Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Борджиа (Франция) 1 сезон / Borgia 1 season

Актеры:
Марк Райдер, Изольда Дихаук, Дьярмуид Нойес, Джон Доумен, Марта Гастини, Арт Малик, Ассумпта Серна, Виктор Шефе, Деян Чукич, Пол Бреннен
Режисер:
Оливер Хиршбигель, Метин Хусейн, Кристоф Шреве
Жанр:
драмы, криминальные, исторические
Страна:
Германия, Франция
Вышел:
2011
Рейтинг:
7.99
7.70
В этом захватывающем полотне истории зритель погружается в эпоху, когда моральные устои рушились, а амбиции захлестывали все вокруг. Фильм раскрывает феноменальный взлет к вершине власти одного из самых порочных и безжалостных кланов XV столетия – рода Борджиа. Время, отмеченное предсмертным вздохом Папы Римского, становится костяком для дерзкого восхождения Родриго Борджиа, тогда еще вице-канцлера Римской Курии, к папскому престолу. Тень интриг и скандалов сопровождала его на протяжении всего пути. Бывший кардинал, щедро одаренный дарованиями и проницательностью, он не устоял перед чарами женской красоты, порождая многочисленное потомство от внебрачных союзов. За его плечами выросла внушительная армия недоброжелателей, чьи яростные протесты лишь подстегивали его неутолимую жажду власти. Ничто не могло остановить его решимость захватить папский трон – не плети церковной морали, не громы гневных возражений, не козни коварных противников. Борджиа, словно неудержимый вихрь, стремился к абсолютной власти, будучи уверенным в своей непогрешимости и готовым на любые жертвы ради достижения цели. Его стратегия была холодна и расчетлива, его воля – стальной хваткой, его амбиции – безграничны. Это повествование о темной стороне Ренессанса, о триумфе порока над добродетелью, о пути к вершине, вымощенному предательством и обманом.
Решение поделиться своим мнением о сериале побудило меня к регистрации на этом ресурсе – сам этот факт, несомненно, говорит о многом. Интерес к семье Борджиа преследовал меня на протяжении долгого времени, проявившись еще до появления обеих экранизаций – канадской и франко-германской. Меня всегда очаровывала история этой противоречивой династии, и с выходом новых фильмов я с нетерпением предвкушала возможность вновь погрузиться в этот притягательный, бурлящий интригами мир. После череды анонсов и захватывающих тизеров, мне, наконец, довелось ознакомиться с канадской версией «Борджиа». Не буду углубляться в детальный анализ моих первых впечатлений – достаточно отметить, что просмотр французской экранизации послужил причиной полного переосмысления ценности канадского проекта, фактически, обесценил его для меня. Поначалу я пыталась провести параллели, выстроить систему сравнений между двумя фильмами, однако вскоре бросила это бессмысленное занятие, поддавшись очарованию французского варианта, в котором по-настоящему растворилась. Он обладает всеми теми художественными достоинствами, которым так не повезло канадскому аналогу. Прежде всего, это предельная историческая достоверность повествования. Чезаре представлен не как выхолощенный, идеализированный персонаж, а как он и был на самом деле – беспринципный, жестокий и одержимый безумием, а Родриго, вопреки всему, кажется самим собой, и внешне, и внутренне. Средоточие средневековой действительности – клубок интриг и заговоров, пыток и всепроникающей жестокости, крови и грязи – показано не как исключительные аномалии, а как неотъемлемая норма того времени. Фильм без прикрас демонстрирует неприглядные аспекты эпохи – тайные дети Папы, рожденные вне брака, и даже инцестуозные связи между Лукрецией и Чезаре, шокирующие своей откровенностью. Особого внимания заслуживают трактовки персонажей. Чезаре Борджиа, чье имя на итальянском звучит как Цезарь, – предмет амбициозных планов отца, стремящегося видеть его на папском престоле. Именно на его долю выпадает львиная доля испытаний. Он изъеден противоречивыми страстями, балансирует на грани покаяния и греха. Каждый вспыхнувший порыв влечет за собой самонаказание, часто жестокое и изощренное – плети, вбитые гвозди в руки. Он метается в поисках истины, совершает ошибки, раскаивается и вызывает бурю чувств, от отвращения до искренней жалости. Со временем, к своему удивлению, начинаешь испытывать к нему нечто сродни привязанности к этому дикому, выдающемуся безумцу. Лукреция Борджиа. Перед нами предстает юная девушка, невинная и чистая, разлученная с матерью и потерявшая себя еще до обретения истинного «я». На наших глазах происходит ее трансформацию – исчезают наивность и непорочность, сменяясь распутной жизнью и жестокостью. Хуан Борджиа. Актер блестяще воплотил образ папского отпрыска, отличающегося моральной распущенностью и ощущением вседозволенности, которое подпитывается отцовской любовью и его собственной низменной сущностью. Хотя его игра безусловно впечатляет, нельзя не заметить театральности, присущей его воплощению. В отличие от Чезаре, за чьим внутренним миром наблюдаешь, как за завораживающим спектаклем, при наблюдении за Хуаном, ты всегда осознаешь, что смотришь фильм. Родриго Борджиа. Холодный, расчетливый, безжалостный демагог, живущий исключительно интригами. Даже собственные дети для него лишь средство достижения цели, которые он готов использовать как пешки в своей сложной игре. В нем проглядывает некая схожесть с Чезаре – оба персонажа балансируют на грани долга и порывов. Джулия Фарнезе. Молодая, очаровательная девушка, играющая важную роль в сюжете – именно ей суждено возвысить род Фарнезе. Она преданна своему брату и готова ради него на любые жертвы. Алессандро Фарнезе. В начале фильма он предстает перед зрителем как обаятельный юноша, вызывающий искреннее сопереживание. Однако по мере взросления, в его облике появляется уверенность, намекающая на его потенциальное будущее – стать следующим Папой. В заключение, хотелось бы отметить, что мой отзыв, в сущности, исчерпывает мое видение этого произведения. Не знаю, какое впечатление он произведет на широкую аудиторию, но искренне надеюсь, что хотя бы несколько зрителей будут вдохновлены и посмотрят хотя бы пару серий. Не питаю иллюзий относительно ажиотажа вокруг фильма – скорее, горько осознаю, что современный зритель зачастую ориентируется не на тонкость актерской игры, а на эффектные, зрелищные элементы шоу. Возможно, именно поэтому второй сезон «Борджиа» до сих пор не переведен с французского языка и не оснащен субтитрами. Не буду ставить оценку – считаю, что даже десятка баллов не смогла бы передать всю глубину и великолепие этого фильма.
В эпоху, когда истории о могущественном роде Борджиа вновь захватили внимание кинематографистов, родилось произведение, достойное не просто признания, но и восхищения. Вслед за многочисленными кинематографическими попытками возродить на экране образы Хуана, Лукреции, Чезаре и Родриго, эта картина, несправедливо заслоненная превосходством канадской интерпретации, представляет собой воплощение истинной художественной ценности. Авторы сумели преобразить сухие и зачастую монотонные хроники политических интриг в захватывающее полотно, полное драматизма и напряжения. События, как будто приправленные благовониями Востока – пряностями, что манят и пленят – сплетаются в сложный узор, включающий хитроумные дипломатические маневры, извилистые семейные связи и страстные любовные переживания. Вопреки распространенному мнению, Борджиа предстают перед зрителем не как безразличные к морали гедонисты, а как сложные, многогранные личности, способные на глубокие чувства и подчас противоречивые поступки. Это подтверждается и тем, что любовные сцены, хоть и присутствуют, выполнены с изяществом и тонкостью, лишенными вульгарности и пошлости. Безупречная работа операторов, дизайнеров и декораторов ощущается на протяжении всего повествования. Великолепные, панорамные пейзажи, роскошные, богато украшенные наряды, внушительное убранство дворцов и замков создают атмосферу изысканной красоты и величия. Эстетика здесь возведена в абсолют. Исключая незначительные шероховатости, актеры, исполняющие главные роли, демонстрируют высочайший уровень мастерства, а исполнители второстепенных – весьма привлекательны. Каждое лицо, будь то юноша или девушка, мужчина или женщина, отмечено чертами необыкновенной красоты и обладает чарующей привлекательностью. Несомненен вклад таланта – ключевые персонажи блестяще воплощают свои образы, раскрывая их глубину и многогранность по мере развития сюжета. Особого внимания заслуживает контраст между братьями Чезаре и Хуаном. Один из них, наделенный неземной красотой, вызывает одновременно жалость и отвращение, демонстрируя, как внешнее великолепие может скрывать пороки и слабости. Другой, молодой человек, отличается острым умом и проницательностью, но его лицо, лишенное безупречности, уступает в красоте брату. Эта тонкая разница с поразительной точностью передает суть давней и неразрешимой вражды между братьями. Подводя итог, настоятельно рекомендую уделить время знакомству с этой замечательной историей. В ней поклонники истории найдут увлекательные интерпретации исторических событий и заслуживающих внимания образы исторических деятелей. Ценители прекрасного насладятся виртуозной игрой света и тени, изысканностью декораций и костюмов. Те, кого пленяют запутанные сюжетные линии и интриги, будут удерживать дыхание, жадно ожидая развития событий до самого финала. При выборе между франко-германской и канадской версией, без сомнения, стоит отдать предпочтение первой. Ее художественное совершенство и глубина повествования превосходят все остальные интерпретации. Безусловные 11 из 10.
Безусловно, стоит отдать должное блистательной игре актерского ансамбля. Персонаж главного героя разворачивается многогранно: он олицетворяет теплоту и преданность любящего родителя и супруга, но одновременно предстает перед нами расчетливым интриганом и искушенным политиком. Что касается Лукреции, то изначально она кажется лишь безвольной куклой в руках хитроумного манипулятора, однако со временем в ней пробуждается зрелость, позволяющая ей с проницательностью отличать истинное от ложного, важное от неважного. Если же обратиться к образу Чезаре, то вскоре становится очевидным, почему под его влиянием склонится значительная часть европейского пространства. Этот человек воплощает собой дерзкий, проницательный и одаренный ум, пылкий темперамент и несгибаемую силу воли – настоящий сплав ангельского великодушия и демонической хитрости. Обладая подобным сочетанием качеств, он способен не только очаровать, но и внушить глубокое опасение. Несмотря на историческую канву повествования, я не обнаружил значительных фактических неточностей. Относительно незначительный, но все же ощутимый нюанс – это осовремененный язык диалогов. В то время, изображаемое время, так не разговаривали; сегодня же происходит своеобразная дословная адаптация, что несколько искажает атмосферу эпохи. Если же вас ожидает перечитывание классического произведения Александра Солженицына, не стоит ожидать легкого, беззаботного чтения. Там царят жестокость и аморальность – те самые качества, которые, к сожалению, были обыденностью в ту эпоху. В то время во Франции, кажется, все было более благополучно, в то время как на нашей родине история складывалась куда менее радужно, чем герои Александра Дюма. Если вы не готовы к столкновению с суровой правдой, ищите литературу попроще, предназначенную для менее требовательных умов. Но для тех, кто тяготеет к реализму, у меня есть только один совет: посмотрите фильм – и вы не пожалеете о потраченном времени. Это откроет вам мир, полный драматизма и захватывающих событий, позволяя по-новому взглянуть на исторические реалии.