Описание
Рецензии

Сериал ТАСС уполномочен заявить…

Актеры:
Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Вахтанг Кикабидзе, Николай Засухин, Алексей Петренко, Элеонора Зубкова, Николай Скоробогатов, Леонид Куравлёв, Ивар Калныньш, Борис Химичев
Режисер:
Владимир Фокин
Жанр:
отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 10 (23.12.2013)
Рейтинг:
8.29
7.30
В промозглых переулках Москвы, застывшей во временном плену советской эпохи, завихрилась сложная и тревожная интрига. В тишине, которую, казалось, хранили серые каменные стены, раздался отзвук шпионской деятельности – информация, поступившая в ведение спецслужб, повергла в смятение: один из граждан Советского Союза оказался завербованным агентом ЦРУ. Попав под подозрение, этот человек, чьё имя теперь стало запятнано грязью предательства, работал в недрах стратегически важного, строго засекреченного предприятия. Его миссией стало выуживание ценнейших, строго охраняемых сведений, которые затем, словно ядовитое семя, должны были быть переданы в разветвлённое африканское разведывательное управление, принадлежащее вымышленной, но ничуть не менее опасной, стране. Перед КГБ возникла острая, чрезвычайно деликатная задача: нейтрализовать злоумышленника, прервать цепь его подрывной деятельности. Ведь последствия его действий могли быть катастрофическими не только для граждан Советского Союза, но и для братского народа Африки, чья безопасность и благополучие напрямую зависели от сохранности этих секретов. Чтобы проникнуть в мрачную паутину шпионской сети и разоблачить предателя, советская разведка предприняла отчаянный шаг – внедрила своего агента в преступную среду, окружив его подозреваемых, словно сетью. Скрупулёзно, методично, используя весь арсенал доступных средств и навыков, он искал зацепки, крошечные намеки, которые могли бы вывести его на след иностранного разведчика. Впереди ожидало множество драматических событий, переплетений судеб, обмана и недоверия. Шпионская игра достигла своей кульминации, словно спираль, затягивающая жертву в пропасть, но круг подозреваемых оставался широким, предатель продолжал ускользать от правосудия, прячась в тени. Осознав тупиковую ситуацию, Комитет государственной безопасности, осознавая масштаб угрозы, принял волевое решение, отклонившись от намеченного пути, чтобы обрести доступ к другой, более эффективной стратегии разоблачения шпиона – стратегии, требующей смелости, хитрости и, возможно, некоторого риска.
## Отражения эпохи: Размышления о сериале "ТАСС" Фраза "ТАСС уполномочен заявить" – эхо давно минувшей эпохи, знакомое поколениям, выросшим на волнах советского информационного пространства. Телеграфное Агенство Советского Союза, некогда символ мощи и беспристрастности, теперь скорее отзвук истории, эрудированный реверанс в сторону прошлого, понятный лишь избранным из числа тех, кто хранит в памяти те времена. В нынешней России, где привычные ориентиры сместились, аббревиатура ТАСС, утратив первоначальный смысл, стала своего рода нарицательным существительным, загадкой для молодежи, лишенной непосредственного опыта эпохи. Несмотря на это, само название, благодаря своей торжественности, облекает экранизацию в мантию серьезности, предрасполагая зрителя к вдумчивому восприятию. В начале пути ощущается идеологическое наполнение, но со временем, под влиянием перемен, оно растворяется в пелене времени, оставляя лишь контуры эпохи. Размышления о сериале целесообразно начать не со стандартного повествования, а с музыкального сопровождения, служащего своеобразным прологом. Музыкальное оформление, изначально кажущееся несколько диссонирующим, постепенно обретает свою прелесть, покоряя слух и вызывая невольное желание вновь погрузиться в этот звуковой лабиринт. Невероятное многообразие голосов, сплетенных в единую, узнаваемую мелодию, переносит нас в атмосферу ушедшей эпохи: от помпезного "Вперед, Россия!" до отголосков моды и индустриального гула, символизирующих прогресс. Музыкальное сопровождение, неизменно присутствующее во вступительных титрах каждой из десяти серий, не утомляет, а усиливает эффект погружения. Фильм, в своей сущности, представляет собой попытку воссоздания атмосферы Советского Союза. Повествование развивается, однако музыка не всегда аккомпанирует действиям героев, создавая моменты тишины, которые, словно капли воды, постепенно нагнетают напряжение и заставляют зрителя внимательнее следить за происходящим. Звуковая палитра, в целом, тяготеет к натуралистичности, а музыка появляется лишь в определенных моментах, подчеркивая драматизм ситуации или усиливая эмоциональное воздействие. Благодаря сдержанному использованию музыки, авторам удается выделить ключевые эпизоды и сконцентрировать внимание зрителя в наиболее важных сценах. Актерский состав заслуживает отдельного внимания. На экране предстает целая плеяда молодых, перспективных актеров, зарождающих свою славу на заре своей карьеры. Исполнение каждой роли достойно восхищения, демонстрируя отточенное мастерство и профессиональный подход. Не чувствуется ни единой фальшивой ноты, каждое воплощение персонажа отличается органичностью и убедительностью. По сути, перед нами не просто художественный фильм, а полноценная экранизация одноименного романа Юлиана Семенова. Преобразование литературного произведения в кинематографический формат – задача непростая, но создателям удалось решить ее с мастерством и талантом. В отличие от предыдущих попыток, например, провалившейся в начале двухтысячных экранизации "В августе 44-го", создателям удалось избежать распространенных ошибок. На создание качественного кино не хватает времени, ведь в ограниченный хронометраж необходимо вместить огромный пласт информации и детали, содержащиеся в исходном тексте. Поэтому зачастую приходится идти на компромиссы: упрощать мотивацию персонажей, сокращать второстепенные сюжетные линии и отсекать незначительные, но важные в плане атмосферы, элементы. В результате, создается не совсем удачное произведение. Однако в случае с "ТАСС" авторам удалось выстроить целостную и убедительную историю, запечатленную в десяти сериях. Разветвленные сюжетные линии, описывающие одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, к финалу сплетаются в единый мощный поток, экспоненциально повышая градус драматизма. Все это, разумеется, жертвует возможностью широкого проката и массовой популярности, но в обмен на сохранение высокой художественной ценности. Особого внимания заслуживает операторская и режиссерская работа, отличающаяся безупречным качеством и профессионализмом. Видна рука настоящих виртуозов, чей подход к съемке новаторским и смелым. Камера ведет себя динамично, что, учитывая технические ограничения эпохи, является настоящим достижением. Крупные планы и общие планы тщательно выстроены, ракурсы подобраны с точностью до миллиметра. Все это создает эффект присутствия, позволяя зрителю глубже погрузиться в суть происходящего. Фильм отличается насыщенностью диалогов, включая речевые композиции, что, однако, не приводит к скуке. Режиссеру почти всегда удается сделать их интересными, захватывающими. Еще одна, на первый взгляд незначительная, деталь: в каждой серии присутствует одна или две напряженные сцены, снятые с филигранным мастерством. Режиссер, следуя заветам Хичкока, создает атмосферу неимоверного напряжения, когда зритель, словно прикованный к креслу, с замиранием сердца ожидает развязки, наполненный страхом перед неизвестным. Безусловно, одной из самых сильных сцен является задержание резидента ЦРУ. Происходит удивительное стечение обстоятельств: этот сериал, созданный в 1984 году, содержит скрытую, даже дерзкую антисоветскую позицию. Фильм, выпущенный во времена правления Черненко, рассказывает о нелицеприятных чертах характера Андропова и о тревожных тенденциях, бытовавших в обществе: о приверженности василевщине, о предательстве Родины, о желании эмигрировать, о пьянстве, об экономической нестабильности, об отсутствии негативных примеров западной жизни. Можно, конечно, приукрашивать, но именно такое впечатление складывается при просмотре каждой серии. Не может не восхищать, но и одновременно пугать, впечатляющие возможности КГБ. В современном мире сложно определить целевую аудиторию этого фильма. Он, безусловно, не столь динамичен, как многие современные сериалы, но в то же время, обладает актуальностью и глубоким смыслом. Эпоха изменилась, и осознание этих изменений необходимо. Кинокартина позволяет не только увидеть внешние изменения, но и глубже понять их суть и детали, проникнуться атмосферой, царящей в мире, охваченном противостоянием двух сверхдержав, игровыми формациями спецслужб и дипломатическими интригами, понять мотивы людей, вовлеченных в эти процессы. Это своего рода панорамный снимок с большой глубиной резкости, дающий представление об эпохе. Это умное кино, выполненное с минимальным количеством пропагандистского пафоса и максимальной сдержанностью. Рекомендую всем, кто ценит искусство кинематографа, увидеть все десять серий. Вас ждет приятное и неожиданное открытие.
В далёбом, едва ли не сказочном 1984 году, я была ещё юной неофиткой, не способной в полной мере осознать всю глубину и значимость фильма "ТАСС уполномочен заявить". Юношеский максимализм и незрелость восприятия не позволили мне тогда оценить новаторство и остроту сатиры, заложенные в этом произведении. В последующие годы, когда жизненные бури захлестнули меня, времени на созерцание кинематографического искусства практически не оставалось. События 1991 года, кардинально перевернувшие устройство страны, и последующее прекращение трансляции фильма по центральным телеканалам лишь отодвинули встречу с ним на потом. Лишь в середине девяностых, когда пелена юности окончательно рассеялась, мне посчастливилось окунуться в мир этой кинематографической жемчужины. И, признаюсь, картина произвела на меня ошеломляющее впечатление! Невозможно просто констатировать факт симпатии – это было нечто гораздо большее, настоящее откровение. Каждая новая серия являлась порталом в неизведанное, даря неповторимые ощущения и побуждая к размышлениям. Я с трепетом ждала наступления волшебного момента, чтобы погрузиться в любимые эпизоды, наслаждаясь каждым кадром, каждой репликой. Безусловно, на картину наложен отпечаток эпохи, и отдельные моменты могут показаться чрезмерно пафосными, но именно эта эксцентричность, сегодня, выглядит трогательно и даже комично. Возникает абсурдное желание перенестись в те беззаботные времена, наблюдая за перипетиями сюжета с ностальгической улыбкой. Это не просто атмосферное кино полотно, это захватывающий интеллектуальный детектив, предлагающий зрителю пищу для размышлений. Здесь переплелись захватывающие сцены погони, многогранные, детально проработанные диалоги и глубокие, философские размышления о жизни, актуальные и сегодня. Например, проницательные рассуждения Пола Дика о женской природе, о литературе или тонкий, метафоричный разговор Славина с Зотовым о борьбе с алкоголизмом, где "истина соседствует с апостолом Павлом" и "никто не желает возвести добродетель в ранг религии". И при этом, стоит вспомнить дату создания фильма - 1984 год! Удивительно, как картина сумела выдержать вызов времени и дойти до зрителя, несмотря на политические потрясения. Я бы искренне посоветовала этот сериал молодому поколению девушек, которых захватил вихрь гламурных телепостановлений, где мужчина, по общепринятым нормам, обязан заваливать избранницу экзотическими букетами, а в противном случае, встречаться с ним не стоит! Дубров-Трианон – это воплощение героя нашего времени, настоящий идеал гламурного эпатажа. Он способен на безупречный ухаживания – щедрые подарки, изысканные рестораны, заботливая помощь бабушке на переходе, безупречный внешний вид, забота о биоритмах и диеты! Но, увы, за этой внешней красотой скрывается духовная пустота, истинную суть которой трудно назвать иного как гнилость. К сожалению, современная Россия все чаще порождает «дубовых» людей – жадных, патологически тщеславных, готовых предать Родину и близких за несколько звонких монет. В картине нет грубого схематизма, герои говорят живо и убедительно. В других шпионских фильмах, как правило, "враги" предстают отпетыми злодеями, а "свои" - безупречными героями. В этом советском произведении картина более сложная и многогранная: пьяница Парамонов, лицемер Шаргин, наивная Вронская, мелкий жулик Цызин. И американцы? Их также представлено очень интересно и неоднозначно: умный, но безнадежный Пол Дик, беспринципный агент ЦРУ Лоренс, Глэб, преданный своей Родине. Политическая позиция США, на удивление, изображена весьма реалистично. Недавние события в Сирии и Иране лишь подтверждают пророческие слова авторов. С исчезновением СССР, Америка, избавившись от сдерживающего фактора, почувствовала свободу и начала действовать более напористо. Особое внимание стоит уделить музыке Артемьева – это настоящая симфония звука. Нельзя не отметить мастерство режиссера Владимира Фокина. Обидно, но сегодня такие глубокие и поучительные фильмы снимаются все реже и реже.
В эпоху, когда кинематограф почитали как подлинное искусство, советский кинематограф являл собой не просто развлечение, а глубокое, прочувствованное отражение времени. Фильмы, созданные в двадцатом столетии, до сих пор пленяют своей мощью, неподдельной искренностью, филигранным мастерством актеров и той утонченной чуткости, которой проникнуты образы. В них нет буйства визуальных эффектов, стремительной динамики, присущих современным блокбастерам, но есть продуманность каждого кадра, тонкость психологической достоверности, живость и насыщенность диалогов, правдивость, пронизывающая повествование. Среди этого созвездия кинематографических жемчужин, бесспорно, занимает особое место телесериал «ТАСС уполномочен заявить». Этот выдающийся проект, созданный в 1984 году, в преддверии кардинальных перемен в обществе и демонтажа идеологических конструкций, к сожалению, оказался в тени, обойден вниманием как критиков, так и публики. Возможно, он просто не нашел своего времени, не вписался в меняющиеся общественные реалии. Тем не менее, я настоятельно рекомендую ценителям настоящего кино, стремящимся к интеллектуальному удовлетворению, познакомиться с этим шедевром от начала и до конца. Детективная история, разворачивающаяся в вымышленном африканском государстве, удивительным образом опирается на реальные исторические события. В центре сюжета – секретное сообщение, касающееся агента ЦРУ, действующего на территории Москвы. Этот эмоционально насыщенный, глубокий и увлекательный шпионский детектив способен заворожить зрителя, способного к аналитическому мышлению, умеющего слушать и вдумчиво воспринимать информацию. Безусловно, сериал достоин внимания хотя бы ради легендарных имен, запечатленных в титрах. Это творение Юлиана Семенова, автора бессмертного хита «Семнадцать мгновений весны», ставшего настоящей вехой в истории отечественного кино. В актерском составе – плеяда выдающихся артистов: Вячеслав Тихонов, Вахтанг Кикабидзе, Юрий Соломин, Георгий Юматов, Борис Клюев, Леонид Куравлев, Ирина Алферова. Каждая роль, даже эпизодическая, исполнена с непревзойденным мастерством, являясь эталоном для всех, кто искренне любит и ценит подлинное киноискусство. Искренность, глубина, внушительная сила духа – вот что пронизывает этот захватывающий детектив. Неожиданные и порой вызывающие замешательство антисоветские мотивы занимают значительное место в повествовании. Присутствует и идеологический пафос, характерный для кинематографа того времени, однако он не разворачивается в привычном ключе: отсутствуют осуждения западного образа жизни, эмиграции, религиозности. Многие персонажи, олицетворяющие советское общество, представлены далеко не в самом выгодном свете. Тема эмиграции, традиционно не являвшаяся популярной или необходимой темой для кино, здесь раскрывается с особой глубиной и серьезностью. Оценить актуальность этой киноленты для эпохи, в которой она была создана, сегодня сложно. Для современного зрителя, особенно для молодого поколения, многое может показаться непонятным и далеким от действительности. Даже знаменитая фраза: «ТАСС уполномочен заявить» лишилась прежнего значения, поскольку телеграфная служба была тогда своеобразным голосом и лицом государственной идеологии. Однако, вне всякого сомнения, этот сериал стоит того, чтобы его посмотрели. По крайней мере, чтобы осознать всю мощь актерского мастерства, понять, что именно является залогом подлинного качества в кино.