Описание
Рецензии

Сериал Собачье сердце

Актеры:
Владимир Толоконников, Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Роман Карцев, Нина Русланова, Ольга Мелихова, Алексей Миронов, Анжелика Неволина, Наталья Фоменко, Иван Ганжа, Борис Соколов
Режисер:
Владимир Бортко
Жанр:
драмы, отечественные, фантастические
Страна:
СССР
Вышел:
1988
Добавлено:
сериал полностью из 2 (27.07.2017)
Рейтинг:
8.43
8.50
Перед зрителем разворачивается кинематографическая интерпретация бессмертного труда Антона Павловича Чехова – "Собачье сердце". Это повествование, пронизанное глубочайшим вопросом о сущности человечности, затрагивающее темы морали и нравственности, выходящие далеко за рамки судьбы главного персонажа. Подобные примеры, демонстрирующие несоответствие поступков человеческим идеалам, можно найти в анналах истории, где имена не менее знаменитые, чем создатель Шарика, не смогли соответствовать заявленным принципам. Экранизация предлагает переосмысление знакомой истории, в центре которой – пес по кличке Шарик, чья жизнь совершает невероятный поворот, преобразуясь в человеческую форму. Долгие годы ученые стремились к созданию подобия человека, и, казалось бы, последний, рискованный эксперимент в этой области увенчался ошеломительным успехом. Весть о столь феноменальном превращении, словно лесной пожар, охватила столичные круги, а изобретателю подобного чуда уготована была всеобщая похвала и слава. Однако эйфория от столь впечатляющего научного достижения оказалась не столь продолжительной, как хотелось бы. Появление Шарикова, ставшего человеком, явило собой картину, граничащую с абсурдом. Этот индивид, в некотором роде, был чужд обществу, его поведение и взгляды на мир вызывали недоумение и отторжение. Попытки социализации и интеграции в привычный уклад жизни не приносили ожидаемого результата, а скорее, провоцировали комичные и неловкие ситуации. Кажется, что адаптация к нормам и устоям человеческого общества для новоиспеченного гражданина является задачей практически невыполнимой. Тем не менее, усилия по «воспитанию» Шарикова продолжаются, хотя, как правило, они оказываются безуспешными и лишь подчеркивают сложность и неоднозначность поставленной задачи.
Перенесенные в глубины памяти отголоски детства, словно волшебные искры, оживают при каждом взгляде на этот фильм. "Собачье сердце" - это не просто картина, а портал, ведущий к давно ушедшим дням, когда вся семья, собравшись вместе, завороженно следила за развитием сюжета, пересматривая кассету до износа. Тогда, будучи ребенком, я лишь смутно улавливала замысел автора, но даже эти неясные проблески рождали массу впечатлений. Фразы, облетевшие впоследствии всю семью, звучали как заклинания: "В печку её!", "Если я у себя в квартире начну петь хором!", "Вот никаких и не читайте!". Они эхом отзывались в моей душе, формируя причудливый мир детских ассоциаций, а сейчас, спустя годы, они всплывают в памяти, вызывая легкую улыбку и ощущение теплой ностальгии. С течением времени восприятие фильма трансформировалось. Исчезла детская боязнь черно-белых тонов и тихий голос Шарика, мрачноватая атмосфера "домовского" хора. Теперь я могу по достоинству оценить глубину замысла, понять сатирическую остроту булгаковского произведения. Но, несмотря на это преображение, эмоциональный отклик остается прежним – картина по-прежнему способна тронуть самые сокровенные струны души. Михаил Булгаков – гений, чьи произведения требуют особого таланта для воплощения на экране. Благодаря визионерскому таланту Владимира Бортко, "Собачье сердце" обрело вторую жизнь, сохранив неповторимый колорит булгаковского стиля. Режиссеру удалось не просто перенести историю на экран, но и придать ей ту самую неповторимую остроту, сатирический надрыв, который так характерен для творчества писателя. Тот факт, что произведение находилось под строжайшим запретом на протяжении шестидесяти лет, лишь подчеркивает значимость и дерзость этой экранизации. Команда создателей подошла к работе с невиданной тщательностью, воссоздав не только атмосферу эпохи, характеры героев, но и само ощущение времени, его переломные моменты. Перед нами — непростое, полное разрухи и хаоса время, представленное с удивительной точностью и ясностью. Сатира, пронизывающая фильм, высмеивает пороки эпохи, обнажая самые болезненные ее аспекты. Рассказывать о сюжете "Собачьего сердца" кажется излишним - знакомый нам по книгам и экранизации, он уже давно стал частью культурного наследия. Главное – это то, как умело и убедительно воплощены на экране персонажи, позволяя зрителям вновь и вновь переживать их историю. Подбор актеров – это настоящий триумф, особенно хочется отметить Евгения Евстигнеева, чьи крылатые фразы облетели весь Советский Союз. Владимир Толоконников создал поистине незабываемый образ, проходящий путь от ласкового пса до человека с собачьими чертами характера. Роман Карцев, исполнивший роль Швондера, обладает невероятной харизмой, его реплика "Я прошу эти слова занести в протокол!" стала настоящей легендой. Фильм изобилует яркими, запоминающимися второстепенными персонажами, которые обогащают повествование и создают неповторимую атмосферу. Каждая деталь, каждая сцена, даже самая короткая, не случайна – они составляют целостное впечатление, воссоздают ощущение эпохи. Это пациенты профессора, фотограф, рискнувший заглянуть в квартиру для создания снимка, старушка, мечтающая увидеть говорящую собаку, молодой человек, увлеченно рассказывающий о научных открытиях. Пересматривая "Собачье сердце", я все больше убеждаюсь в том, что каждый персонаж находится на своем месте, и попытка убрать кого-либо лишила бы фильм его неповторимого колорита. О проекте можно говорить бесконечно, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. "Собачье сердце" — это бессмертный шедевр, который будут пересматривать не одно поколение. Прекрасная экранизация подарила произведению новую жизнь, расширив границы его популярности и влияния. Благодарю за внимание и желаю приятного просмотра!
"Собачье сердце" – это поистине знаковая лента советского кинематографа, фильм, который, без преувеличения, стал вершиной моего кинематографического опыта. В нем заключено все то, что должно присутствовать в настоящем, глубоком и резонансном произведении искусства. Это харизматичная и совершенно неисчерпаемая кинолента, способная удивлять и волновать зрителя вновь и вновь. Невозможно переоценить вклад талантливейших актеров, таких как Борис Плотников, Евгений Евстигнеев, Ольга Хмельницкая, Нина Русланова и целой плеяды других, чьи мастерские интерпретации стали неотъемлемой частью успеха фильма. Особую же значимость проекту придает гений Михаила Афанасьевича Булгакова, автора первоисточника, чье видение мира и острая сатира проникли в каждую сцену. Эта экранизация – пример безупречного мастерства, где ни один элемент не кажется случайным или неправдоподобным. От виртуозной операторской работы, от точно выверенных диалогов до блистательной актерской игры, захватывающего сюжета и аутентичных костюмов – все выполнено на высочайшем профессиональном уровне. Появившись на экранах в перестроечном конце восьмидесятых, фильм и сегодня остается актуальным и увлекательным, затрагивая вечные вопросы человеческой природы и общественных трансформаций. Режиссерская работа, безусловно, позволила донести до зрителя суть произведения в наиболее понятной и эффектной форме. Часто можно услышать, что книга всегда лучше, чем ее экранная адаптация. И, безусловно, в большинстве случаев это справедливо. Однако, "Собачье сердце" – одно из тех редких исключений, где экранизация превосходит первоисточник, несмотря на то, что и сама по себе повесть Булгакова является шедевром. Фильм с удивительной точностью воспроизводит атмосферу и ключевые моменты повести, не требуя для понимания замысла автора предварительного знакомства с книгой. Он лишь усиливает славу и значимость произведения Булгакова. Авторы картины проявили смелость, внеся некоторые изменения в сюжетную линию, однако эти корректировки лишь обогатили повествование, не исказив его основной посыл. Главное – им удалось сохранить индивидуальность и характерность персонажей, воплотив их на экране именно такими, какими они предстают на страницах повести, до мельчайших деталей. Именно такие нюансы, такие тонкости, позволяли Булгакову наиболее эффективно доносить до читателя свои идеи и взгляды. Что же делает персонажей столь притягательными и запоминающимися? Каждый герой – это яркий представитель определенного социального слоя, отражающий особенности эпохи. Авторы с мастерством демонстрируют нам не просто персонажей, а целую галерею образов, представляющих различные социальные группы, от необразованных пролетариев до представителей высшего света. Нам предстают представители культуры, рабочие, аристократы – и все они показаны в неразрывной связи друг с другом, что позволяет глубже понять мотивы и поступки каждого. Диалоги, лишенные нарочитости и фальши, проясняют мировоззрение, поведенческие паттерны и воспитание героев. Даже интонации в голосах продуманы до мельчайших подробностей, создавая ощущение полной достоверности происходящего. Подобного уровня проработки, на мой взгляд, не встретить в других фильмах. Актерский состав подобран с безупречным вкусом. Трудно представить себе кого-либо, кто смог бы столь органично воплотить на экране этих колоритных персонажей. Картина настолько убедительна и достоверна, что зритель может легко поверить в ее документальную основу. Превосходно передана атмосфера начала прошлого века, ощущение отчаяния и безысходности, пронизывающее все повествование. Музыкальное сопровождение, созданное Владимиром Дашкевичем, – это настоящее произведение искусства, достойное самых высоких похвал. Несмотря на все великолепие фильма, после просмотра остается некоторая, довольно тягостная ностальгия. Жизнь в эпоху перемен не позволяет в полной мере осознать и прочувствовать те трудности и страдания, которые выпали на долю наших предшественников. "Собачье сердце" – это шедевр, который не уступает первоисточнику, и я с уверенностью могу рекомендовать его к просмотру всем ценителям качественного кино.
Погружаясь в привычную канву повествования, я обнаружил в ней, словно в старом зеркале, неожиданно искажённое отражение. Признавая безусловный талант актёрской игры и безупречную режиссуру, мой взор обратился на более глубокие вопросы. Действительно ли персонажи, оказавшиеся в противостоянии с новой, беспросветной действительности, воплощённой, несомненно, в образе Шарикова, где доминируют ограниченность и грубость, являются столь безупречными, как нам кажется? Разве Мастер не стремился, по сути, не к свободе самовыражения, а к наказанию недоброжелателей? И Преображенский, этот эрудит, не склонен лишь к произнесению пафосных речей, возвышенно декларирующих ценности, не предпринимая при этом реальных шагов для изменения окружающей действительности, а напротив, порой действуя в согласии с элитами жестокого режима? В этом смысле Михаил Булгаков предстаёт перед нами как типичный представитель русской интеллигенции, увы, страдающей от характерной "обломовщины" – пассивного созерцания происходящего, вместо активного вмешательства. Он подобен диванному критику, легко меняющему свои взгляды, если это сопряжено с выгодой или поощрением. Парадоксально, но писателя, столь явно демонстрирующего преклонение перед диктатурой, в Советском Союзе и запретили. Пожалуй, в истории России истинными голосами протеста, движущимися к справедливости, были именно декабристы. Однако их усилия, увы, не принесли ожидаемых плодов, оставив горький осадок нереализованных надежд и не осуществившихся перемен. Их судьба – трагическое напоминание о том, как хрупка и неуловима может быть надежда на перемены в условиях тоталитарного режима.