Описание
Рецензии

Сериал Судьба резидента

Актеры:
Георгий Жжёнов, Михаил Ножкин, Андрей Вертоградов, Ефим Копелян, Ростислав Плятт, Николай Прокопович, Николай Граббе, Жанна Болотова, Ээве Киви, Элеонора Шашкова
Режисер:
Вениамин Дорман
Жанр:
детективы, отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1970
Добавлено:
сериал полностью из 2 (31.07.2017)
Рейтинг:
8.40
7.10
Недавно вышедший двухсерийный фильм «Судьбы резидента» представляет собой захватывающий психологический детектив, являющийся своеобразным продолжением истории, впервые затронутой в культовом кинополотне «Ошибка резидента». В эпицентре повествования оказывается Михаил Тульев, блестящий, но судьбе непутёвый разведчик, оказавшийся в крайне непростой ситуации – после предательского ареста. Вместо того чтобы оставить его в небытии, как могло бы потребовать логика, контрразведка Советского Союза, действуя с хитростью и дальновидностью, принимает дерзкое решение: продолжить сложную и опасную игру с противником, используя самого Тульева в качестве ключевой фигуры. В этой запутанной шахматной партии роль судьи отведена капитану Синицину – острому на подспудном и владеющему тонким мастерством манипулирования офицеру. Именно благодаря его, казалось бы, показной благосклонности, Михаил получает шанс заглянуть в прошлое, узнать об утерянных корнях, и, к своему удивлению, находит долгожданного сына. Тем временем, в гуще научного прогресса, Борков, амбициозный и юный ученый, совершает фатальную оплошность. Его неосторожность, допущенная на престижной научной конференции, становится провалом, демонстрируя излишнюю доверчивость. Раскрыв нечто большее, чем полагается, он, словно маяк, привлекает пристальное внимание недружелюбных спецслужб, вплетая себя в сеть интриг и опасностей. Его поступок грозит не только ему лично, но и всей системе безопасности. Впереди непростой путь, полный неожиданных поворотов и смертельных рисков, где каждое решение может оказаться последним.
Неизменно привлекают внимание зрителей кинематографические полотна, повествующие о тайнах шпионской деятельности, о подвигах разведчиков, защищающих интересы Родины. Особенно ценными кажутся картины, посвященные подвигу советских агентов, обещающие захватывающее погружение в мир стратегической важности и патриотической преданности. Однако, к сожалению, картина «Судьба резидента», несмотря на свой амбициозный замысел, не смогла в полной мере оправдать возложенные на нее надежды. По уровню драматизма и глубины повествования она заметно уступает даже таким классическим образцам советского кинематографа, как «Ошибка резидента», где сюжетная линия была насыщена интригой и глубоко раскрывала тему любви к Отечеству и долга перед ней, или же, тем более, бессмертному шедевру «Семнадцать мгновений весны». Нельзя утверждать, что фильм абсолютно бездарен. В нем прослеживается внушительный объем проделанной работы, и актеры, несомненно, обладают яркими, талантливыми лицами. Ростислав Плятт, как всегда, безупречен в своей роли, а Элеонора Шашкова продемонстрировала превосходное исполнение. Однако, несмотря на все эти достоинства, картина не смогла пробудить во мне искреннего восторга, не оставила после просмотра ощущения напряженной интриги. Основа жанра приключенческого кино и детективного триллера – это загадка, тайна, разгадка которой захватывает зрителя, заставляет размышлять и строить собственные версии. В хорошем фильме главный герой, ведущий расследование, вынужден взвешивать различные аргументы, искать неочевидные связи, прежде чем откроется новая, неожиданная грань истины. В «Судьбе резидента» же развитие сюжета выглядит поверхностным, события разворачиваются словно по заранее написанному сценарию, лишая зрителя возможности почувствовать себя соучастником происходящего. Даже столь критически важный момент, как "перевербовка", представлен слишком упрощенно, без намека на серьезные осложнения. Это создает впечатление излишней самоуверенности со стороны авторов. Нельзя не отметить и неудачное распределение акцентов. Огромное количество экранного времени было отведено изображению отъезда молодого ученого за границу, что, на мой взгляд, не является ключевым элементом основной сюжетной линии. Также, значительное внимание было уделено образу Пьехи, несмотря на её безусловно привлекательную внешность и профессиональное исполнение роли. Фильм, в первую очередь, посвящен другому. Несомненно, отдельные эпизоды, такие как экскурсия в катакомбы или покупка иностранных товаров, были не излишни, однако они казались разрозненными и отвлекали от основного действия, создавая впечатление дефицита динамики. Наиболее существенным недостатком, на мой взгляд, стало изображение советских разведчиков, наделенных кажущейся непогрешимостью. В картине создается впечатление, что они обладают всезнанием и способны предугадать действия противника наперед. Это лишает фильм драматизма и зрелищности, поскольку отсутствует образ серьезного, опасного противника, способного создать реальную угрозу. В реальности работа разведчика сопряжена с огромным риском и требует неимоверных усилий. Я глубоко уважаю советские киноленты, однако, полагаю, что «Судьба резидента» пострадала от чрезмерного влияния цензуры, что привело к некоторой карикатурности изображения. Как известно, иностранные фильмы часто изображают русских с использованием стереотипов, но я решительно осуждаю подобный подход. Если вы стремитесь создать правдоподобный фильм, необходимо отбросить эгоизм и избегать преувеличения достоинств своей страны. В заключение хочу отметить, что «Судьба резидента» - картина достойная, хотя и не выдающаяся. Я рекомендую ее к просмотру, учитывая эпоху ее создания, и считаю, что авторы проявили немалый профессионализм. Тем не менее, не стоит ожидать от нее вершин, достигнутых классикой советского кинематографа.
Признаюсь, изначально я не возлагала больших надежд на эту экранизацию, ведь первая часть не смогла пробудить во мне особого интереса. Однако, ведомая любопытством, я все же решилась на просмотр. И, сравнивая обе части, вынуждена констатировать, что первая все же демонстрировала большую загадочность и увлекательность. В ней было множество вопросов, требующих ответа, и эпизоды, кажущиеся излишними, но добавляющие той самой атмосферы таинственности. Несомненно, над проектом трудилась талантливая команда. Они стремились создать нечто захватывающее, привлекли к работе великолепных актеров, но, увы, чего-то критически важного не хватило, и картина не достигла ожидаемой высоты. Не могу не отметить радость от того, что на экране вновь появился Ростислав Плятта – актер выдающийся, чье мастерство я недавно оценила в восхитительном сериале «Семнадцать мгновений весны». А появление Элеоноры Шашковой в столь необычном образе стало настоящим сюрпризом, ведь навсегда в моей памяти она осталась благодаря роли в «Тенях исчезают в полдень». И все же, даже при наличии таких ярких и талантливых исполнителей, наблюдение за развитием сюжета не доставило особых впечатлений. Картина получилась какой-то блеклой, несколько монотонной. В голове невольно всплывают слова Шерлока Холмса: «События опережают ход наших мыслей, и мы можем лишь созерцать их, без возможности повлиять или даже проникнуть в суть». Фильму остро не хватало той самой искры, интриги, способной по-настоящему захватить зрителя. Безусловно, не хочется вновь затрагивать вопрос о «перевербовке» – этот элемент мастерски и безупречно воплощен на экране. Однако, кажется, создатели слишком заострили внимание на зарубежных командировках молодого, перспективного ученого. Это, без сомнения, не является ключевым элементом повествования, и эти сцены вполне можно было бы сократить. Несомненно, Эдита Пьеха обладает внешней привлекательностью и достойно исполнила роль француженки, но акцент на ее персонаже кажется излишним, ведь он занимает значительную часть экранного времени. И сколько же еще эпизодов совершенно не важны и лишены всякого смысла! Экскурсия по катакомбам, навязчивая семейная сцена, где женщина демонстрирует свое обожание дорогим импортным вещам… Этот список можно продолжать бесконечно. Возможно, если бы создатели решились уместить всю историю в один эпизод, сюжет бы стал динамичнее, увлекательнее и эффектнее. Кто знает, что бы тогда получилось? Также меня огорчил тот факт, что в этой части врагами нашей страны оказались не самые грозные и достойные противники. Чувствовался явный дисбаланс, и, как следствие, победа советской разведки не вызывает искренней радости. Да, приятно осознавать превосходство, но если бы противник был более изощренным и проницательным, эффект от работы наших разведчиков был бы гораздо более впечатляющим. Понимаю, это художественный вымысел, но можно было создать настолько закрученный сюжет, чтобы напряжение и тревога держали зрителя в напряжении до самого финала. А здесь, кажется, врага развели, как ребенка. Можно ли действительно гордиться подобным результатом? Похоже, вражеские планы разрабатываются под пристальным наблюдением наших агентов, поэтому они так легко и без особых усилий раскрываются. Честно говоря, мне сложно поверить в подобное развитие событий. Кажется, наши спецслужбы стремятся возвысить свой имидж. С одной стороны, это похвально, но с другой – нельзя недооценивать противника! В общем, я не испытываю особого восторга от этого проекта, ни тогда, ни сейчас, и остаюсь при своем мнении. А решать вам, захотите ли вы вновь окунуться в шпионские страсти и вернуться в семидесятые годы прошлого столетия! Благодарю за внимание и желаю всего наилучшего!