это считалось непристойным. В целом, кино снято на достойном уровне, однако, лучше закрыть глаза на некоторые неточности в сценарии – это скорее неудачная попытка создать дань памяти павшим воинам. Назвать это фильмом-сказкой было бы неверно, поскольку здесь нет морального урока для “добрых молодцев”. Это, скорее, суровое напоминание о том, что ценить жизнь, любить и стремиться оставаться принципиальным и добродетельным человеком необходимо во все времена, невзирая на обстоятельства.
Ожидание "Операции Мухаббат" превратилось в изнурительное, тягучее ожидание, которое, по сути, предоставило возможность сформировать общее представление о новом проекте Олега Фомина, даже не дождавшись его премьеры. После "Штрафника" мой взгляд на его творчество, признаюсь, претерпел значительные коррективы, и дальнейшая публичная анонсирование "Мухаббата" не внушало особых надежд. И вот, когда, наконец, на экране замерцала картинка, разочарование лишь усилилось. Сериал, претендующий на воссоздание не столь отдаленной исторической эпохи, умудряется совершать вопиющие неточности даже в самых незначительных, бытовых деталях – от манер и причесок персонажей до архитектурных элементов, вроде типичных железных дверей в подъездах. Все эти вольности, если бы они не отвлекали, были бы простительны, но, к сожалению, они лишь подчеркивают отсутствие глубины и продуманности в повествовании. История любви, которая должна стать эмоциональным ядром, остается безжизненной и не вызывает никакого отклика. Попытка создать политический триллер выглядит надуманной и неправдоподобной, словно состыкованные по частям элементы, не имеющие общей логики. А демонстрация очевидного непрофессионализма в изображении армейской жизни и быта вызывает искреннее удивление и недоумение. Не представляется возможным назвать хоть одну причину, заставляющую задерживаться перед экраном и продолжать просмотр. Не на что "оперировать", если исходить из метафоры врачебного вмешательства - пациент, воплощенный в этом сериале, к сожалению, уже не поддается реанимации. Попытка вдохнуть жизнь в задумку провалилась, оставив после себя лишь ощущение пустой траты времени.