Описание
Рецензии

Сериал Дети Арбата

Актеры:
Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Евгения Симонова, Максим Суханов, Инга Оболдина, Даниил Страхов, Ирина Леонова, Зоя Кайдановская, Владимир Симонов, Роман Мадянов
Режисер:
Анатолий Рыбаков, Валентин Черных, Юлия Дамскер
Жанр:
отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 16 (27.07.2010)
Рейтинг:
7.76
6.90
За горизонтом остались бурлящие тридцатые, и на пороге – суровые сороковые, отмеченные кровавым отпечатком войны. Этот временной отрезок стал эпохой неимоверных испытаний и грандиозных свершений, временем отчаянной борьбы, где противник являлся как в явном, так и в завуалированном облике. Именно в эту эпоху, раскаленной жаром битв и лишений, претерпело кардинальные изменения само понятие общества. В нем зрели противоречивые стремления: неутолимая жажда созидания, кропотливый труд во имя общей цели, и вместе с тем – тоска по близости, искренней привязанности, жажда быть принятым и желанным. В сердцах жила мечта о счастье, о той безоблачной поре, когда выбор любви будет свободен от внешних ограничений, когда человек сможет беспрепятственно принадлежать тому, кого по-настоящему желает. Однако это время, вопреки надеждам, пока не наступило, заслоненное мрачной пеленой военных будней и строгих социальных норм. Этот период диктовал свои, зачастую жестокие, правила, накладывая отпечаток на чувства и желания людей, заставляя их сдерживать порывы души и искать утешение в созидательном труде и надежде на лучшее будущее.
Нам следует воздержаться от прямого сопоставления кинематографической интерпретации с прозой Александра Рыбакова и художественной воссозданием Андрея Эшпая. Отмечено давнее осознание, что безликий, экранный эквивалент, по своей сути, не способен в полной мере отразить многогранность литературного первоисточника. Кино, в своей сущности, не должно быть лишь пассивной адаптацией текста, а представляет собой самостоятельный акт творческого импульса, искру гения, если угодно. Поэтому, отбросим предвзятость и напрасные попытки провести параллели между трилогией Рыбакова и режиссерской работой. Именно этот фильм открыл для меня неповторимый талант Чулпан Хаматовой. Её филигранно сыгранная роль, поистине завораживала, не давала покоя, терзала душу. Эта девушка, охваченная пламенем бунтарского духа, с её неповторимым стилем и искрящимся хохотом, выделялась на фоне безмолвных, печальных и измученных лиц, становясь, словно бы, героиней эпохи, той эпохи, о которой мы, в конечном счете, можем узнать правду лишь через призму кинематографа. Варя, казалось, непрестанно противостояла всему миру, бескомпромиссно отстаивая свою позицию, оставалась, тем не менее, неприступной, словно бы сама эта система арестов, расстрелов и ссылок опасалась ее. Возможно, в этом парадоксе и заключался один из ключевых смыслов картины? Юмор Вари, столь органично переплетающийся с драматизмом и сарказмом, ее неуемная жизненная энергия, неутолимая жажда любви, танца, – всё это захватывает, словно водоворот, и не отпускает до финальных титров. Все это, подобно электропередаче, мгновенно передается зрителю, пробуждая в нем забытые чувства, вдохновляя и наполняя надеждой! Именно этот человек становится опорой для тех, кто чувствует себя слабым, подавленным и лишенным веры. Лишь она способна на искреннюю любовь, ревность, гнев, радость, на полноценное, глубокое существование! По-настоящему проживает. Жизненный путь Александра был жестоко оборван в столь раннем возрасте, что все его мечты о «нормальной жизни обычного русского человека» были безжалостно стерты, выжжены дотла, а пепел рассеян по всей необъятной России. Забыт и тот эвенский осколок, – возможно, именно он содействовал спасению юноши, позволив ему сохранить волю к жизни и веру в светлое будущее, в нечто настоящее, в нечто чище? Александр, веривший в свою Родину, в свою партию, в свой народ, становится жертвой самой системы, этой безжалостной мясорубки, которая настолько изменила людей, что они начинают, с усмешкой, произносить: «Отлично, что меня «забрали»! Тогда бы на все 10 сослали!» Кто теперь дарует ему жизнь? Самая демократичная страна мира? Это иллюзия, лишь повторение прежних ценностей, лишь «цветок душистых прерий», лишь осколок метеора – как микроскопическая доля собственной планеты, – правда, та строка, написанная Варей в мамином письме: «Как бы я желала ведать, что ты в данный момент делаешь?» И вот Александр, словно обезумевший, блуждает по лабиринтам своей памяти, и вновь проживает свой отрешенный, но яркий опыт. Безусловно, в кинематографическом полотне главенствующая роль отводится каждому персонажу, жизненные хроники переплетаются воедино, однако, эти линии не выстраиваются исключительно вокруг истории Вари и Саши. Невозможно охватить все грани их характеров, все их тонкости, все оттенки их взгляда… Пусть они останутся нетронутыми, неиспорченными, пусть останутся друг для друга такими же неприступными, как две половинки тунгусского осколка, отпустившие солнечных зайчиков в бескрайнее небо. Призываю вас смотреть российские фильмы, ибо именно они рассказывают о российской истории и о трагических, но оттого не менее прекрасных, судьбах русского народа.
Анатолий Рыбаков создал произведение, которое заняло особое место в моем сердце, став не просто книгой, но и источником глубоких переживаний. В юности я полностью погружалась в описанные события, переживала их как собственные. С годами, конечно, осознание того, что большая часть повествования – это тонко выстроенный художественный вымысел, возникло, но это нисколько не уменьшило моей привязанности к роману. Поэтому просмотр телевизионной адаптации стал для меня настоящим удовольствием, предвкушением новой встречи с любимыми персонажами. Особенно хочется отметить блестящее воплощение на экране образа Александра Панкратова, созданного Евгением Цыгановым. Именно таким, интеллигентным, рассудительным и фундаментальным юношей Рыбаков и представил своего героя. Нескончаемая грусть, читающаяся в глазах актера, идеально резонирует с внутренним миром Саши, делая его образ невероятно живым и убедительным. Нельзя не отметить и прекрасную актерскую работу Елены Будягиной, Юры Шарока, Нины Ивановой и Максима Костина, которые с поразительной точностью передали особенности характера и манеры поведения своих героев, воссоздав неповторимую атмосферу эпохи. Музыкальное сопровождение картины также заслуживает самой высокой оценки – оно тонко подбирается и создает нужный эмоциональный фон, усиливая впечатление от происходящего. Однако, к сожалению, не обошлось и без разочарований. Одной из самых больших проблем, на мой взгляд, стало исполнение роли Вари Чулпан Хаматовой. Несомненно, Хаматова – выдающаяся артистка, но выбранная роль явно не соответствует ее таланту. К большому сожалению, ей не удалось раскрыть сложный, многогранный образ Вари – женщины, в которой удивительным образом сочетаются доброта, грубость, ответственность за окружающих и отголоски безумия. Так же не смогла убедить в своей роли и Зоя Кайдановская, исполнившая роль Вики. Я понимаю, что она дочь известных актеров и, безусловно, приятная женщина, однако образ светской львицы ей совершенно не подходит. Увы, на экране это не просматривалось. Но, пожалуй, самым существенным упущением стало включение в сериал сцен свиданий и романтических встреч Саши и Вари. Ведь согласно оригинальному замыслу автора, после их единственного танца в легендарном ресторане "Канатик" их пути навсегда расходятся. Их долгожданная первая встреча так и не состоится, и именно эта нереализованность, эта несбывшаяся надежда и составляет всю трагедию их любви, делая ее столь великой и нерушимой. Конечно, я прекрасно осознаю, что попытка перенести книгу на экран всегда сопряжена с определенными сложностями и компромиссами. Но, на мой взгляд, режиссер обязан с особым почтением и осторожностью относиться к первоисточнику, сохраняя его дух и суть, даже если это требует отступления от общепринятых канонов киноадаптации. В данном случае, режиссерская трактовка, к сожалению, несколько отошла от изначальной задумки автора, что и стало причиной некоторого разочарования.
Пожалуй, невозможно представить себе более проникновенное и глубокое произведение, воспевающее дух эпохи, бурные события и, превыше всего, величественную, искреннюю любовь, способную выдержать испытания временем и расстоянием, пока не наступит окончательный, неизбежный финал. На протяжении всего сериала зритель наблюдает за драматичным поиском двух душ, связанных узами нерушимой привязанности, за их мучительными попытками создать очаг домашнего уюта и счастья. Но жестокая реальность военных лет, раздирающая все вокруг, не позволяет им обрести долгожданное спокойствие и сосуществование. Судьба, словно неумолимая сила, разлучает их, создавая череду сложных препятствий на пути к воссоединению. Каждая серия – это отголосок борьбы, отчаяния и надежды, переплетенных в сложный узор. Заключительная, апогейная серия оставляет невыразимое чувство щемящей тоски и безысходности – сдерживать слезы становится практически невозможным, словно сама душа не желает удерживать накопившийся эмоциональный груз. История, рассказанная на протяжении стольких эпизодов, вызывает глубокий резонанс в сердце, заставляя задуматься о силе любви, ее хрупкости и стойкости перед лицом неминуемых бедствий. Это не просто сериал – это своеобразная поэма о любви, боли и надежде, о человеческой стойкости в самых экстремальных обстоятельствах.