- Стандартный
- Субтитры
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Штисель 2 сезон / Shtisel 2 season
Актеры:
Шира Хаас, Нета Рискин, Айелет Зурер, Михаэль Алони, Довале Гликман
Режисер:
Алон Зингман
Жанр:
драмы
Страна:
Израиль
Вышел:
2015
Рейтинг:


Встречайте возвращение завораживающей драмы, которая вновь погружает нас в сложный и многогранный мир религиозного семейства Штисель. Этот второй сезон обещает быть еще более проникновенным и эмоциональным, открывая завесу над жизнью, пропитанной строгими традициями и глубокой верой.
Мы отправляемся в путешествие в сердце Иерусалима, в знаменитый квартал Меа Шеарим – оплот ультраортодоксального сообщества, хранящий неповторимый дух старины и аутентичность. Здесь время словно замерло, бережно оберегая вековые обычаи и ритуалы. Обитатели этого района, неуклонно придерживающиеся строгих религиозных предписаний, создали своеобразную самоизоляцию, оберегая свой микромир от влияния внешнего мира и нежелательных посетителей.
В самом сердце этого консервативного района, на его пограничных территориях, располагается скромное жилище Шулама Штисель, главы семейства, делящего жизнь со своим единственным сыном, Акивой. Молодой человек, исполненный юношеского пыла и надежд, оказался в плену нежной, но противоречивой страсти. Его сердце покорила вдова, женщина, окруженная ореолом печали и загадочности. Однако, подобное соображение не находит одобрения у отца, Шулама, человека, твердо убежденного в необходимости соблюдения установленных традиций и желающего для своего сына подходящую, благополучную супругу. Стремясь направить сына на "правильный" путь, Шулам предпримет немалые усилия, чтобы найти для Акивы невесту, соответствующую его представлениям о достойной спутнице жизни, что предопределит череду драматических событий и столкновений поколений.
## Завещание Света: Понимание Иерусалимского Гетто
Чтобы проникнуть в суть этого сериала, необходимо совершить путешествие во времени, охватывающее столетия существования иерусалимской общины. Представьте себе зрелых людей, оставивших позади западные и восточные страны, Марокко и Египет, Ирак и Йемен, чтобы посвятить свои последние годы изучению Торы. Они приезжали, накопив достаточный капитал, чтобы отдать себя учению, и местные арабы прозвали их "бней мавет" – сыны смерти, предчувствуя неизбежность конца пути.
Евреи стекались из самых дальних уголков мира, каждый клан сохраняя уникальные традиции и наречия. В белорусском квартале раздавался говор на лошн-койдеш, святом языке Торы, соседствующий с грубым арамейским, диалектом Геморы. Произношение различалось – от мелодичного ашкеназского до звонкого сефардского и тонкого восточного – создавая лингвистический лабиринт, требующий усилий для понимания. Записочки, искусно переплетенные между строк разговора, служили мостом через языковые барьеры. Иерусалим принял сефардское произношение, которое живо в репликах персонажей, но Тора и Талмуд цитировались на ашкеназском диалекте, создавая завораживающую атмосферу эпохи, сложную для современного перевода.
В моей памяти хранятся воспоминания детства, когда мои бабушка и дедушка прибегали к идиш – белорусско-литовскому диалекту, чтобы скрыть свои разговоры от любопытных глаз. Моя мать понимала их, но я - уже нет. Теперь мы с женой прибегаем к русскому языку, чтобы оградить наших внуков от наших бесед, а они, в свою очередь, продолжают диалог на родном языке, отгоняя поколения, когда они уже не владеют им.
Изначально еврейская община Иерусалима представляла собой скорее город-йешива, центр глубокого религиозного изучения, где лишь немногие занимались ремеслами. Сефарды, жившие в Османской империи, занимались шитьем, бритьем и изготовлением обуви, в то время как ашкеназы были всецело посвящены учению. Однако, со временем, в общину хлынул поток хасидов, унося с собой веяния перемен. "Бней мавет" начали образовывать новые семьи, рожать детей, старый город ощутил нехватку пространства, что побудило иерусалимских евреев приобретать земли за городскими стенами в 1874 году.
Эта территория, граничащая с опасными землями, была укреплена архитектором Конрадом Шиком, создавшим каре – квартал с длинными зданиями, служившими внешними стенами, прорезанными шестью воротами, которые еще недавно запирались на ночь. Так возник Меа Шеарим, что ошибочно переводят как "Сто ворот". На самом деле, в Библии это выражение обозначает мерило, означающее "в сто раз больше" – как Исаак собрал пшеницу, превышающую его посевы. Этот символический титул обозначает изобилие, благословение Святой Земли.
Помощь "халуку", поступавшая от еврейских общин Польши и России, обеспечивала иерусалимцам благосостояние, позволяя им избегать тяжелого труда. Однако с течением времени, появились новые течения, такие как "Поалей Цион", "Тора ве-Авода", "Движение вязаной кипы", приверженцы которых, сочетая религиозное образование с профессиональной подготовкой, политической деятельностью и наукой, расселились по всей стране. Несмотря на их интеграцию в современное общество, жители Меа Шеарим сохраняют традиции, поддерживаемые диаспорой и небольшими пособиями от государства.
В Израиле уровень жизни сопоставим с французским, выше итальянского и японского, однако доход на семью харедим не намного превышает уровень жизни в Польше или России, и душевой доход еще меньше. Они живут в своем гетто, сталкиваясь с ненавистью и пренебрежением, особенно со стороны эмигрантов из Советского Союза, которые в сердцах проклинают "пейсатых паразитов", вспоминая своих предков. Комсомольское и партийное воспитание оставило глубокий след в их душах. Тем не менее, мой учитель, человек, чье имя я не стану называть, – раввин одиннадцатого поколения, многодетный отец, преподаватель математики в йешива-тихонит – открыл мне глаза на истинную ценность еврейского народа.
Он показал мне золотое сердце и прекрасную душу, которые оставались нетронутыми на протяжении столетий. Люди, представленные в этом сериале, – обычные люди, со своими недостатками и слабостями. Но они умеют понимать и любить друг друга, способны раскаиваться, просить прощения. Их семьи лучше не найти. Не было свидено детских драк, ругани. В каждом ребенке хочется приласкать, они чисты и славны. Семья с тремя детьми - редкость, счет начинается с четырех. В их маленьких квартирках царит любовь, а в субботу спускается удивительный счастливый покой. Именно там я начал понимать радость Торы и радость жизни, не омраченную страхом смерти, страхом перед будущим.
Невозможно проникнуть в этот мир извне, необходимо родиться в нем. Можно присоединиться к более современным общинам, с их школами, университетами и даже военными йешивами, где срочники совмещают службу с учебой. Но они – современные люди. А харейдим – это светоч и храм еврейского прошлого. Одеждой и бедностью они напоминают амишей, но амиши не посвящают жизнь учебе, а харейдим не гнушаются ни современной техникой, ни технологиями. Самые прекрасные женщины живут в Меа Шеарим, они чисты, целомудренны, преданные жены и матери. Страсть не демонстрируется, но она живет, и супруги сохраняют влечение друг к другу на протяжении многих лет.
Я жил совсем рядом с этими знакомыми местами, каждый день ходил пешком в йешива, и этот период длился почти год. Мой учитель заменил мне отца, исцелил мою душу, благословил мой труд, и я начал приносить плоды своим трудом, а не только зарабатывать деньги.
В заключение хочу сказать, что этот сериал знаменует поворотный момент. Сто лет израильская культура изгоняла иудаизм. Сто лет харедим прятались, вздрагивая от чужого прикосновения. Сто лет над ними потешались и издевались не религиозные евреи-социалисты, а затем и евреи из СССР. И вот, наконец, тонкий ручеек пробился из гетто в мир, принеся с собой сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор, еврейский ум (обратите внимание, как хитроумны все персонажи). В этом сериале есть что-то от плутовского романа, от ласковой насмешки над самими собой, от еврейской самоиронии, но это также семейная сага, рассказ о неведомой миру повседневности наших дней.
Если этот ручеек окрепнет, мир вскоре увидит расцвет израильской еврейской культуры, а не инфернальные изыски, а этот чудесный тайный сад, хранящий в себе Народ Книги. И, возможно, мир захочет, чтобы люди снова стали такими, какими их сотворил Всевышний. Проще говоря – этот фильм пробуждает в зрителе желание любви и раскаяния. А в еврейской душе все еще живет любовь к Богу и своему народу, Израилю.
Недавно я погрузилась в израильский мини-сериал "Штисель" (2013-2016), который долгое время пылился в моих закладках. Рекомендация моей знакомой, живущей в Израиле, оказалась бесценна, ведь она проникновенно описала сериал как уникальное явление. Это дебютная режиссерская работа Алона Зингмана, и картина получила яркое воплощение благодаря талантам Довале Гликмана, исполнившего роль Шулема, и Михаэля Алони, перевоплотившегося в Акиву.
Фильм предлагает зрителю нетривиальный взгляд на жизнь ультраортодоксальных евреев, живущих в отдельном районе Иерусалима. Несмотря на то, что я имела общее представление об этой культуре, изучая литературу, реальное соприкосновение с ней оказалось совершенно неожиданным – настоящая культурная дихотомия, едва ли сопоставимая с современным укладом. Кажется невероятным, что в наше время, насыщенное технологическими инновациями и глобализацией, может существовать настолько изолированный, самодостаточный мир.
Действительно, современный мир, с его соблазнами и прогрессом, оказывает влияние и на эту общину, проникая в их повседневную жизнь. Они принимают некоторые атрибуты современности, но с упорством хранят многовековые традиции. И именно эта параллельная реальность, в самом сердце современного мегаполиса, завораживает и вызывает невольное восхищение. Сложная система правил и предписаний, созданная поколениями, диктует образ жизни этой довольно консервативной и, казалось бы, далекой от мирских забот группы людей.
Особенно примечательно, что труд в привычном понимании этого слова практически отсутствует. Мужские усилия сосредоточены на глубоком изучении Торы – путь, который старшие поколения передавали своим наследникам, от учителя к ученику, от отца к сыну, формируя уникальную систему духовного образования. Женщины, в свою очередь, находят свое призвание в материнстве, воспитании многочисленной семьи и ведении домашнего хозяйства, являясь незыблемым фундаментом этой замкнутой системы.
В центре повествования находится семья Штиселей – многодетная и многогранная семья, чьи взаимоотношения составляют основу сюжета. Отец семейства, Шулем, переживший потерю жены, и его младший сын Акива, выделяются на фоне остальной семьи своей нестандартностью и душевной тонкостью. Его страсть к рисованию и живописи, которые не приветствуются в ортодоксальной среде, становятся символом его отчуждения и поиска своего места в мире. Шулем, старший из братьев, представляет собой сложный и противоречивый персонаж. Он одновременно испытывает заботу о своей семье – о детях, о внуках, о престарелой матери – и проявляет деспотизм, не гнушается небольших уловок и может совершать не самые благовидные поступки. Он даже предпринимает отчаянные попытки найти новую спутницу жизни, поддаваясь соблазну вкусной еды, но в душе его все еще терзают воспоминания о покойной жене, и все его начинания терпят крах.
Взаимоотношения между членами семьи порой далеки от идеала, и даже, несмотря на строгие религиозные предписания, они не чужды конфликтов и недоразумений. Брат Шулема, Нухем, представляет собой колоритный персонаж – возможно, подлый и корыстный тип, который, проведя 15 лет в Бельгии, появляется только на похоронах матери, чтобы продемонстрировать свой меркантильный интерес. Братья постоянно находятся в состоянии соперничества. Акиве, в свою очередь, оказывается в сложной ситуации, стремясь найти баланс между религиозными требованиями, которые его угнетают, и своими внутренними чувствами, между давлением семьи и любовью к искусству, которую поддерживает владелец местной картинной галереи.
К завершению второго сезона зритель получает надежду на счастливое разрешение, однако остается легкое ощущение неопределенности. Нельзя быть уверенным, какие неожиданности преподнесет судьба, особенно если учесть склонность отца устраивать зрелищные и не всегда приятные сюрпризы.
В целом, сериал оставил у меня яркое впечатление. Хотя сценарий, возможно, не отличается безупречной проработки, некоторые сюжетные линии кажутся незавершенными, а другие, напротив, избыточными, сериал затягивает своей необычностью и искренностью. Актерская игра выше всяких похвал. Если вы интересуетесь темой религиозной культуры и семейных взаимоотношений, настоятельно рекомендую вам посмотреть этот проникновенный и самобытный мини-сериал.
«Штисель» – это феноменальный израильский телепроект, открывающий завесу над жизнью ультраортодоксальной общины, словно окно в тщательно охраняемый внутренний мир. Он погружает зрителя в повседневность семьи, демонстрируя не просто набор ритуалов и правил, но и сложный узор взаимоотношений между её членами, а также их взаимодействие с внешним миром. Режиссер Алон Зингман, с воодушевлением отмечал искренний прием, оказанный сериалу аудиторией, что стало для него наивысшей наградой. Особенно трогательным было то, что мелодии из «Штисель» стали неотъемлемой частью свадебных торжеств в харедимских общинах – свидетельство глубокой связи и принятия.
Созданный усилиями двух сценаристов, чьи собственные корни уходят в ультраортодоксальную среду, сериал стал настоящим культурным явлением. Несмотря на то, что его премьера состоялась в 2013 году, популярность «Штисель» не ослабевает, собирая все новые и новые ряды преданных зрителей. Авторы сознательно отказались от прикрас и искажений, стремясь представить максимально аутентичную, достоверную картину жизни харедимской семьи. Их стремление к реализму, кажется, воплотилось в жизни, если судить по восторженному приему, который сериал получил от самой целевой аудитории.
Вдохновленный собственным опытом, Алон Зингман, сам родом из ультраортодоксальной среды, чьи детские годы прошли в иерусалимском районе Гиват Шауль, а религиозное образование он получил в знаменитой ешиве «Поневич», а затем продолжил обучение в иерусалимской школе кино и телевидения «Сэм Шпигель». Благодаря этому, он смог запечатлеть нюансы и тонкости, которые были бы недоступны другим.
«Штисель» демистифицирует ультраортодоксальную общину, показывая, что за строгими правилами и ритуалами скрываются те же человеческие переживания, радости и горести, которые свойственны каждому из нас. Здесь есть место для любви к детям, заботе о внуках, приверженности простым человеческим истинам и ценностям. Религиозные предписания, вопреки распространенным представлениям, не препятствуют этому, а, скорее, являются частью более широкого контекста. Более того, сериал демонстрирует возможность мирного сосуществования даже между теми, чьи культурные и языковые различия кажутся непреодолимыми. Не обходится и без искрометного юмора, делающего телевизионную драму увлекательной и интересной не только для тех, кто знаком с ультраортодоксальным миром, но и для широкого круга зрителей, желающих прикоснуться к иной, незнакомой культуре.
Погружение в этот кинематографический феномен оказалось для меня поистине трансформирующим опытом. Это не просто развлекательный контент, это глубокое и многогранное повествование, которое охватывает целую сагу, не ограничиваясь фрагментарными эпизодами, как это часто бывает в полнометражных лентах. Сериал предлагает зрителю возможность проследить эволюцию одной семьи сквозь призму поколений, демонстрируя всю полноту и многообразие человеческой жизни – с её взлетами и падениями, радостями и скорбями.
Называя это "живым кино" – я, пожалуй, не преувеличиваю. Каждое действующее лицо предстает перед нами не как плоская, схематичная фигура, а как сложная, многослойная личность, со своими причудами, убеждениями, внутренними противоречиями и неповторимым шармом. Здесь нет условного деления на однозначно положительных "героев" и отрицательных "злодеев". Мы видим людей, с их достоинствами и недостатками, с их хрупкостью и стойкостью, с их несбывшимися мечтами и наивной надеждой на лучшее. И, конечно же, с их верой – верой в высшие силы, в справедливость, в любовь.
Не стану выкладывать сюжетные нюансы, но признаюсь, что финальные моменты второго сезона вызвали у меня бурю эмоций, буквально довели до слез. Это не просто история об ультраортодоксальной общине, это, прежде всего, фильм о любви – о любви во всех ее проявлениях: родительской, супружеской, братской, дружеской. Он исследует фундаментальные вопросы человеческого существования: кто мы есть на самом деле, какова цель нашего бытия, что истинно ценно в этом мире.
Возможно, вы не разделяете культурные стереотипы, свойственные общине, показанной в этой истории. Однако ценность этого фильма заключается в том, что он позволяет увидеть за внешней консервативностью и кажущейся странностью – обычных людей. Не тех, кого мы привыкли навешивать ярлыки, осуждать или презирать за их, казалось бы, ограниченный мир. Здесь мы видим отражение себя, сочувствуем их борьбе, понимаем их мотивы. Мы осознаем, что, несмотря на все различия в культуре, традициях и взглядах, все мы – Люди. И именно об этом, в конечном итоге, и повествует эта завораживающая и пронзительная история.
Прошло немало времени с тех пор, как я испытывала столь глубокое кинематографическое удовлетворение! Недавно открытый для меня израильский мини-сериал – это истинный феномен, воплощение уникальной творческой манеры, не имеющей аналогов в мировом кинематографе. Они создали нечто принципиально иное, что выделяется на фоне общепринятых стандартов.
Перед нами разворачивается поразительный мир ортодоксальных евреев, представляющих собой сложную, самодостаточную общность, будто бы государство в государстве, со своими законами, традициями и устоями. Сериал бережно приоткрывает завесу над этой закрытой культурой, позволяя нам заглянуть в ее внутренний мир, полный тайн и нюансов.
Безукоризненны все аспекты этой потрясающей работы: от филигранно выстроенного сценария, пронизанного напряжением и драмой, до виртуозной режиссуры, умело создающей атмосферу и режиссируя актеров. Восхитительна и сама Иерусалим, древний город, являющийся не просто декорацией, а полноправным участником повествования, пропитанный историей и духом.
В центре сюжета – многолетняя сага о семье, история которой насчитывает несколько поколений. Ее корни уходят в далекий Минск, откуда прадед главного героя, движимый мечтами о новой жизни, переселился в Израиль. Уже пять поколений его потомки проживают на земле обетованной, впитав в себя ее традиции и культуру. И, кажется, когда в родословной столько сложных взаимосвязей, переплетенных страстями и обидами, врагов вовсе и не требуется!
Я настоятельно рекомендую погрузиться в этот захватывающий кинематографический опыт и разделить со мной это ощущение глубокого наслаждения. Откройте для себя мир, полный драматизма, верности и невероятной человеческой стойкости.
Рекомендуем к просмотру