Описание
Рецензии

Сериал Времена не выбирают

Актеры:
Эльвира Болгова, Ирина Бразговка, Олег Долин, Александр Голобородько, Валерий Ивченко, Екатерина Климова, Вячеслав Шалевич, Людмила Титова, Анатолий Васильев, Вера Васильева
Режисер:
Валерий Харченко
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Россия
Вышел:
2001
Добавлено:
1-14 серия из 14 (28.02.2016)
Рейтинг:
3.96
Погружаясь в этот новаторский телесериал, зритель предвкушает увлекательное путешествие сквозь призму минувших лет, охватывающее ключевые десятилетия XX столетия. Мы окажемся в бурлящей атмосфере шестидесятых, ощутим на себе дух семидесятых, испытаем на себе эйфорию восьмидесятых и станем свидетелями бурных перемен девяностых. Повествование разворачивается без суеты, с нарочитой медлительностью, дабы позволить глубоко осмыслить нюансы и скрытые мотивы, определяющие судьбы героев. В фокусе внимания – представители элиты, занимающие позиции у власти, формирующие геополитический ландшафт и диктующие условия существования. Мы коснемся непростой доли агентов, работающих под эгидой КГБ и ЦРУ, увидим сквозь призму времени быт и заботы партийной номенклатуры, прочувствуем повседневные трудности врачей, отчаянно пытающихся обеспечить своим семьям достойное существование, и осознаем роль поэтов, чье творчество отражает дух эпохи. Особое очарование и уникальная энергия исходит от жизни, кипящей в стенах дома, расположенного на живописной набережной, – там царит совсем иная реальность, отличная от общепринятых норм. Время неумолимо движет своим ходом, трансформируя окружающий мир и перекраивая человеческие души. Взгляд главных героев, закаленный опытом и личными трагедиями, претерпевает кардинальные метаморфозы. Поступки, казавшиеся правильными и оправданными в прошлом, способны порождать глубокое сожаление и переоценку ценностей в настоящем. Эта многогранная сага повествует о жизни номенклатурных семей, живущих под пристальным вниманием общества и ощущающих на себе груз ответственности за судьбу страны. Проект мастерски структурирован на четыре фундаментальных части, каждая из которых сфокусирована на определенном временном отрезке, раскрывая его специфические черты и колорит. Этот отечественный сериал справедливо считается одним из самых грандиозных и амбициозных проектов в анналах отечественного телевидения. Гениальный сценарист, Максим Стишов, подчеркивает, что именно в этой масштабной работе удается наглядно продемонстрировать эволюцию человеческого характера и трансформацию мировоззрения под влиянием времени. Несмотря на исторический контекст, личные истории героев обогащены пленительными любовными интригами и сложными профессиональными вызовами. Насладитесь этим захватывающим зрелищем!
## Осколки Истории: Размышления о Сериале "Времена Не Выбирают" Сложно однозначно оценить влияние отечественных телепроектов, обращенных к страницам нашей истории. С недавних пор меня вновь охватило желание изучить одну из таких картин – "Времена не выбирают". Сюжет охватывает внушительный хронологический период, от отдаленных глубин прошлого до лишь недавно минувших событий, что само по себе представляется амбициозной задачей. Однако, уже на первых минутах просмотра, накрывает ощущение диссонанса, словно нечто фундаментальное ускользает от создателей. Это не просто неудача, а чувство, похожее на попытку подражать мастеру, не вложив в это ни малейшего понимания сути. Прежде всего, удручает отсутствие актерского перевоплощения, ощущение, что действующие лица остаются заложниками собственной позы, неспособными отразить дух эпохи. Кажется, перед нами не живые люди, а картонные фигуры, подвинутые на сценарии режиссера. Актёры словно отчуждены от образов, которые должны воплощать, погруженные в собственных мыслях, не чувствующих трепета и глубины прошлого. Необходим глубокий анализ, тщательный подбор исполнителей, погружение в атмосферу прошлого, освоение методик, позволяющих достичь этого глубокого соучастия. Попытка придать изображению "винтажности" – высветление, имитация царапин на пленке – выглядит поверхностной, поспешной, и лишь подчеркивает общую неудачу в попытке создать атмосферу прошлого. Эта неумелая имитация лишь выдает отсутствие поиска более тонких, глубинных способов донести дух эпохи. Сюжет, вовлекая зрителя в мир холодной войны, представляет нам сцены работы разведывательной службы ЦРУ, захватившие фотографии людей, ставших объектами их внимания. На снимках – Сергей Мазаев, начальник академии бронетанковых войск, чьи знания о новейших разработках советской военной техники представляли ценность для американской стороны. Изучается фото бывшего тестя Мазаева, Амвросия Кикнадзе, кандидата в члены политбюро, чьи сложные взаимоотношения с Никитой Хрущевым и расположение к Леониду Суслову представлялись ключом к пониманию будущей политической конфигурации. В ЦРУ пытались предположить, кто из этих людей займет место генсека, намекая на возможное противостояние Суслова и Брежнева. Тогда имевшие место оценки выглядели особенно грубовато, ввиду того, что Леонид Ильич впоследствии оставался во главе страны целых восемнадцать лет. Брежнева, отвергнутого как недалёкого пьяницу, ожидания оказались осуществлены с неожиданной солидностью, и он прошел через самый значимый парад победы на Красной площади, навсегда оставив свой след в истории. Наряду с этим, на кадре появляется Елена Мазаева, учительница музыки, жена Сергея. Зрителю предлагается взглянуть на сложные семейные связи, где тесть становится тестем брата. В армии служит Марлен Мазаев, сын Сергея, выдающийся конструктор истребителей. Именно он представляет интерес для американской разведки. Получение шифрограммы от шпиона, подтверждающее его прибытие, запускает дальнейшее развитие событий. На фоне этой истории разворачивается описание одного дня победы. Семья Мазаевых отмечает праздник. Дочь просит остаться дома по деловым соображениям. На самом деле она ждет любимого Марлена, который тайком проникает в дом, пока родители уезжают на "Волге" к боевому товарищу Сергея. Однако, даже в этих сценах отсутствует та жизненная сила, тот душевный подъем, который характерен для послевоенных лет. Вспоминается фильм "Белорусский вокзал", где игра актеров потрясала глубиной чувств. Всеволод Сафонов, Нина Ургант, Алексей Глазырин, Евгений Леонов, Анатолий Папанов – каждый из них вносил в свою роль частичку собственной души. Они прошли войну, почувствовали её тяготы, и это отразилось в их игре. Их игра заставляла прореветь весь фильм. Современные актеры, к сожалению, часто теряют связь с эпохой, не способны передать глубину чувств. В этом сериале нет жизни, нет души. Игра холодная, натянутая, бездушная. Даже в сцене прощания с боевым товарищем нет радости, нет теплоты. Супруга ведет себя как капризная девушка, занятая только собственными заботами. Необходимо пробудить в актерах чувство ответственности перед историей. Их нужно учить соучастию, заставлять чувствовать эпоху, вдохновлять на самоотверженный труд. К сожалению, во многом, их забывают позвать на эти бессмысленные попытки передать историю, потому что им не хотят платить. Но им гораздо более неприятны эти одноразовые, бездушные проекты, они осознают их бесполезность. Не стоит ждать от современных фильмов той самоотверженности, того душевного подъема, который характерен для советских фильмов. Но можно стремиться к этому, учиться у прошлых мастеров, и не бояться самоотверженного труда. Сериал слегка забавен, но оставляет ощущение огорчения. Он не доносит глубину и трагедию прошлого, и оставляет зрителя разочарованным.