• Стандартный
  • Субтитры
  • RuDub
  • RG.Paravozik
  • LostFilm
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Основание 1 сезон / Foundation 1 season

Актеры:
Кассиан Билтон, Лаура Бирн, Джаред Харрис, Леа Харви, Лу Ллобелл, Терренс Манн, Ли Пейс, Мидо Хамада, Бен Дэниелс, Элла-Рэй Смит
Режисер:
Руперт Сандерс
Жанр:
фантастические
Страна:
США
Вышел:
2021
Рейтинг:
7.10
7.60
В анналах времени, далеко за пределами привычного, разворачивается захватывающий эпос, воплощенный в сериале "Основание". Эта картина, словно окно в неизведанное, переносит нас в далёкое будущее, где границы человеческих возможностей расширились до масштабов галактического пространства. Освоение межзвёздных далей стало реальностью, и человечество, движимое неутолимой жаждой исследования, основало многочисленные колонии, каждая из которых эволюционировала в уникальное социокультурное образование, подчиняющееся собственным кодексам и обычаям. Заселенные людьми планеты – лишь крошечная песчинка в необъятном океане Вселенной, где обитает множество иных, нечеловеческих цивилизаций, чьи истории и обычаи хранят в себе неисчислимые тайны. Над этой грандиозной космической панорамой возвышается могущественная Галактическая Империя, чьи легионы и корабли прочно удерживают контроль над обширными участками пространства, словно гигантская, незыблемая структура. Однако в этом кажущемся совершенстве скрывается угроза, которую предвидел гениальный ученый Гэри Селдон. Пионер психоистории, он обладает редкой способностью проникать в глубины человеческого поведения, используя математические модели и сложнейшие расчеты для предсказания масштабных социальных трендов. Селдон осознает, что имперская гегемония, просуществовавшая тысячелетия, находится на грани крушения, подтачиваемая внутренними противоречиями и неизбежными колебаниями истории. Охваченный предчувствием грядущих потрясений, Гэри Селдон ставит перед собой амбициозную цель: обеспечить преемственность научного прогресса и сохранить сущность человечества, даже если Империя распадется под бременем времени. Он окружает себя элитой ученых, блестящих инженеров и новаторов, создавая команду, призванную защитить будущее, разрабатывая стратегии и технологические решения, способные переломить ход событий и гарантировать выживание цивилизации в бурные времена. Их работа - это не просто наука, это – гарантия надежды в бездне космической неопределенности.
Действие разворачивается в грандиозной Галактической Империи, простирающейся на бескрайние просторы Млечного Пути – могущественного образования, объединяющего бесчисленные звездные системы. В преддверии неминуемого краха этой империи, гениальный ученый Гэри Селдон предвидит гибельный исход и создает секретную организацию – «Основание». Её задача – сохранить искру цивилизации, возродив её из пепла после надвигающейся катастрофы. Не стоит искать здесь точную адаптацию литературного первоисточника. Это скорее вольное переосмысление, вдохновленное лишь именем автора, начертанным на афише, да и то в весьма ограниченной степени. Это самостоятельное художественное произведение, и воспринимать его как экранизацию, выстраданную фанатами, представляется сложной задачей. Преданные поклонники книг, ожидавшего увидеть дословную транскрипцию страниц, скорее всего, испытают разочарование, и, как говорится, лучше воздержаться от просмотра, чтобы избежать горького упрека. Зато для зрителей, настроенных на более либеральную интерпретацию, или тех, кто не имел возможности познакомиться с книгами, сериал предоставит возможность погрузиться в захватывающее зрелище, хоть и с оговорками: будьте готовы к немалому количеству растянутых диалогов, словно вытянутых по времени, ещё большему уровню рутинной скуки, и, для особо требовательных, к потоку недоуменных вопросов: «Что вообще происходит?». Сюжетные повороты объясняются редко, и мотивация действующих лиц зачастую выглядит несколько смутной. Признаюсь честно, даже меня случались моменты, когда сон брал свое. Однако, несмотря на все вышесказанное, в этом сериале есть нечто, притягивающее взгляд. Снято с нарочито возвышенным пафосом, с ощутимым стремлением к эпичности. Визуальная составляющая ни в чем не уступает кадрам, созданным для полнометражных кинолент того же жанра. Превосходный инструментальный саундтрек, гармонично сочетающийся с панорамными видами космоса – каждый из которых достоин стать обоями рабочего стола – удерживает зрителя, не позволяя оторваться, даже если сюжет подводит. Проблемы сериала, в основном, сконцентрированы в плоскости повествования и его подачи: вопросы остаются без ответов, сюжет пронизан нестыковками, драматические линии кажутся надуманными, а динамики катастрофически не хватает. Однако к концу сезона темп повествования ускоряется, и отдельные персонажные сюжетные линии обретают выразительную глубину. Итак, можно наслаждаться великолепной музыкой, сопровождающей захватывающие разборки, или же просто погрузиться в приятный фон – сериал вполне удовлетворит ваши потребности. А если добавить к этому чашечку ароматного чая, аппетитный кусок пиццы и огромный экран, то удовольствие будет поистине неописуемым. К слову, сериал получил продолжение во втором сезоне, а создатели планируют целых восемь сезонов, что свидетельствует о его потенциальной популярности.
Первый акт погружает зрителя в завораживающий, эстетически безупречный мир. Юный Сальвор, словно отважный исследователь, управляет изящным аппаратом на воздушной подушке, прокладывая курс сквозь заросли дикой природы планеты-крепости Терминус. В центре этого пейзажа возвышается грандиозная, парящая конструкция, напоминающая перевернутый логотип Acura, из которой исходит мощное энергетическое поле, удерживающее всех, кроме самого Сальвора – судя по всему, избранного для великой цели. Несмотря на буйство первоначального действия, этот пилот, по сути, является подготовкой к масштабным событиям, которые, увы, не разворачиваются в последующих эпизодах. Вместо этого нас ожидают долгие, монотонные перелеты на космическом корабле и бесчисленные диалоги, порой теряющие всякий смысл. Сериал "Основание" долгое время не набирает достаточный импульс, неохотно отказываясь от сюжетных линий, прежде чем, словно нерешительно, возвращаясь к ним. Когда становится очевидным, что повествование заводит в тупик, на поверхность всплывают и другие, не столь очевидные недостатки. Даже выдающаяся игра Пейса не может скрыть ощутимую плоскость его персонажа. Его эпические рефлексии кажутся столь же безжизненными, как и пресс, которым он демонстрирует свою мускулатуру, задумчиво глядя вдаль, словно ожидая признания. Император, с его холодным, расчетливым умом, делает персонажа Пейса из "Halt" – воплощение технического гения – выглядящим почти сочувствующим. Этот человек, лишенный всякого юмора и поразительно недалекий, демонстрирует небрежную жестокость, бросающую тень на его образ. "Основание" касается деликатной темы, представляя этнически разнообразных персонажей как террористов или, что еще хуже, как менее изощренных, чем их белые аналоги. В изображении присутствует определенная нюансировка, но если Гойер стремился выразить нечто большее о сложных взаимоотношениях, связанных с расой, эта идея так и не находит своего полного воплощения. Возможно, этот аспект будет раскрыт во втором сезоне, если сериал получит продолжение. В конечном счете, первый сезон оказывается растянутой, десятисерийной пилотной серией, готовой проложить путь для последующих сезонов. Достаточно ли этого, чтобы заставить нас возжелать продолжения? Медленное развитие сюжета, однако, намекает на то, что романы Азимова долгое время не воплощались на экране по весьма веским причинам.
Если убрать из зоны видимости намеренные сопоставления с творчеством Айзека Азимова, то, несомненно, перед нами любопытный и перспективный контентный эксперимент. Визуальная составляющая радует глаз – изысканность декораций, причудливые наряды и экзотические пейзажи отчетливо транслируют влияние далекой, галактической эстетики, вызывая легкую ностальгию по знакомым образам. Однако некая тревога возникает в связи с повсеместным переосмыслением гендерных ролей, которое, по моему мнению, может стать серьезным препятствием на пути к истинному величию этой адаптации. Очевидно, что значимые и второстепенные мужские роли, за редким исключением, отданные на откуп Селдону и его отпрыску Рейчу, теперь исполняют деятельные, самодостаточные женщины. Однако это не может служить обоснованием для заявления о том, что мы имеем дело с новым витком истории, вдохновленной "Основанием". Даже эпизодические персонажи, такие как адвокат Селдона и Дорник, неожиданно предстают в женском обличье. Подобные трансформации, хотя и заслуживают внимания, не гарантируют инновационности. При этом сюжетные линии претерпели существенные модификации. Исчезла атмосфера упадка и деградации, присущая Империи – с ее изношенными системами, снижением продуктивности сельскохозяйственных комплексов и электростанций, общей атмосферой запустения, деградацией правоохранительной системы, укоренившейся коррупцией и ростом преступности. Их заменила упрощенная, довольно шаблонная концепция терроризма провинций на Тренторе. Кажется, что создатели проекта, в своей бесконечной любви к знакомым тропам, забыли о многогранности глобальных проблем, ограничившись самым распространенным и поверхностным изображением. Империя больше не рушится сама собой – под бременем времени и внутренних противоречий, как это было мастерски показано в первоисточнике. Процесс этот неизбежен, очевиден каждому, кто сравнивает мрачную атмосферу ранних книг, посвященных молодости и надеждам, с периодом, предшествующим высылке на Трентор. Нет, теперь политические интриги вышли на первый план, вокруг которых Император пытается построить свою систему управления, подобно тому, как будто он может сдерживать течение времени. В итоге, вместо трагического разложения, мы получаем искусственно созданный конфликт, который лишает повествование глубины и философского подтекста, столь присущего оригинальному произведению.
Стремление воссоздать на экране монументальную сагу Айзека Азимова "Основание" кажется предприятием, граничащим с невозможным. Даже если говорить о некоей интерпретации, а не о буквальной адаптации, задача представляется крайне сложной и чредой разочарований. Романы Азимова – это не материал для простого переноса в визуальную форму; они представляют собой глубоко продуманную систему, где грандиозный размах повествования и комплексная философия представляют собой серьезные препятствия для киношной трактовки. Вероятность того, что создатели сериала проявят неистовый энтузиазм и вложат колоссальные средства, как это было с "Игрой престолов", планируя создание многосезонного эпоса, оставляет желать лучшего. Ведь "Основание" – это не просто история о героях; это масштабное исследование судьбы человечества, охватывающее тысячелетия и включающее в себя тонкие нюансы социологии, психологии и политики. Поиск однозначных антагонистов, разделение персонажей на жесткие категории "хороших" и "плохих" – задача, несовместимая с духом Азимова. Скорее всего, в погоне за упрощением, для привлечения широкой аудитории, сценаристам придется отступить от первоисточника, исказив фундаментальные принципы, на которых зиждется вся сага. Вместо грандиозной картины эволюции человеческой цивилизации, мы рискуем получить сосредоточение на перипетиях отдельных личностей, лишенное глубокого философского подтекста. Ирония заключается в том, что если бы выбор пал на серию "Лакки Старр", написанную для молодой аудитории и представляющую собой классическую приключенческую космооперу, то экранизация, вероятно, прошла бы куда легче. Её более простая структура и динамичный сюжет предопределили бы успех. Однако "Основание" - это симбиоз социальной фантастики и экзистенциальной философии, где приключения служат лишь иллюстрацией более масштабных исторических и психологических процессов. Там, за кадрами динамичных событий, скрывается титаническая фигура Р. Дэниела Оливо, таинственного кукловода, робота, столетиями влиявшего на ход истории, и вдохновителя Хари Селдона и его психоистории – персонаж, чей вклад, хотя и важен, редко получает должного внимания в основных романах. Возникает закономерный вопрос: как создатели намереваются обуздать столь амбициозное и многогранное произведение, не превратив его в банальный, лишенный глубины развлекательный продукт? Какие компромиссы предстоит пойти, чтобы соответствовать требованиям рынка, не потеряв при этом дух и суть гениальной саги Айзека Азимова?
"Основание" – это масштабное зрелище, поражающее воображение с первых же кадров. Изобилующий поразительными деталями космос, футуристические технологии, изысканные костюмы и грандиозная архитектура – все элементы этого сериала воплощены с безупречным вкусом и создают ощущение небывалой эстетической насыщенности. Однако, несмотря на этот визуальный пир, личная вовлеченность в происходящее, к сожалению, оказалась несколько приглушенной. Наибольшее очарование вызвала линия, посвященная Императору Клеону, и в особенности Рассвет, самый юный из этих генетических клонов. За этим персонажем, терзаемым муками сомнений и ведущим непрестанную внутреннюю борьбу, следить было особенно увлекательно. Тема самоидентификации, вопрос о возможности обрести индивидуальность, если ты являешься лишь копией чьего-то гения, оказалась наиболее резонансной и живой в рамках этой истории. Это философский вызов, заставляющий задуматься о природе сознания и уникальности человеческой сущности. Остальная часть повествования, тесно переплетенная с концепцией психоистории, загадочной планетой Терминус и деяниями Гэри Селдона, обернулась сложным и местами несколько перегруженным конструктом. Моменты, когда история захватывала и вызывала неподдельный интерес, чередовались с эпизодами, когда я, признаюсь, ощущала растерянность, пытаясь разобраться в мотивациях героев и улавливать нить происходящего. Сериал склонен к возвышенным философским рассуждениям и экстраординарным глобальным идеям, что, однако, не всегда способствует динамике повествования. Актерский состав, безусловно, заслуживает похвалы, атмосфера создана мастерски, и замысел, лежащий в основе сериала, поистине внушителен. Но мне не хватило большей глубины и нюансировки в раскрытии характеров. Возможно, последующие сезоны позволят развернуть персонажей более полно и внесут необходимую эмоциональную теплоту. Потенциал у "Основания" колоссальный, и я надеюсь увидеть его раскрытие во всей красе. В качестве итоговой оценки я бы выставила 6 из 10 баллов. Превосходный визуальный ряд, оригинальные идеи и завораживающие образы Клеонов – несомненные достоинства. Но пока что это история, больше впечатляющая своей картинкой, чем вызывающая глубокую эмоциональную реакцию.