• Стандартный
  • Субтитры
  • VSI Moscow
  • RuDub
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Викинги: Вальхалла 1 сезон / Vikings: Valhalla 1 season

Актеры:
Лаура Берлин,Сэм Корлетт,Брэдли Фригард,Фрида Густавссон,Кэролайн Хендерсон,Йоуханнес Хёйкюр Йоуханнессон,Поллианна МакИнтош,Асбьёрн Крог Ниссен,Дэвид Оукс,Джулиан Сигер
Режисер:
Стивен Ст. Леджер,Ханна Куинн,Нильс Арден Оплев
Жанр:
боевики, драмы, исторические, приключения
Страна:
США,Ирландия,Канада
Вышел:
2022
Рейтинг:
6.92
7.40
В эпическом полотне, разворачивающемся на фоне раннего Средневековья, зритель погружается в бурные и грозные времена, когда скандинавские викинги, словно неудержимая стихия, вторгались на земли Великобритании, стремясь к территориальным приобретениям и наживе. Однако эта захватывающая сага предлагает зрителю гораздо больше, чем просто хроники воинственных походов. Авторы, с поразительной изобретательностью, переплетают историческую канву с новаторскими свершениями, повествуя о дерзких экспедициях, предпринятых Лейфом Эрикссоном в стремлении достичь берегов Нового Света. Эти судьбоносные межкультурные и географические столкновения, несомненно, облечены в величественный и грандиозный размах, определяя ход истории и переписывая карту мира. Впрочем, за грандиозными военными кампаниями и амбициозными открытиями скрывается и глубокая, человеческая драма. Мы становимся свидетелями неистовых распрей, пожирающих семьи и кланы, горьких актов возмездия, заставляющих кровь литься рекой, и беспощадного противостояния, где каждый шаг – это вызов смерти. И все же, даже в эпоху непрекращающейся войны и хаоса, расцветают ростки добродетели. Зритель станет участником трогательных историй о крепкой дружбе, способной выдержать испытания временем и предательством, о непоколебимой верности, которая становится оплотом в океане интриг, и о страстной, всепоглощающей любви, способной изменить ход событий и исцелить самые глубокие раны. Эта сага - не просто повествование о войне и приключениях, это глубокое исследование человеческой природы, развернувшееся на фоне бурной и завораживающей эпохи.
Мое восприятие этой работы оказалось сложным – ни мрачные предчувствия не оправдались полностью, ни ошеломляющие ожидания не получили своего триумфального подтверждения. Позвольте изложить свои соображения, разделив их на зоны позитивных и негативных аспектов. Начнем с того, что несомненно радует. Боевые эпизоды представляют собой зрелищное пиршество для глаз – масштабные, с эффектными локациями, захватывающие динамикой стремительных схваток. Их интенсивность и визуальная составляющая напоминают энергичные, запоминающиеся припевы в тяжелой музыке, словно вырывающиеся наружу. Сюжет, хоть и не поражает своей новаторской глубиной, имеет несколько переплетающихся линий, что добавляет ему динамики и позволяет избежать монотонности. Актеры и актрисы, без сомнения, достойно исполнили свои роли, не вызывая серьезных претензий к их игре. Кроме того, создатели проявили внимательность к современным общественным запросам, интегрировав в повествование актуальные темы разнообразия и равенства, предоставив их уже в самом начале, что позволило избежать дальнейших дискуссий по этим вопросам. Особого внимания заслуживает историческая основа сериала. Трагедия в Брайсе, событие, которое оставалось за кадром как в оригинальных саксонских хрониках, так и в литературной серии, все же нашла свое место в этом повествовании, что является бесспорным плюсом. Однако, наряду с положительными моментами, имеются и существенные недостатки, омрачающие общее впечатление. Режиссер оригинальной серии, Майкл Херст, выступающий в качестве продюсера данного проекта, по моему мнению, испытывал явную нерешительность при создании произведения. Похоже, он колебался между созданием самостоятельного фильма и запуском нового сериала, возможно, испытывая трудности с финансированием, выбором актеров или разработкой сценария. В оригинальной серии «Викингов» наблюдается четкая и планомерная эскалация сюжета: первый сезон посвящен истории одной семьи, второй – соперничеству двух побратимов, а в третьем и четвертом сезонах показывается расселение и расширение влияния целого народа, смену поколений и эволюцию мировоззрения. Здесь же каждый персонаж, кажется, с самого начала наделен готовым набором характеристик, как будто рожденный для конкретной роли в ролевой игре, наподобие Final Fantasy: этот – маг, этот – лучник, этот – берсерк. Нам демонстрируют глубину их мировосприятия, их выбор, их архетипичное поведение, но без показа процесса их формирования, без раскрытия этапов становления личности. Из-за этого сложно установить глубокую эмоциональную связь с персонажами, по-настоящему проникнуться их судьбами. Но главный и самый заметный сюжетный просчет – это неудачная и надуманная попытка совместить феминизм и авраамическую религию. Сильные и независимые валькирии, сражающиеся с христианскими воинами, выглядят исторически неправдоподобно. Подобные тенденции возникли лишь в начале двадцатого века, когда на смену религиозным догмам пришли государственные идеологии, а войны приобрели классовый и национальный характер. В эпоху, которую изображает сериал, женщин, как правило, почитали и оберегали. В стремлении продолжить род, они доставались не всем, а лишь самым сильным, смелым, находчивым, удачливым и богатым – тем, кто выжил в битве, сумел защитить, накормить и создать стабильные социально-бытовые условия. Остальные часто становились жертвами насилия во время грабежей, как в чужих, так и в своих поселениях, на берегах Британии. В целом, сериал представляет собой интересное, но поверхностное и быстротечное зрелище. Я надеюсь, что в случае продолжения, создатели учтут эти недостатки и смогут предложить зрителям по-настоящему захватывающий опыт, позволяющий ощутить эффект глубокого погружения, искренне сопереживать персонажам и их сюжетным ходам, примеряя на себя их судьбы, их выборы и поступки.
С самого начала знакомство с этим телепроектом породило во мне ощущение нечто кровавого хаоса, настолько резким оно было. Первые серии стали для меня поворотной точкой, и я с неохотой отложил просмотр, не находя в нем ни проблеска благородства, ни надежды. Однако, любопытство, подстегнутое желанием сопоставить его с сагой о викингах, вновь заставило меня обратиться к экрану, в надежде отыскать хотя бы один, хоть малейший намек на положительную сторону. В отличие от сериала "Викинги", где присутствует отблеск человечности, воплощенный в образе монаха Этельстана, чьи деяния не запятнаны злодеяниями, здесь мы сталкиваемся с непрерывным потоком лицемерия и интриг. Практически все персонажи облачены в маску благородства, скрывая за ней жестокость и корысть. Наихудшие человеческие импульсы, подкрепленные лживыми обещаниями всеобщего блага, выставлены на всеобщее обозрение с болезненной реалистичностью. Даже религиозные деятели предстают перед нами в гротескном обличье – яростный ярл, безжалостно истребляющий жрецов и невинных детей в храме, некогда посвященном его бывшей вере, во имя Господа. Апогей варварства достигается в восьмой серии, где показано кровавое жертвоприношение, сопровождаемое ритуальным употреблением крови, что уже является одой древним богам – Одину и Фрейе. Возникает закономерный вопрос: какую художественную или историческую ценность может представлять собой подобная эклектика? Действительно, в сериале переплетаются фигуры, чьи имена и даты зафиксированы в летописях, персонажи, возникшие из мифологических сказаний, и плод фантазии сценаристов. Какова может быть историческая достоверность этого своеобразного "винегрета"? Несмотря на это, я не могу отрицать, что подобное "развлечение" может стимулировать критическое мышление. Те, кто, в силу своей неопытности, воспринимают это как некую объективную картину жизни и быта викингов, начинают формировать искаженные представления об исторической действительности. Однако, насколько убедительна художественная составляющая? Хорошо ли продуманы сюжетные линии? Ведь в качественном сериале, на мой взгляд, не должно быть столь заметных вольностей, грубых киноляпов. Особенно возмущает вопиющий абсурд, например, сцена, где викинги разрушают мост, а в следующей же сцене уже грабят город. Неужели сценаристы не учли, что викинги, как опытные мореплаватели, не могли столь стремительно преодолеть водную преграду? Помимо этого, преодоление моста подразумевает преодоление городских ворот и отражение огня стрел с укреплений. Даже в случае открытия ворот, тысячная армия не смогла бы столь оперативно переправиться через реку. Это либо свидетельствует о поразительной некомпетентности сценаристов, неспособных к элементарной логике, либо об их презрительном отношении к зрительской аудитории, которым намеренно подсовывают очевидные нестыковки. Подобным образом, я с уверенностью могу заявить об отказе от просмотра последующих сезонов этого, мягко говоря, вызывающего отторжение проекта. Информационное перенасыщение, особенно содержащее негативный посыл, может оказать разрушительное воздействие на психику.
В целом, я остался под впечатлением от этого сериала, хотя было бы неправдой назвать его венцом кинематографического искусства. Ему, несомненно, далеко до той эпохальной силы и масштабности, что пронизывала ранние сезоны "Викингов", особенно до трагического финала истории Рагнара. Однако, в отличие от нелепых сюжетных изгибов, ознаменовавших последний сезон "Викингов", здесь авторы избежали грубого переключения между жанрами. Порой кажется, что перед нами не столько эпическое фэнтези, сколько ироничная пародийная зарисовка на этот жанр. Справедливо отметить, что уровень осведомленности о российской истории у зрителей в США и западных странах, скорее всего, сопоставим с нашим пониманием истории Полинезии. Однако, даже несмотря на эту культурную пропасть, сериал сумел завоевать определенную симпатию. Что касается персонажей "Вальхаллы", то их образы, в большинстве своем, производят впечатление убедительности и оставляют яркий след в памяти. Среди них выделяются Харальд, Лейф, Фридис, Эмма, Кнут, Олаф, Магнус и другие. Но, разумеется, ни один из них не способен достичь той же грандиозной глубины и харизмы, что была присуща Рагнару. Особого внимания заслуживает фигура Харальда. Исторический Харальд Хардрада, прозванный историками «Последним викингом», являлся, безусловно, колоритной личностью, хотя само это прозвище не совсем корректно. Период викингов, точнее, эпоха христианских королей и правителей Норвегии и Дании, продолжалась и после его гибели (в 1066 году, в битве при Стрэмфорд Бридж, на территории Британии), простираясь примерно до конца XI века. Но, несомненно, викинги XI века уже не были теми бесстрашными воинами, что господствовали в VIII-X веках, и формально (включая самого Харальда) приняли христианство. К недостаткам данного сериала я бы отнес несколько упрощенную, идеализированную трактовку образа Лейфа. О его историческом прототипе известно крайне мало, за исключением саг, повествующих о его путешествиях к берегам будущей Америки – факта, который не имеет исторического подтверждения. Кроме того, довольно частые и резкие переходы между отдельными сюжетными линиями порой доставляют определенный дискомфорт, вызывая легкое раздражение. Несмотря на заявление авторов об окончании работы над сериалом, сюжетная перспектива, по моему мнению, оставляет надежду на возможное продолжение. Вполне вероятно, что зрители еще не видели последней главы этой саги.
Привыкший формировать своё мнение о телевизионном произведении, как правило, после погружения в пару сезонов, я вынужден признать, что в данном случае возможности для предварительных суждений предоставляет уже сам тизер. Вполне обоснованно, полагая, что Netflix намеренно разместил свой проект на почве средневековой тематики, следует ожидать весьма достойного, хотя и несколько упрощённого с точки зрения художественной выразительности, уровня исполнения. Их опыт бесспорен, и, как неоднократно доказывала история, они способны предоставить продукт стабильно хорошего, хотя и не выдающегося, уровня – обычно это 7 или 8 баллов, а не безупречные 10. Неизбежно возникают опасения, что под вывеской "викинги" нам предстоит лицезреть демонстрацию "сильных" женских персонажей, чей образ будет существенно искажён относительно исторической реальности. В эпоху, предшествующую эмансипационным движениям, и уж тем более до того, как британская полиция начала умиротворять дубинками яростные феминистские шествия, говорить о равноправии женщин было неслыханно. Нельзя допустить, чтобы для соответствия современным трендам искажали трагическую реальность их положения. Другим потенциальным источником тревоги является тема нетрадиционных партнерских отношений. Хотя в суровую эпоху средневековья, отмеченную непрерывными походами, кровопролитиями, засухами, голодом и работорговлей, эти связи действительно могли играть важную роль в обеспечении выживания племени, представлять их как определяющую черту эпохи было бы неточно. Ярлы и конунги, безусловно, демонстрировали широкий кругозор, но не стоит переносить на них современные представления о толерантности. Сравнивать ожидаемый проект с подобными, уже вышедшими ранее, вроде "Копченых ролей", "Анны Болейн" или "Ведьмака", не самое оптимистичное занятие. Эти произведения, хоть и содержат интересные элементы, зачастую чрезмерно заостряют внимание на повестке дня, например, акцентируя внимание на африканском происхождении человечества. Вполне возможно, что этот акцент станет чрезмерным и отвлечет от исторического контекста. Я искренне надеюсь, что мои опасения не оправдаются, и подобные сюжетные ходы ещё не нашли своё отражение в написанном сценарии. Однако, если всё же произойдёт худшее, то 9 марта состоится премьера пятого сезона "Последнего королевства". Этот сериал, воссоздающий атмосферу эпохи викингов с ладьями, стеной щитов и всем необходимым арсеналом, обещает предоставить более аутентичный и достоверный взгляд на эту эпоху – в отличие от возможной, модернизированной интерпретации.
Погрузитесь в мир суровых северных земель с "Вальгалла" – амбициозным продолжением культового сериала "Викинги". Действие разворачивается спустя годы после драматичных событий, завершивших первоначальную сагу, предлагая новое поколение героев и не менее захватывающие перипетии. Несмотря на смену творческой команды, ответственной за создание "Вальгалла", сериал превосходно наследует духу и атмосфере своего предшественника. Зрителей ожидает знакомая палитра: яростные сражения, запутанные политические интриги, глубокие религиозные конфликты и, разумеется, бесстрашные викинги, сражающиеся за свою честь и выживание. Одной из наиболее ярких черт "Вальгалла" являются визуальные великолепие и воссоздание эпохи. Великолепные пейзажи Скандинавии и дотошные, аутентичные костюмы служат эффектным фоном, позволяя зрителю почувствовать себя частью древнескандинавского мира. Спектральные боевые сцены, поставленные с поразительной тщательностью и реализмом, добавляют зрелищности и напряжения повествованию. Однако, не обошлось и без шероховатостей. Некоторые персонажи, к сожалению, не получили должного раскрытия, оставляя ощущение некой недосказанности и не позволяя полностью проникнуться их мотивациями. Также встречаются эпизоды, затянутые и, возможно, нуждающиеся в более сжатой подаче для поддержания максимальной вовлеченности аудитории. Тем не менее, "Вальгалла" представляет собой весьма достойное продолжение, которое несомненно порадует поклонников исторической драмы и приключений. Это захватывающее путешествие вглубь времен и пространственных границ, наполненное динамичными экшен-сценами и пленительными тайнами. Рекомендую к внимательному просмотру всем ценителям качественного кинематографического продукта, стремящихся к погружению в атмосферу древних легенд и героических деяний.