• Стандартный
  • Субтитры
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Гримм 6 сезон / Grimm 6 season

Актеры:
Дэвид Джинтоли, Битси Таллок, Сайлас Уэйр Митчелл, Расселл Хорнсби, Саша Ройз, Регги Ли, Клэр Коффи, Бри Тёрнер, Роберт Бланш, Дэмиен Пакер
Режисер:
Норберто Барба, Холли Дэйл, Дарнелл Мартин
Жанр:
драмы, ужасы, фантастические, фэнтези
Страна:
США
Вышел:
2017
Добавлено:
12-13 серия (GoldTeam) из 13 (14.05.2017)
Рейтинг:
7.89
7.90
В тени обыденности, среди пыльных архивов жизни, сокрыта история, о которой он даже не подозревал. Простой полицейский, Ник Буркоу, казалось, был неотделим от рутины правопорядка, не подозревая, что в его жилах течет кровь древнего, благородного рода Гримм – фамилии, окутанной легендами и славой неутолимой страсти к преследованию незримых, несказанных обитателей нашего мира. Пока обыватели поглощены будничными заботами, в мрачных закоулках реальности бродят тени: кровопийцы, скрывающиеся под маской человечности, оборотни, чья дикая сущность рвется на свободу при лунном свете, сказочные звери, чьи истории погребены в глубине веков. Эти существа, вопреки всякой логике и рациональности, неизменно присутствуют в нашей повседневности, невидимые для большинства. Но теперь, словно трещина в привычном укладе, открылась невероятная тайна, перевернувшая мир Ника с ног на голову. Его восприятие реальности претерпело кардинальную трансформацию, обнажив жестокую необходимость – принять свою истинную роль, как наследника Гримм, призванного оберегать человечество от зловещих сил, от тьмы, что проникает в наш мир. Его долг – стать щитом, встать на страже добра и вступить в неравный бой с кошмарными созданиями, выходящими из теней. Сумеет ли он, обреченный на этот нелегкий путь, достойно выполнить свою миссию, совершить подвиг, который войдет в анналы истории рода Гримм? Ответ на этот вопрос откроется нам в захватывающем новом сезоне.
Признаться, вопрос о ценах на благоприятные отзывы вызывает у меня искреннее недоумение. Как можно допустить столь вульгарное упрощение, считать, что подобный, на первый взгляд, занимательный сериал, обладает хоть какой-либо ценностью? Это, по моему скромному мнению, свидетельствует об удивительной деградации критического мышления. Позвольте мне выразить свои соображения в более систематизированном порядке. Изначально, я не возлагал на этот проект заоблачных надежд. Первый сезон, безусловно, отличался некоторой монотонностью. Эпизоды, казалось, повторяли один и тот же шаблон: обнаружение трупа – проведение расследования – идентификация нового существа – разрешение кризиса. Не хотелось придираться к началу, рассматривая его как этакий период становления. Однако, с развитием сюжета, подобные приемы, к сожалению, сохранялись, и персонажи, вопреки логике, демонстрировали тенденцию к возрастающей нелепости. Если в начале второго сезона, благодаря переживаниям главного героя, связанным с его возлюбленной, зритель мог проникнуться его душевными терзаниями, то к шестому сезону он вызывал лишь искреннее отвращение! В целом, персонажи получились довольно схематичными, лишенными глубины, за редким исключением. Их поведение зачастую лишено всякой логической связи, а мотивация – словно скрыта под покровом тайны. Доброжелательные герои внезапно обращаются во зло, а благородные – в подлость, следуя прихоти сценариста, стремящегося лишь к увеличению рейтингов. Ник Бурхан, главный герой, изначально проявляющий благоговейный трепет перед необъяснимым, затем скатывается до уровня простодушного индивида, утратившего способность к рациональному мышлению. Внезапно, он наделяется какими-то невероятными способностями, которые никогда не получают достойного объяснения. А в финале, вместо того чтобы использовать весь накопленный потенциал, он превращается в неконтролируемого, агрессивного человека, бесцельно метающегося в пространстве. Вы можете предположить, что он организует вокруг себя союзников или спасет существ, которых он видит? Совершенно нет! Все преступления совершают именно эти существа, и количество тех, кого он посадил и уничтожил, не учитывает их природу! Да, действительно, поразительно, как он раскрывает преступления с таким детским, необузданным мышлением! Джульетта/Ева, возлюбленная Ника, редко оказывает существенное влияние на развитие сюжета. Ей постоянно отказывают в возможности проявить себя, не позволяют развить ни одну сюжетную линию, что делает ее персонаж плоским и лишенным живости. Лишь в конце четвертого сезона она проявляет проблески интересности, но эта возможность тут же подавляется сценарием. Хэнк, напарник Ника, по всей видимости, создан для соблюдения принципов толерантности. Ву, офицер полиции, постоянно пытается развеселить окружающих неуместными шутками, но они ни разу не вызывают смеха. Если бы его персонаж получил достойное развитие, он мог бы внести значимый вклад, но, к сожалению, он остается просто декорацией. К концу сериала он получает лишь незначительную "прокачку". Моно и Розали, представители мира существ, – это глоток свежего воздуха. В их взаимоотношениях чувствуется искренность, в их игре веришь. Они добавляют сериалу тепла и уюта. Ренар, шеф Ника, – это и наполовину колдун, и представитель королевской семьи (не спрашивайте, что к этому привело, создатели сами в этом не разбираются), хотя мы никогда не видим проявления его сверхъестественных сил. Его персонаж совершенно не раскрывается. Кажется, что перед каждым сезоном сценарист гадает на ромашке, решив, будет ли этот персонаж добрым или злым. Адалинда, блондинка, ведет себя соответствующим образом. Она вроде как ведьма, но так и не удается понять, насколько она могущественна. Будучи абсолютно не интеллектуальной, она постоянно метается между сторонами, предавая то одну, то другую, не понимая, хочет ли она быть ведьмой или нет. Бад – существо, приятный и забавный персонаж, но, к сожалению, ему отведено слишком мало экранного времени. Мы знаем о нем очень мало. Тереза/Беда – еще одна Гримм, то есть человек, способный видеть существ. Из нее бы получился отличный главный герой. За ее переживания хочется сопереживать, да и способности у нее получше, чем у Ника. Она действует, пока остальные стоят, как вкопанные. Однако, как и Джульетту, ее персонаж бросают, не давая в полной мере раскрыть свой потенциал. Не стоит ожидать от сериала непредсказуемых поворотов сюжета. Все очень предсказуемо для всех, кроме главных героев, которые постоянно совершают глупости и попадают в очевидные ловушки! Постановка драк оставляет желать лучшего, за исключением тех, в которых участвует Беда. Остальные, как правило, сняты в темноте, где ничего не разберешь, и движения выглядят нереалистично. Но главная проблема заключается в отсутствии цельной сюжетной линии и продуманного сюжета! Сначала все вращается вокруг таинственных ключей, затем вокруг королевской семьи, которая исчезает так же внезапно, как и появилась. Затем начинается борьба существ и обычных людей, хотя, по разговорам, это должна быть повсеместная война, но на деле она ограничивается местом обитания главных героев. Непонятно, кто главный. И вдруг появляется таинственная организация, борющиеся с теми, кто хочет изменить мир существ. И опять же, что, откуда, как - нам не объясняют. И вот последний сезон: все это уже не имеет значения, потому что из ниоткуда появляется злодей, связанный с ключами, с Евой и Адалиндой, и с Ником. Кажется, что сценарист решил замешать все ингредиенты, но у него не было возможности приготовить блюдо. Я не могу выразить словами уровень моего возмущения последним сезоном, который является апофеозом глупости и бессмысленности! Я бы не рекомендовал этот сериал никому, если только вы не хотите испытать нервное напряжение от просмотра поведения персонажей!
После просмотра последнего эпизода, возникло сложное сплетение эмоций – нечто большее, чем просто положительные или отрицательные впечатления. Обилие как сильных сторон, так и досадных шероховатостей вызывает неоднозначные чувства. Прежде всего, уведомляю о наличии спойлеров, поскольку полноценный анализ без раскрытия ключевых моментов кажется невозможным. В своей сути, задумка сериала не претендует на революционную новизну, однако обладает несомненным шармом. Зрителю предоставляется уникальная возможность переосмыслить любимые сказки и мифы, взглянув на них под новым, неожиданным углом. Загадочные существа, притаившиеся в тени повседневной реальности, живут бок о бок с людьми, их невидимое присутствие становится явью лишь в моменты сильного эмоционального потрясения – тогда, когда проявляется дар семьи Гриммов. Традиционно, эти мифические создания подвергаются беспощадной ликвидации, однако главный герой, воплощение законности и моральной чистоты, стремится к более вдумчивому подходу, пытаясь отделить зерна истины от плевел и определить, кто заслуживает милосердия, а кому уготована неминуемая расправа. Идея, безусловно, благородна и справедлива (в контексте поиска истины, а не призывов к насилию), хотя, признаться, обилие павших мифических созданий, порой необъяснимым образом, омрачает идиллическую картину. В основном, повествование разворачивается в детективном ключе, где каждая серия представляет собой самостоятельное расследование. Однако, к шестому сезону, в сознание начинает проникать навязчивый вопрос о масштабности происходящего парада мифических существ в многогранном Портленде и о том, почему роль главных действующих лиц отведена лишь двум детективам из одного полицейского участка. Неоднозначно также и то, что злодеями в большинстве случаев оказывались именно существа. Хотя, конечно, люди тоже способны на жестокость по отношению к ним, но подобные случаи, если и встречались, то лишь как вынужденная мера самозащиты. Особого восхищения заслуживает стойкость нервной системы местного коронера – человек, который, казалось бы, способен выдержать любые потрясения, не выходя из равновесия. Зато детективы, напротив, демонстрируют поразительное мастерство в сокрытии следов "ликвидированных" персонажей и в умении манипулировать обстоятельствами для достижения желаемого результата. Это, несомненно, ставит под вопрос понятие справедливости, которое проповедуется в сериале. Что касается любовных линий, то искреннюю заинтересованность вызвали лишь отношения между Монро и Розали. Остальные персонажи не смогли вызвать необходимой химии и взаимного притяжения. Их связи, казалось, были случайными и поверхностными. Впрочем, сценаристам стоит отдать должное за неожиданные сюжетные повороты, которые, несомненно, внесли элемент интриги, хотя и не смогли исправить общую неровность повествования. Не меньшее разочарование вызвала попытка сценаристов вплести в сюжет элементы, не вписывающиеся в общую канву, с последующей внезапной "уборкой". Загадочная королевская семья, предназначавшаяся для роли могущественного противника Гриммов, первоначально казалась органичной частью сказочного мира, но затем сценаристам пришло в голову создать еще более грозного антагониста. В результате, бывшая семья была быстро устранена, а на ее место была подсунута глобальная политическая интрига, сопровождаемая столкновениями тайных организаций и непредсказуемым поведением капитана. Казалось, весь Портленд погрузился в хаос. Однако, решение проблемы оказалось на удивление простым – достаточно было усилий всего лишь двух детективов из семьи Гриммов, чтобы мир снова обрел покой. Но идиллия оказалась недолгой – вскоре на горизонте возникло древнее пророчество о зловещей сущности из потустороннего мира, казавшейся непобедимой, пока Гриммы не объединили свои силы. И, к всеобщему удовлетворению, зло было окончательно повержено, а история завершилась вполне счастливым концом. Само наличие финала, впрочем, уже повод для радости, ведь мало что может разочаровать больше, чем обрывистое закрытие любимого сериала. В целом, при всем моем внимании, сериал можно назвать не шедевром, а скорее чем-то средним. Захватывающие моменты соседствуют с нестыковками и досадными мелочами, создавая двоякое впечатление.
## Когда сказка теряет свой облик: судьба авторов «Гримма» В творчестве Аркадия Аверченко существует очерк – «Тысяча первая повесть о замерзающем от холода мальчике». Сюжет повествует о том, как писатель и художник, прогуливаясь в канун Рождества по окутанной снегом ночной улице, обнаруживают у парадной двери замерзающего ребенка. Первоначальный порыв – спасти его, согреть, нарядить, накормить. Но вскоре герои осознают, что это – излишне шаблонный ход, клише, свойственное святочным сказкам, где спасение неизбежно следует за находкой. В порыве разочарования и творческого бунта они отворачиваются, оставляя мальчика на произвол судьбы, обреченного на гибель. Нечто подобное, пусть и в ином качестве, и произошло с создателями сериала «Гримм». Похоже, что концепция вечной, преданной любви, казавшаяся им само собой разумеющейся, вдруг предстала перед ними как устаревшая банальность, не способная повлечь за собой взрывной рост рейтинга. Не столь важно, когда посетила их эта мучительная мысль – в середине производственного цикла или еще на этапе разработки сценария. Главное – поиск свежих, новаторских поворотов в проверенной формуле воссоединения влюбленных оказался занятием кропотливым и требующим немалых усилий. И тогда, словно повинуясь негласному закону жанра – «если с персонажем возник творческий тупик, избавись от него» – авторы решились на радикальный шаг, обрушив на головы зрителей неожиданную трансформацию сюжета. Иными словами, на двадцать минуте заключительной трети повествования (в конце четвертого сезона, накопив почти девяносто серий!) они кардинально перевернули правила игры. Одной из определяющих черт художественного языка «Гримма» всегда была его прозрачность и понятность, лишенность всякой двусмысленности. Превращение возлюбленной главного героя в ведьму – вполне логичное развитие событий. Ее дальнейшая переквалификация в «добрую ведьму» – тоже вписывается в общую канву повествования, ведь, по словам Генриетты, обратное превращение невозможно. Однако, трансформация Джульетты после взаимодействия с волшебной палочкой – окутана завесой непрозрачности и недоумения! Ведь эта артефакт – не живое существо, не природа, а источник невообразимой мощи, о которой Генриетта не имела ни малейшего представления. Безусловно, создатели "Твин Пикса" имеют право на использование аллегорий и недосказанности - это в их характере. Но это совершенно неприемлемо для авторов «Гримма», изначально стремившихся к ясности и последовательности. В результате, хлипкий сюжет начал распадаться на фрагменты, теряя всякую внутреннюю согласованность. Злодеи, антагонисты главного героя – королевская семья, таинственный «Черный Коготь», могущественный Люцифер – начали сменяться друг за другом в произвольном порядке, не подчиняясь никаким логическим связям. Подобные метаморфозы не могли не подорвать авторитет главного героя. Бёркхард, некогда непобедимый воитель, отошел от активной борьбы с кровожадными существами, а вернувшаяся Беда лишь бегло сообщает ему о победе над "Когтем". Ник уже не демонстрирует прежней собранности и уверенности, что нашло отражение в его проигрышном сражении с дремучим стражем леса, друидом. Защитник слабых, воплощение рыцарской доблести, герой, не знающий страха и упрека, превратился в безвольного персонажа, над которым можно делать что угодно. Даже "женить" его на главной злодейке, не особо мотивировав ее преображение в ангела и не объяснив, почему она вдруг обрела чувства к нему. Чтобы лишить Ника возможности вернуться к Джульетте, ее объявили одной из виновников гибели его матери. И это при том, что любовь Ника и Джульетты на протяжении большей части истории была тем, что удерживало восторженные отзывы зрителей, даря сказке эмоциональную глубину и теплоту. После исчезновения этой надежды «Гримм» превратился в обыденный, примитивный квест, лишенный всякого смысла. Другими словами, мальчик замерз.
Изначально я испытывал искреннее расположение к создателям и обитателям вселенной «Гримм». В первые три, а, пожалуй, даже почти четыре сезона, этот сериал вызывал неподдельный восторг. Даже некоторые эпизоды пятого сезона не лишили его этого очарования. Однако где-то в середине четвертого сезона наступил переломный момент – я утратил способность постигать замыслы сценаристов и режиссеров, словно они ушли в туман, полный непостижимых для меня концепций. Мои претензии, позволю себе заметить, в подавляющем большинстве не касаются актерского состава. В «Гримме» собралось немало блестящих, достойных и даже просто приличных исполнителей ролей. Особых похвал заслуживают те, кто зачастую остается в тени: Келли Бёркхарт, воплотившая Мари, и Кэти Лоусон, исполнившая роль Келли. Их игра отличалась емкостью, лаконичностью и отсутствием нарочитой выразительности; даже в небольших эпизодах их персонажи глубоко врезаются в память. Нельзя и не упомянуть Бада – этот комический персонаж являлся своеобразным якорем, без которого картина утратила бы значительную часть своего очарования. Результаты кастинга на ключевые роли, на мой взгляд, были безупречны. Серьезные вопросы я адресую, прежде всего, творческой группе, стоящей за режиссурой и сценариями. Мои сомнения носят, в первую очередь, этический характер, поскольку, как мне кажется, все остальное – сюжетные перипетии, развитие персонажей – напрямую зависит от моральной оплотности, от того, насколько верно или неверно была определена этическая основа повествования. Фэнтези, в сущности, – это разновидность сказки, а в сказках торжествуют базовые нравственные принципы: понятия о добре и зле, идеалы, которые служат ориентиром для практической, житейской морали. Однако что же происходит в «Гримме», если рассматривать, к примеру, романтическую линию? Ник благосклонно прощает Адалинде, женщине, совершившей поступок, обусловленный осознанным выбором, поступком, совершенным ясным умом и чистой душой. В то же время он не способен простить Джульетте злодеяние, совершенное ею в состоянии душевного смятения, в безумии, в которое ее, впрочем, и сама Адалинда, и он сам поспешно ввергли. В сериале осуждается насилие, проявляемое мужчинами (потрясающий эпизод с подругой, подвергшейся избиениям от мужа-шакала), но, парадоксальным образом, не осуждается женское насилие (Адалинда, прибегнув к коварным уловкам, фактически совершила над Ником акт насилия). Кульминацией этой нелепости становится триумф зла: Адалинда, еще в первых сезонах являвшаяся абсолютной злодейкой, обретает вознаграждение (семью, любовь, даже изменение характера), а Джульетта, на протяжении большей части фильма выступавшая в роли ангела-хранителя главного героя, терпит наказание – лишается всего, что ей дорого. Возникает ощущение, что создатели сериала внезапно утратили способность различать, что такое хорошо и что такое плохо. Неслучайно шестой сезон, и особенно его финальная часть, оказались столь слабыми – грубые, вопиющие ошибки четвертого и пятого сезонов неизбежно привели к такому печальному финалу. В «Гримме» немало увлекательного, притягивающего внимание зрителя – от оригинальной задумки (существа, живущие внутри людей) до увлекательных сюжетных поворотов и харизматичных персонажей. Однако психологически нелогичные и невыверенные сценарные и режиссерские решения существенно снижают общий уровень сериала, особенно в его заключительной трети. Первоначально я оценивал «Гримм» на твердую восьмерку из десяти, а в итоге он едва достиг отметки в пять с половиной. Что, кстати, полностью совпало с оценкой, которую выставили американские кинокритики.
Во мне, как и во многих, эстетическое увлечение помпезными спецэффектами, столь часто обсуждаемыми в комментариях к фантастическим лентам, отходит на второй план. И в «Гримме» оно практически отсутствует. Гораздо более значимыми, жизненно необходимыми для меня являются достоверность характеров, сложность взаимоотношений, мотивированность поступков – то есть, в сущности, психология происходящего. Именно эта глубина, эта внутренняя правдоподобность, затмевает собой любые визуальные изыски. Уже в первых, на первый взгляд, весьма привлекательных сезонах я вынес для себя основополагающий принцип: не способен индивид, будь то человек или существо иного рода, в одиночку совладать с магическим влиянием, и не несет он ответственности за деяния, совершенные под его воздействием. Возьмем, к примеру, ситуацию с Ником, подвергшимся очарованию Музы. В состоянии транса он был готов на лишение соперника жизни, если бы не пресечение Джульеттой. Как же отреагировала его социальная среда? Сочувствие и искренняя готовность оказать поддержку – вот что преобладало. Другой пример: Розали, выступающая в роли присяжного заседателя, под пронизывающим воздействием Козлорога выносит решение, игнорируя основополагающие принципы справедливости, оправдывая убийцу. И, о чудо, никого не слышно, обличающего ее за это! Подчеркну: и Ник, и Розали, несмотря на все произошедшее, не утратили своей сущности, не трансформировались в кровожадных маньяков, замертвого или мистического духа. Более того, и Ренару, и Нику, и Хэнку действия, совершенные в состоянии измененного сознания, даже такие тяжкие, как убийство, не были приписаны в качестве вины. Но вот что вызывает неизъяснимое недоумение: Джульетта, подвергнувшаяся магическому воздействию колоссальной силы – достаточно вспомнить хотя бы древнюю колдовскую шляпу, – становится козлом отпущения, ответственной за все последующие события. Почему окружение Джульетты внезапно утратило способность к сочувствию и пониманию, которые были так очевидны ранее? В сущности, если человек, находящийся под гипнозом, то есть лишенный собственной воли, наносит вам удар, на кого вы будете возлагать ответственность – на него или на гипнотизера? В сериале не находит своего разрешения это мучительное для меня (и не только для меня) противоречие. И причина кроется не в художественном замысле, не в недостатках кинопроизводства, а в плоскостных суждениях тех, кто руководил процессом. Режиссеры и сценаристы, по всей видимости, пришли к убеждению, что поиск для Ника новой, неожиданной любовной линии, станет лакомым кусочком для широкой аудитории. Но они не удосужились и не потрудились в плане обеспечения хоть какой-нибудь правдоподобности. Они совершили активистское насилие над персонажами, «назвав» подругу Гримма виновной. И единственное, в чем она действительно виновата, – это то, что рискнула своей жизнью ради любимого человека. Данное решение стало одним из наглядных просчетов создателей «Гримма», вкупе с рядом других ошибок, что, на мой взгляд, привело к ощутимому снижению общего уровня сериала, лишив его той глубины и очарования, которые были присущи ему в начале.