Описание
Рецензии

Сериал Возмездие (2011)
Актеры:
Григорий Антипенко, Наталия Антонова, Григорий Сиятвинда, Андрей Руденский, Екатерина Волкова, Борис Галкин, Нодар Мгалоблишвили, Андрей Астраханцев, Борис Бирман, Руслан Нанава
Режисер:
Богдан Дробязко, Кирилл Капица
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2011
Добавлено:
добавлена 12 серия из 12
(01.04.2011)
Рейтинг:

Российская многосерийная сага, сотканная из нитей драматизма и трагедии, рассказывает о том, как роковой случай, подобно мощному вихрю, способен круто изменить траекторию человеческой жизни, разрушая хрупкий баланс устоявшегося миропорядка.
В эпицентре повествования – Максим Третьяков, молодой человек, обладавщий всеми атрибутами благополучия. Его жизнь представляла собой тщательно выстроенную пирамиду успеха: перспективная и прибыльная карьера, бурная и интересная личная жизнь, все то, что служило неоспоримым подтверждением его процветания. Однако эта идиллия была внезапно прервана фатальной аварией. Случайная встреча с пешеходкой, цыганкой, завершилась трагедией – Максим, за рулем своего автомобиля, стал причиной её гибели.
Последовавшие за этим события обрушились на него лавиной: бесконечные судебные тяжбы, угроза лишения свободы, необходимость отчаянно бороться за свою репутацию и свободу. Ему повезло: умелый и проницательный адвокат сумел добиться оправдательного приговора, извинив Максима от сурового наказания. Однако, несмотря на этот благоприятный исход, его душа оставалась отравленной чувством вины и глубокой скорби.
Вскоре после окончания судебного разбирательства, от горемычного супруга погибшей, Максим узнает о поразительной особенности покойной – она, при жизни, была наделена даром исцеления, способным избавить людей от самых неминуемых бед и спасти от смерти. Услышав эту историю, Третьяков, терзаемый раскаянием и глубоким чувством вины, испытывает мощный импульс – он решает посвятить свою жизнь служению людям, перенимая, по сути, миссию, которую выполняла погибшая цыганка. Теперь его путь – это тернистый поиск искупления и возможность, пусть и опоздавшая, но все же реальная возможность, изменить свою судьбу и принести пользу миру, который он, сам того не желая, навсегда изменил.
Состояние отечественного кинематографа, в особенности многосерийного, давно вызывает обоснованную тревогу. Словосочетание "сериальный бизнес" звучит в российском контексте, как оксюморон. То, что транслируется по телевидению, по большей части, представляет собой весьма посредственную, подражательную пародию на зарубежные аналоги. Российский многосерийный формат прочно закрепил за собой определенный, довольно прямолинейный почерк, часто напоминающий растянутые, грубоватые фильмы, лишенные изящества и глубины. Актерская игра зачастую сводится к механическому исполнению ролей, сценарии пестрят клише и нелепостями, а общее впечатление – крайне дежурное и не вызывающее эмоционального отклика.
Безусловно, в этой однообразной картине периодически появляются проблески, озарения, проекты, способные выдержать критику. "Глухарь", "Доктор Тытс", "Золотой капкан" - эти работы, несомненно, выделяются на общем фоне, демонстрируя более высокий уровень мастерства и сюжетной изобретательности. Впрочем, даже эти примеры можно рассматривать как скорее приятные исключения, а не предвестники наступления качественно нового этапа в развитии российского сериального производства. Речь едва ли идет о формировании устойчивого, саморегулирующегося бизнеса.
И вот в этих не самых радужных условиях на телеэкранах появляется "Возмездие". Проект, смело заявивший о себе как о воплощении концепции сезонного сериала. В центре повествования – Максимов, обыватель, муж и отец, неожиданно брошенный в водоворот событий, пропитанных мистическими элементами. Первая серия, по сути, представляет собой восхитительный пилотный эпизод, мастерски создающий интригу. Под воздействием алкоголя, Максим садится за руль и становится виновником гибели гадалки Розы. Благодаря умелым лаврам опытного адвоката, он избегает законного наказания – обыденная, на первый взгляд, ситуация.
Однако поворотным моментом становится одна фраза, произнесенная цыганским бароном, которая перекликается с древними мотивами кармы и искупления: "Роза была светом для людей, а ты погасил его. Теперь ты должен спасать людские жизни, иначе твои близкие начнут погибать". Эта риторическая конструкция, с ее переплетением религиозных и фольклорных мотивов, мгновенно привлекает внимание и обещает зрителю захватывающее зрелище. Вскоре после этого, Максимов начинает испытывать жуткие видения – предчувствия надвигающейся гибели. Поначалу он отмахивается от этих пророческих откровений, но трагедия настигает его семью: его дочь впадает в кому.
Осознание масштаба надвигающейся угрозы толкает Максима на путь искупления – он начинает спасать жизни. Каждая серия сериала словно является новым, параллельным сном, который постепенно раскрывает основную сюжетную линию и ведет к разрешению возникшей ситуации. "Возмездие" демонстрирует почти полное соответствие всем канонам качественного сериала, характерного для американского телевидения. Здесь есть и проработанная концепция, и динамичное развитие сюжета, и множество захватывающих поворотов, позволяющих развернуть повествование на несколько сезонов. Безусловно, ключевую роль в этом играет талант и воображение сценаристов. Другими словами, у сериала есть огромный потенциал.
Первые серии с замиранием сердца поглощаются, не требуя даже перерывов на отдых. Остается лишь в надежде, что сценаристы не иссякнут творческой энергии и сумеют раскрыть весь потенциал заложенный в концепции. Пожалуй, это самый главный вопрос, который сейчас волнует зрителей. Тем не менее, по сравнению с продукцией американского кино, российскому сериалу ощущается нехватка некой атмосферы, виртуозности в деталях, если говорить о визуальной составляющей и общей стилистике. Однако, в то же время, его нельзя оценивать однозначно как прямое копирование, ведь в нем присутствует некая уникальность.
Похвалы заслуживает безупречная актерская игра, настоящая вершина профессионального мастерства. Прекрасный, атмосферный саундтрек лишь усиливает эффект погружения в происходящее. К тому же, слоган "Молись, чтобы не присниться ему" – это блестящее философское изречение. Написав это, я хочу сказать, что, несмотря на все достоинства проекта, он мог бы стать еще лучше, если бы приложили усилия к разработке постерной кампании, рекламе и доработали пилотный выпуск. Тогда появился бы масштабный, захватывающий телепроект, не уступающий лучшим американским сериалам.
О российском кинематографе можно спорить до бесконечности, высказывать восторженные оды или ядовитые рецензии – исчерпать палитру мнений попросту невозможно. Однако, вопреки предубеждениям, этот телесериал послужил приятным сюрпризом, выбившись из привычной череды шаблонных проектов. Ирония заключается в том, что знакомство с ним произошло именно благодаря навязчивой рекламе – явление, которое обычно лишает произведения ауры таинственности, раскрывая сюжетные ходы до просмотра.
Первые эпизоды я, сознательно избегая рекламного сопровождения, скачала из сети, что, безусловно, добавило процессу некое очарование. Отсутствие назойливых спойлеров позволило полностью погрузиться в повествование. Сам сюжет демонстрирует поистине захватывающую интригу, заставляя зрителя постоянно строить догадки и предполагать дальнейшее развитие событий. Подбор актёрского состава также вызывает одобрение: каждый исполнитель, кажется, идеально вжился в свою роль.
Игра Антипенко бесспорно впечатляет, хотя его неизменно серьезное выражение лица, временами, вызывает лёгкое раздражение – хотелось бы увидеть от персонажа большей расслабленности. Поведение супруги главного героя представляется противоречивым и нелогичным: она отрицает существование предвидений во снах, но при этом не проявляет смущения, когда увиденное во сне сбывается. И возникает закономерный вопрос: как мог поверить в происходящее милиционер, а жена и вовсе старается не задумываться об этом?
Роль дочери, к сожалению, оставляет желать лучшего, что порождает дилемму: винить ли сценаристов за недостаточно продуманный сценарий или возложить ответственность на актрису, чья игра оказалась не убедительной.
Недостаточно проработанной кажется и динамика взаимоотношений Максима с его женой. Неясно, ждет их развод или примирение. Раз в серии она говорит о разводе, как о свершившемся событии, а в другой – они продолжают поддерживать общение, что создает ощущение хаотичности.
Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что этот сериал стал глотком свежего воздуха для отечественного кинематографа. Он обладает редкой для современной российской телевизионной продукции способностью удерживать внимание, вызывать любопытство и создавать атмосферу саспенса. Музыкальное сопровождение играет немаловажную роль, тонко усиливая жутковатые моменты и придавая повествованию особую глубину. И, конечно же, нельзя обойти вниманием мистический элемент – изюминка, которая делает этот сериал по-настоящему притягательным. Остаётся надежда, что к моменту финала мое восприятие не изменится, и эта телелента оставит после себя позитивное и запоминающееся впечатление.
Не могу сказать, что я являюсь ярым поклонником телевидения или приверженцем многосерийных картин, однако случайная встреча с этим телепроектом на Первом канале оказалась поистине ошеломляющей. Меня мгновенно зацепила харизматичность центрального персонажа, блестяще воплощенного моим любимым актером, чьи актерские способности не подлежат сомнению. Наряду с этим, интригующее, окутанное тайной название, не лишенное оттенка тревожности и провоцирующее воображение, также сыграло немаловажную роль в моем интересе.
Несмотря на то, что мне не довелось наблюдать все эпизоды этой захватывающей саги, я смело утверждаю, что этот сериал занимает почетное место среди лучших отечественных телевизионных произведений. Звуковое сопровождение отличается поразительной глубиной и мастерством исполнения – порой музыкальные акценты вызывали трепетные дрожи вдоль позвоночника. Спецэффекты, безусловно, не дотягивают до голливудского размаха, но, учитывая возможности отечественного кинематографа, они представляют собой впечатляющее достижение. Особенно тронули меня масштабные, панорамные съемки, мастерски передающие величие и бескрайние просторы нашей необъятной родины, создающие ощущение прикосновения к духу ее истории.
Большинство актерских работ были исполнены на высочайшем уровне, однако игра Натальи Антоновой, воплотившей образ супруги главного героя, показалась мне неубедительной и лишенной нужной степени реализма. Мне попросту не верилось в её происходящее на экране. Что касается Кристины Пельц, безусловно, талантливой и перспективной актрисы, то её молодость и недостаток опыта, к сожалению, повлияли на качество исполнения ее роли. Полагаю, она испытала чрезмерное волнение или же, возможно, эта роль не совсем соответствовала ее актерским способностям. Я верю, что в будущем у нее все сложится наилучшим образом.
Завершение этой телевизионной истории стало настоящим сюрпризом, совершенно не угадываемым даже для меня, склонного к построению догадок. При этом, я не могу сказать, что концовка оказалась неудачной; она, скорее, оказалась неожиданной, открывающей пространство для интерпретаций и самостоятельных домыслов зрителя. Подобный творческий ход, предоставляющий возможность каждому зрителю расширить и дополнить сюжет, вызвал у меня неподдельный восторг.
Рекомендую этот сериал всем ценителям мистики, триллера и элементов хоррора – он не оставит равнодушным даже самого искушенного зрителя.
Рекомендуем к просмотру