Описание
Рецензии

Сериал Смерть под парусом
Актеры:
Николай Крюков, Антанас Барчас, Марианна Вертинская, Гирт Яковлев, Мирдза Мартинсоне, Янис Паукштелло, Лембит Ульфсак, Ольгерт Дункерс, Калье Кийск, Эльза Радзиня, Юрис Стренга, Карлис Тренцис, Артур Димитерс, Херберт Зоммер, Николай Карамышев, Георг-Юрис Пучка, Карлис Тейхманис, Валентина Старжинская, Хербертс Зоммерс
Режисер:
Ада Неретниеце
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2
(26.06.2018)
Рейтинг:


Экран оживает, погружая зрителя в захватывающий мир, сплетенный из переосмысления бессмертной саги, рожденной гением Чарльза Сноу. В центре повествования – проницательный врач-онколог, Роджер Миллс, чей блестящий образ, казалось, окутан аурой безупречности. Он, уверенный в себе и располагающий немалым достатком, решает отметить какое-то важное событие, собрав своих близких на борт роскошной яхты. Кажется, что атмосфера беззаботного веселья и искренней дружбы царит повсюду.
Однако этот идиллический пейзаж обрывается внезапным, ужасающим аккордом – звуком выстрела, навсегда прервавшего жизнь Роджера Миллса. Трагическая кончина столь уважаемого и почитаемого медицинского деятеля повергает в смятение не только его ближайшее окружение, но и вызывает цепную реакцию в правоохранительных органах. Полиция, мобилизованная для раскрытия этого преступления, вынуждена всерьез пересмотреть общественное мнение о покойном.
В ходе кропотливого расследования, словно вскрывая многослойный лук, сыщики обнаруживают, что благополучный образ Роджера Миллса – лишь тщательно выстроенная иллюзия. За фасадом безупречности скрывались завистники, конкуренты и потенциальные недоброжелатели, каждый из которых мог иметь мотив для организации столь жестокого расправы. Однако, углубляясь в дебри прошлого главного героя, детективы понимают, что истинная причина трагедии куда сложнее и запутаннее, чем просто личная неприязнь или финансовые интриги. Впереди – тернистый путь к разгадке мрачной тайны, скрытой в тенях многолетних секретов.
Встречается нечасто, но порой бывает, что литературное произведение демонстрирует безоговорочное превосходство над его кинематографической адаптацией. Неизбежны жалобы на упрощение образов, искажение темперамента – ведь у каждого читателя рождается свой, неповторимый образ героев, свое видение их внутреннего мира. Формат книги, с её глубокостью и возможностью многослойного повествования, кардинально отличается от динамичного, визуального языка кино. Это, конечно, очевидно, но именно в первоисточнике находилась особая прелесть: в изящных, глубокомысленных монологах Финбоу, раскрывающих скрытые мотивы человеческих поступков, объясняющих сложный узор взаимоотношений. В фильме же, к сожалению, царила некая дисгармония, ощущение фрагментарности. Похоже, что создатели стремились вместить в короткий промежуток времени всю полноту истории, желая продемонстрировать все ключевые моменты, что вылилось в ощущение сумбурности и хаотичности.
Безусловно, существуют великолепные экранизации романов и детективных повествований, способные обогатить восприятие первоисточника, но они никогда не смогут полностью заменить его. В данном же случае акценты были расставлены не там, где находилась настоящая ценность, не на тех деталях, которые определяли очарование истории. Недостаточно просто пересказывать сюжет – необходимо передать ту искру, ту оригинальность, тот колорит диалогов и глубину размышлений, которые делают книгу по-настоящему захватывающей.
Лично я, погрузившись в чтение книги до просмотра сериала, оказался в плену предвзятости, не в состоянии насладиться просмотром без постоянного сравнения, анализа соответствий и расхождений. Персонажи в книге прописаны с филигранной точностью, их характеры многогранны и нюансированы, тогда как в фильме они предстают упрощенными, лишенными глубины. Даже мотивы, лежащие в основе трагического события, остаются за кадром, погружая зрителя во мрак недосказанности. В результате, кинематографическая версия потерпела сокрушительное поражение.
В книге даже образ сержанта представлен не как проявление безрукости в расследовании, а как результат определенных обстоятельств, сопряженных с собственной логикой и профессиональным путем. В первоисточнике есть обоснование, объяснение, а не просто констатация факта о некомпетентности. Следователь, действующий столь беспечно, в реальной жизни не продержался бы на своем месте.
Если уж было принято решение о создании фильма, то, лишенные возможности раскрыть всю сложность через диалоги, создатели должны были хотя бы компенсировать это зрелищными эпизодами, динамичными сценами, захватывающими дух. Даже в одном из самых важных моментов предпочли обойтись без участия каскадеров, что стало еще одним свидетельством творческой небрежности.
Не могу упрекать актеров – они справились с поставленную задачу, их выбор был безупречен. Однако режиссер не сумел до конца осмыслить замысел, оставил работу недовершенной, сырой. Отсутствует ощущение целостности, гармонии, даже первая часть фильма по сравнению со второй выглядит более выверенной и продуманной. Несомненно, декорации и костюмы выполнены на высоком уровне, но забыли о самом главном – о сути, о духе истории.
Если вы уже успели окунуться в мир книги, то, скорее всего, экранизация не сможет вызвать у вас прежних восторгов, не сможет соответствовать тем высочайшим стандартам, которые вы сами себе установили.
Экранизация романа Сноу поражает своей филигранной проработкой, демонстрируя поистине мастерский подход к адаптации литературного первоисточника. Особенно смелым и удачным решением стало трансформирование эпохи действия из мрачных тридцатых годов в бурные семидесятые – этот переход выполнен с поразительной гармоничностью, не нарушая при этом атмосферу повествования и не искажая его сути.
Визуальная составляющая ленты восхищает глаз: великолепные панорамы ландшафтов советской Латвии, запечатлённые с исключительным мастерством и художественной чуткостью, создают неповторимый колорит эпохи. Яркий ансамбль актеров – поистине талантливая команда, объединившая представителей различных народов Советского Союза: латышские исполнители (Паукштелло и Яковлев), русские (Крюков и Вертинская, чей дар завораживает), литовские (Барчас), эстонские (Кийск и Ульфсак) – создали на экране живые, запоминающиеся образы. И, конечно, нельзя не отметить превосходную музыкальную партитуру Раймонда Паулса, органично дополняющую визуальный ряд и углубляющую эмоциональное воздействие фильма.
Примечательно, что роль сержанта Брамла исполнил советский эстонский режиссёр Калье Кийск, человек, ранее проявивший себя как создатель виртуозной спортивной комедии «Озорные повороты», снятой в начале шестидесятых годов. Картина, отличавшаяся динамичным сюжетом и искрометным юмором, была создана на пирите, на тогдашней передовой мототрассе Советского Союза, и является одним из ярких свидетельств кинематографического новаторства шестидесятых годов.
Рекомендуем к просмотру