• Стандартный
  • Субтитры
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Крах 1 сезон / The Fall 1 season

Падение
Актеры:
Джиллиан Андерсон, Джейми Дорнан, Брона Во, Джон Линч, Ниам МакГрэйди, Стюарт Грэхэм, Герард МакКарти, Йен МакЭлхинни, Юджин О’Харе, Лаура Доннелли
Режисер:
Джейкоб Вербрюгген
Жанр:
драмы, триллеры
Страна:
Великобритания, США
Вышел:
2013
Рейтинг:
7.67
8.10
В самом сердце Белфаста, затененного мрачными переулками и пропитанного историей, разворачивается эта захватывающая киноповесть. Город, расположенный в северной части Ирландии, окутан гнетущей атмосферой, ибо его население подвергается издевательствам, совершаемым неуловимым серийным убийцей. Бесчисленные попытки правоохранительных органов навести порядок и выявить злоумышленника оказались тщетными, оставив граждан в состоянии всеобщего страха и отчаяния. В этой тревожной обстановке появляется Стелла Гибсон, опытный и целеустремленный детектив, чье неутолимое стремление к справедливости побуждает ее вступить на опасный путь расследования этой запутанной и мрачной аномалии. Преисполненная решимости раскрыть личность этого жестокого нечисти, она погружается в лабиринт улик, сталкиваясь с бесчисленными препятствиями и тайнами, что скрывает этот витиеватый детективный клубок. По мере того, как она проникает все глубже в это жуткое дело, Стелла вынуждена противостоять не только хладнокровному преступнику, но и скрытым мотивам, которые переплетаются с прошлым города, а также с собственными демонами. Её методы поисков отточены, а интуиция – почти граничит с пророческой. Но сможет ли она одержать верх над безжалостным противником и вернуть спокойствие в Белфаст? И что ждет её впереди – победа или гибель? Ответы на эти вопросы откроются только для тех, кто отважится проникнуть в этот захватывающий мир, где опасность скрывается за каждым углом.
Этот сериал – феноменальное явление, совершенно не поддающееся привычным жанровым определениям. Формально, он посвящен расследованию, однако, лишен детективной остроты, столь свойственной этому направлению. Повествование искусно сплетает воедино две линии: мы видим не только действия протагониста, терзающего общество своими злодеяниями, но и детальный процесс его выслеживания, поимки. Интенсивность сюжета сконцентрирована не на преодолении препятствий, а на том, какая сложная, многоходовая игра разворачивается в сознании преступника. На протяжении двух сезонов авторы деликатно и методично, шаг за шагом, раскрывают личность маньяка, демонстрируя глубину его психологии. Больше всего поражает удивительная реалистичность, с которой показана работа следствия. Создатели с предельной достоверностью воссоздали атмосферу бюрократии, нелепости смены руководства, бесконечных совещаний, кропотливых экспертиз и томительного ожидания результатов. Зритель наблюдает за долгим наружным наблюдением, за различиями в формулировках ордеров на наблюдение и на изъятие доказательств – за всеми теми нюансами, что обычно скрыты за завесой профессиональной тайны. Интенсивные, вызывающие адреналин эпизоды сведено к минимуму, уступая место долгим, кропотливым трудам, когда каждое открытие, каждая улика добывается с трудом, словно из-под земли. Именно эта неторопливость, эта размеренность течения событий, вероятно, оттолкнула многих потенциальных зрителей. Однако, для меня эта особенность стала ключом к неповторимому кинематографическому опыту, покорившее своей глубиной и напряженностью. Глубокий интерес вызывают персонажи, их внутренний мир, мотивы, побуждающие их к действиям. Стелла – фигура, вызывающая неподдельное восхищение. Дж. Андерсен с филигранной точностью передала ее холодный, но проницательный интеллект. Риск превратить героиню в бездушную ледяную королеву был велик, но актриса блестяще избежала этой крайности. Мы видим Стеллу способной испытывать целый спектр эмоций – сочувствие, смущение, страх – однако, прежде всего, она демонстрирует поразительную способность к анализу, логическому мышлению и расстановке приоритетов. Мои симпатии безоговорочно принадлежат именно Стелле, я переживала за нее на протяжении всего сериала. Конечно, есть и те, кто испытывает симпатию к антигерою, желая видеть его победу – и это тоже интересно. Маниак, несмотря на всю мерзость, вмененную ему сюжетной линией, вызывает искренний интерес и даже определенное уважение. Он – воплощение красоты и силы, интеллекта и хитрости, обладает глубоким пониманием психологии. Вся его сущность, за исключением ужасного занятия выслеживанием и мучительным убийством невинных девушек, пропитана справедливостью и мудростью, он – ответственный семьянин. Между ним и Стеллой возникает какая-то призрачная, заочная симпатия, которая лично у меня вызывает смутные ассоциации с произведениями Достоевского. Актерская игра на высоте, абсолютно все исполнители проявили себя с лучшей стороны. Диалоги и, несомненно, их перевод отличаются исключительной элегантностью и изысканностью. Сложно высказать конкретные замечания по поводу музыки, операторской работы и монтажа – похоже, что здесь нет никаких сложных приемов, ничего нарочитого, скорее, речь идет о безупречном исполнении и гармоничном сочетании элементов, создающих целостное и завораживающее зрелище. Несомненно, сериал – шедевр кинематографа.
Первое, что поражает и вызывает глубокую симпатию – это поразительная правдоподобительность повествования. Действие не разворачивается в бешеном темпе, словно стремительно несущийся поток. Напротив, сюжетная канва разворачивается плавно, методично, давая зрителю возможность постепенно погружаться в мир персонажей и осознавать многослойность их характеров. Раскрытие героев происходит не моментально, как это часто бывает, а осуществляется на протяжении времени, новые сюжетные нити аккуратно вплетаются в уже существующую структуру, добавляя глубину и нюансы. Если провести параллели с культовым сериалом "Ганнибал", в котором также задействована талантливая Холли Джиллиан, то здесь зритель не испытывает ощущения, будто перед ним некая потусторонняя сущность, ангел смерти, чье убийственное ремесло должно, судя по колоссальному числу жертв, быть постоянным и неизбежным. Здесь же присутствует ощущение человека, за которым скрывается тьма, но это не делает его непостижимым или нечеловеческим. Особого внимания заслуживает проработка самого антагониста. Его образ резко отличается от навязчивых и избитых штампов, используемых для изображения психопатов на экране, что становится поистиной освежающим сюрпризом. На протяжении всего просмотра не перестаешь задаваться вопросом: что же кроется за столь причудливыми и, несомненно, ненормальными склонностями у этого на первый взгляд обычного молодого человека? Какая трагедия или переживание запечатлелось в его душе, породив этот внутренний мир? Холли Джиллиан вновь блестяще воплотила на экране образ, который идеально ей подходит. Она воплощает собой загадочную красоту, отстраненную холодность, фанатичную преданность работе, и, безусловно, в ее героине угадываются определенные черты, присущие психопату. Пока что персонаж не вызывает бури эмоций, скорее – ощутимую дистанцию, однако важно следить за развитием этой сложной и многогранной личности. Не стоит забывать, что каждый герой прописан с особой тщательностью и детальностью, каждый персонаж – это тщательно выстроенный пазл, части которого предстоит собрать воедино. На данный момент нет никаких сомнений: детектив Стелла Гибсон не обманет ожиданий своих поклонников и подарит им множество захватывающих моментов. Примечательный факт заключается в том, что действие разворачивается в Белфасте. Этот выбор оказался весьма удачным для всего шоу, поскольку город пропитан атмосферой религиозных противоречий, ощущается призрак недавнего террористического прошлого. В целом, приятно видеть, что действие не происходит в привычных для подобного жанра локациях – Англии или Америке, а разворачивается в месте с уникальной историей и колоритной культурой. Вот такие размышления возникли у меня после просмотра второго эпизода. С нетерпением предвкушаю новые серии, жажду продолжения этой захватывающей истории.
Сочинение рецензии на телесериал, имея лишь одно ознакомительное эпизод в активе, представляется задачей непростой, однако, именно первые серии и предназначены для создания первоначального восприятия. Они служат своеобразной линией разграничения – определяя, способна ли эта телеистория удержать интерес и побудить к дальнейшему погружению. «Крах» проявил себя как виртуозное повествование, сумевшее поработить внимание с первых секунд просмотра. Погружение в мир сериала оказалось настолько глубоким, что отрываться от него становилось настоящим испытанием. Возможно, секрет кроется в британском наследии проекта – специалисты из этой страны обладают уникальным даром создавать кинематографические произведения, которые не просто демонстрируются зрителю, а становятся его неотъемлемой частью, проникают в его сознание. Неизбежно возникнет возражение: расследования убийств – жанр изрядно заезженный, лишенный новизны. И это не лишенное основания наблюдение. Однако, именно в «Крахе» шаблонные элементы жанра переосмыслены, переплавлены в нечто новое, что и делает его столь привлекательным. Каждая серия представляет собой оригинальное прочтение привычной темы, подсвечивая ее с неожиданной стороны. Джиллиан Андерсон, мастерски воплотив образ детектива Стеллы Гибсон, создала чрезвычайно колоритную и убедительную героиню. В ней чувствуется внутренняя сила и мудрость, и ты по наивности ей доверяешь. Ее рассуждения, дедуктивные выводы, интуитивные догадки – всё это кажется не просто логичным, а почти гениальным. Ты погружаешься в ее ход мыслей, чувствуешь уверенность в ее правоте, и веришь, что именно так, вероятно, все и происходило в реальности. Эта аутентичность и правдоподобие потрясают, мгновенно вызывая непреодолимое желание продолжить знакомство с сериалом. В виртуозном сюжетном ходу авторы смело раскрывают личность убийцы уже в дебютной серии, позволяя зрителю наблюдать за подготовкой к преступлению и последующим отрезком жизни преступника, не лишенного обыденности. Осознание того, что эти люди, совершившие ужасный поступок, живут рядом с нами, дышат тем же воздухом, вызывает первоначальный шок, а затем – всплеск интеллектуального любопытства. Сериал несомненно захватил мое внимание, и сейчас меня терзает нетерпеливое ожидание – сумеет ли детектив Гибсон прийти к разгадке этого сложного, запутанного дела, и какие открытия ждут зрителя в дальнейшем?
После череды унылых детективных полотен, казалось, что надежда на обнаружение действительно захватывающего сюжета, сопоставимого с мастерством европейских новаторов ("Мост", "Убийство", "Миллениум") и выдающихся американских проектов ("Декстер", "Настоящий детектив", "Фарго"), окончательно угасла. Обрывки рецензий на сериал "Крах" порождали весьма пессимистичные ожидания: упрёки в затянутости, претензии на вторичность, обвинения в монотонности. Тем не менее, заманчивая перспектива увидеть Джиллиан Андерсон в главной роли, безусловно, побудила к просмотру. И как же сильно я ошибался! Сериал оказался настоящей находкой. Развитие повествования, несомненно, отличается неторопливым темпом, но эта размеренность ни в коем случае не тяготит, напротив, каждая сцена тщательно выверена и органично вписывается в общую канву. Зрителя не обременяют излишней мелодраматичностью, а история, выстроенная на логических узелках, вызывает неподдельный интерес и заставляет с замиранием сердца следить за разворачивающимися событиями. Даже маньяк, несмотря на неприметную внешность, обладает запоминающимся колоритом. Вклад Джиллиан Андерсон поистине неоценим, ее игра безупречна и органично дополняет образ. На протяжении просмотра невольно возникали ассоциации с историей Теда Банди, с мрачной атмосферой "Моста", с динамикой "Мистера Мерседеса" и, возможно, с другими подобными произведениями. Однако, несмотря на эти перекрестные влияния, авторам удалось создать нечто уникальное, избежав банального копирования. По всей видимости, моя симпатия лежит на стороне атмосферных сериалов, где на первый план выходит психологическое напряжение и тонкая проработка персонажей, а не беспрерывный каскад экшена, погонь и перестрелок. Если вы разделяете эту точку зрения, то настоятельно советую вам уделить внимание этому сериалу. Он способен подарить вам совершенно особенные впечатления.
Впечатления от этого сериала оставляют неоднозначное послевкусие. Сюжет, безусловно, страдает от некоторой затянутости и склонности к излишней обстоятельности, что порой рождает ощущение монотонности. Символическое название, несомненно, многослойно, отражая двойственность главного героя, Пола Спектора. Он – воплощение мрачной амбивалентности: в ночное время суток проявляющийся как безжалостный, неуловимый преследователь, а днем – маскарадный психоаналитик, тщательно культивирующий образ благополучного семьянина. Однако, в этой метафоре «падения» усматривается гораздо более широкое значение – универсальная человеческая склонность к ошибкам, к отступлениям от моральных ориентиров, которые, в той или иной степени, присущи каждому из нас. Мы видим и священника, чьи проклятые желания он пытается завуалировать заботой о своих подопечных; юную девушку, ослепленную первой любовью, готовой оправдывать чудовищные деяния своего избранника; суперинтенданта Андерсон, бесстрастно блюдущую законность, но при этом уступающую влечениям, совершая потаенные связи; супругу, плетущую паутину лжи, чтобы сохранить иллюзию благополучия и не потерять свою работу; дочь, испытывающую болезненную, нездоровую привязанность к отцу, принимающую его пороки как данность; коммиссара, злоупотребляющего властью, пренебрегающего семейными узами ради мимолетных удовольствий; и, наконец, полицейских, демонстрирующих непрофессионализм и безразличие, что приводит к трагическим последствиям для тех, кто нуждается в их защите. Если отвлечься от основной сюжетной линии и погрузиться в сложный лабиринт взаимоотношений персонажей, становится очевидным, что перед нами не типичный триллер, не жуткий хоррор, и даже как детектив он оставляет желать лучшего. Это скорее пристальный, неумолимый взгляд на человеческую природу, на те темные уголки души, которые мы обычно предпочитаем не замечать. Сериал предлагает уникальную возможность наблюдать за чужими жизнями, размышляя о том, как мы поступили бы в подобных обстоятельствах, подвергнутые тому же давлению и искушениям. Несмотря на некоторые недостатки, я бы классифицировал это произведение как глубокую драму – драму, которая, в той или иной форме, разворачивается в жизни каждого из нас. Посмотреть стоит, если вы готовы к вдумчивому и немного дискомфортному исследованию человеческих слабостей и мотивов.