Описание
Рецензии

Сериал Тот самый Мюнхгаузен
Актеры:
Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада
Режисер:
Марк Захаров
Жанр:
комедия, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 2
(05.02.2018)
Рейтинг:


В анналах истории, среди вихря эпохи барокко, возвышается фигура, ставшая почти мифологической – барон фон Мюнхгаузен. Этот колоритнейший персонаж XVIII века, благодаря остроумным и, несомненно, преувеличенным историям, превратился в неисчерпаемый источник сатирического юмора и забавных легенд. Роман Адама Распе, послуживший фундаментом для этой феерии, поразил воображение публики своим обаянием и захватывающим сюжетом, а кинематографические воплощения этого произведения лишь усилили его всемирную известность. Предлагаемая вам картина – одно из таких великолепных прочтений.
В центре повествования – барон Мюнхгаузен, терзаемый нежной, но, к сожалению, недостижимой любовью к Марте. Желание соединить свои судьбы, увы, сталкивается с непреодолимым препятствием – он уже обвенчан с другой. Марта, в свою очередь, возлагает на своего ухажера надежду, желая увидеть в нем не экзотического, неукротимого авантюриста, а простого, понятного человека.
Ситуация осложняется вмешательством герцогского вельможи, готового формально узаконить союз влюбленных, однако при условии, что барон, в письменной форме, без каких-либо оговорок, подтвердит свою принадлежность к числу обыкновенных смертных. Этот жест, требующий самоотречения и глубокого переосмысления собственной идентичности, ставит барона перед непростым выбором, определяющим дальнейший ход событий и раскрывающим глубинные противоречия его сложной натуры. Барону предстоит столкнуться с дилеммой, в которой переплетаются любовь, долг и стремление к самоопределению, а его ответ определит не только судьбу его сердечных устремлений, но и подтвердит или опровергнет его легендарный статус.
Не стану утверждать, что этот сериал можно отнести к шедеврам советской кинематографической панорамы, но моя страсть к нему поистине безгранична. Его невозможно подвергнуть академическому разбору, расчленению на смысловые фрагменты – он либо проникает в душу, вызывая глубокий эмоциональный отклик, либо остается неприметным. Этот фильм – источник неиссякаемого восторга, наполненный столь неудержимой, душевной и очаровательной атмосферой, что каждый просмотр дарит массу положительных эмоций. Его искрометный, забавный юмор, порой граничащий с абсурдом, провоцирует взрывы неудержимого смеха. Полагаю, многие из вас невольно подхватывают фразы из этой картины в повседневном общении, зачастую даже не осознавая этого.
Этот причудливый мир возник на экранах еще в далеком 1979 году, и я, будучи юной, не сразу поняла все его тонкости, хотя даже тогда ощущение было ни с чем не сравнимое. С тех пор, на протяжении почти полувека, я возвращаюсь к нему вновь и вновь, перенасыщаясь восторгом и любовью. Хотя формально сериал заявлен как комедия, я склоняюсь к мысли, что это скорее приподнятая, замаскированная под лирический юмор, глубокая и трогательная драма.
Мы знакомимся с удивительным, поистине экстраординарным персонажем – Бароном, чья жизнь представляет собой калейдоскоп невероятных событий. Он способен на немыслимые деяния: рассаживать облака, совершать героические поступки, даже вести войну с Англией – все это в контексте безудержной фантазии. Его окружает колоритная компания необычных и эрудированных людей: Шекспир, Ньютон, Софокл и другие великие умы эпохи. Барон, придерживаясь строгих моральных принципов, не позволяет себе обмана, хотя его эксцентричность и неординарность часто вызывают недоумение окружающих. Его не заботят чужие оценки и мнения, что позволяет ему оставаться верным себе. Однако, привычный ход событий нарушается, когда перед ним встает вопрос, который приобретает жизненно важное значение: он жаждет заключить брак с любимой женщиной, но непреодолимое препятствие стоит на его пути – его бывшая жена, отпустившая его, но не желающая давать официальный развод. Эта ситуация, казалось бы, трагичная, воспринимается Бароном с философским спокойствием, ведь у него было, у кого поучиться таким рассуждениям!
В сердце Барона – Марта, ради которой он готов пересмотреть многие свои принципы и изменить ход своей жизни. Ирония судьбы заключается в том, что первая жена становится препятствием на пути к его счастью, не желая отпускать бывшего мужа. Марта, несмотря на кажущуюся простоту, обладает глубоким пониманием и безоговорочной верой в Барона, считая себя достойной любви такого необычного человека.
В этой причудливой картине органично переплетаются истина и ложь, образуя своеобразный гротеск. И, честно говоря, даже не хочется вдаваться в дебаты и поиски скрытых смыслов – просто наслаждаешься тем, что происходит на экране, погружаясь в атмосферу абсурдности. И мы, несмотря на это, продолжаем верить, что луна прекрасна, и Барон обязательно до нее долетит! Это, несомненно, выпад против чрезмерной педантичности, склонности к серьезности и дотошности, а также отражение тем предательства и обмана, к которым способны многие.
В чем же кроется главный посыл, что скрывается за этой драматической оболочкой? Фильм затрагивает сложные взаимоотношения между индивидуумом и обществом. Общество, к сожалению, может проявить безграничную жестокость, подавляя индивидуальность и заставляя человека подчиняться навязанным нормам. Возможна ситуация, когда общество отвергает человека, но после его смерти начинает превозносить его и боготворить. Более того, общественные установки могут подталкивать людей к предательству самых близких и дорогих существ.
Отдельного внимания заслуживает блистательный актерский состав. Это поистине выдающиеся мастера своего дела: Янковский, Абдулов, Ярмольник, Чурикова, Кваша и другие. Все они невероятно талантливы и вдохновляют на новые свершения. Их игра заставляет заново открывать для себя глубину актерского мастерства. А музыка, сопровождающая фильм, создает неповторимую атмосферу, хочется слушать ее бесконечно. Особо трогательна и очаровательна финальная сцена с ее бескрайним, лазурным небом, за которым хочется наблюдать снова и снова. Этот фильм навсегда останется в моем сердце, вызывая трепетное восхищение и чувство глубокой благодарности.
В глубинах моей памяти, словно заветный артефакт из давно ушедшей эпохи, хранится воспоминание о книге, покорившей мое детское сердце – «Приключения барона Мюнхаузена» Рудольфа Распе. Я переживала сюжетные перипетии этой удивительной истории с неистовой преданностью, перечитывая ее бесчисленное количество раз, доводя до автоматизма некоторые емкие фразы. Поразительно живо я помню состояние той книги, ставшей верным спутником в годы юности: элегантный, черный переплет, нежная ткань обложки, и, конечно же, роскошные иллюстрации, яркими мазками воссоздававшие феерические приключения барона.
Лишь спустя годы, вновь обратившись к этому блистательному роману, я раскрыла для себя его корни – реальные предания, окружавшие личность барона фон Мюнхгаузен, жившего в Германии в XVIII веке. Оказывается, этот человек, облаченный в форму военного, покинул родные края, послужил в российской армии и даже участвовал в сражениях с турками. Вернувшись в Германию, он начал делиться своими рассказами, щедро приправленными остроумием и причудливой фантазией, словно плетя кружева небылиц для своих слушателей. В конце XVIII века эти предания были собраны в единый сборник, а впоследствии, в XIX веке, переосмыслены и литературно оформлены талантливым немецким писателем Рудольфом Распе, подарившим миру эти захватывающие фантазии.
Неудивительно, что с появлением книги, где рассказывалось о невероятных подвигах барона, его образ был подвергнут критике. Многие читатели воспринимали его как простого хвастуна и выдумщика, чей рассказ был лишен основательности.
Однако, эта история нашла свое продолжение в кинематографе – появился восхитительный фильм «Тот самый Мюнхаузен», вышедший на экраны еще в 1979 году. Его создателем стал выдающийся режиссер Марк Захаров, который привлек к работе плеяду блестящих актеров, среди которых Олег Янковский, Елена Коренева, Леонид Ярмольник, Игорь Кваша, Инна Чурикова и многие другие, чьи таланты обогатили эту киноленту.
Глубокий и остроумный сценарий создал Григорий Горин, а неповторимую музыкальную палитру, ставшую неотъемлемой частью легенды Мюнхаузена, создал Алексей Рыбкин.
Несмотря на то, что фильм опирается на роман Распе, я считаю его самостоятельным произведением искусства, способным подарить зрителю целый мир положительных эмоций. Невозможно переоценить мастерство Олега Яковского в воплощении образа барона Мюнхаузена.
Погрузившись в мир «Тот самый Мюнхаузен», вы ощутите удивительное сочетание тонкого юмора и легкой грусти, откроете для себя историю о человеке, выходящем за рамки общепринятых норм и сталкивающемся с непониманием со стороны общества, погрязшего в стереотипах.
На мой взгляд, это – кинематографический шедевр, украшенный изысканными диалогами, заставляющими задуматься о смысле жизни и о собственном месте в этом мире. В некоторых своих проявлениях, наш барон Мюнхаузен, несомненно, прав.
Этот фильм, безусловно, стар, но актуальные темы, которые он затрагивает, находят живой отклик и у современного зрителя, побуждая к размышлениям о свободе, творчестве и праве быть собой.
Существуют в истории культуры не просто значимые произведения, но и те, которые, подобно маяку, прокладывают курс для целых поколений творцов, определяя облик искусства на долгие годы. В этой плеяде выдающихся работ особое место занимает фильм "Тот самый Мюнхгаузен" – феномен, рожденный во многом благодаря удивительному стечению обстоятельств. Глубина замысла изначально проявилась в адаптации Григория Горина, который виртуозно переосмыслил приключения легендарного барона, придав им неповторимый колорит. Эта работа была подкреплена новаторским подходом операторов, открывших новые горизонты визуального повествования, и филигранной работой костюмеров, сумевших привнести свежее дыхание в традиционные исторические образы. И, конечно, невозможно переоценить вклад выдающегося режиссера Марка Захарова, чье видение воплотилось в жизнь благодаря блистательному актерскому ансамблю, во главе с колоссальным Олегом Янковским.
Внеочередная интересность фильма заключается в том, что съемки проходили на территории самой Германии, а точнее, в Германской Демократической Республике, что было поистине редкой привилегией в те времена. Дополнительный колорит создавался за счет привлечения обычных граждан небольшого саксонского городка в качестве статистов, что придавало картине особую достоверность и атмосферность.
"Тот самый Мюнхгаузен" – это не просто экранизация авантюрного романа, это глубокое размышление о природе восприятия. Вместо того, чтобы акцентировать внимание исключительно на экстраординарных событиях, которыми прославился барон, авторы сосредоточились на той среде, которая способна, или, увы, не способна, принять эти невероятные чудеса. Иными словами, фильм обращен к нам, к зрителю, и заставляет задуматься над тем, что творится в наших сердцах и умах. Он обнажает цинизм, порой пронизывающий нашу повседневность, демонстрирует стремление присвоить чужой опыт, показывает черствость, разъедающую человеческие отношения. Здесь, на экране, герои сталкиваются с жестокой реальностью, ломаются под ее натиском, теряют былое вдохновение. Но даже в самых мрачных обстоятельствах остается немеркнущая надежда, маячащая на горизонте.
P.S. Сложно переоценить притягательность этой картины для юного зрителя. Однако особое понимание и отклик в ней пробуждается лишь у детей, достигших того возраста, когда они способны различать оттенки морали, улавливать тонкие нюансы и отделять правду от вымысла.
Рекомендуем к просмотру