Описание
Рецензии

Сериал Корифеи российской анимации
Актеры:
Эдуард Назаров
Режисер:
Ирина Марголина
Жанр:
документальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 7
(24.10.2018)
Зарождение отечественной анимации – это поистине вдохновенная эпоха, плод неустанного труда провидцев и новаторов, чьи гениальные замыслы заложили фундамент современной российской мультипликации. Настоящий документально-исторический проект предстает перед зрителем как дань уважения этим первопроходцам, тем, кто формировал узнаваемый облик советского и российского мультфильма. В то время как западное анимационное искусство переживало бурное развитие, первые искры волшебного искусства проникли и на нашу землю, оставив неизгладимые, воодушевляющие следы в сердцах нескольких поколений.
В фокусе повествования – трагедии и триумфы, судьбы и новаторские подходы двух выдающихся личностей: режиссеров, чьи имена навсегда вписаны в золотой фонд советской анимации – Евгения Мигунова и Леонида Амальрика. Зритель совершит путешествие вглубь их творческого наследия, узнает о перипетиях их личной жизни, о творческих поисках и столкновениях с идеологическим давлением. Сюжетный ход выстроен таким образом, чтобы сочетать строгость документального подхода с выразительностью художественного киноязыка.
Авторы фильма мастерски соткали воедино подлинные архивные материалы, отрывки архивных интервью с выдающимися аниматорами, и, конечно же, великолепные фрагменты их работ, чтобы максимально полно и ярко воссоздать атмосферу той удивительной эпохи и раскрыть творческий потенциал тех, кто подарил нам любимые мультфильмы. Зритель погрузится в мир, где рождались сказки, где экспериментировали с формами и цветом, где верили в силу анимации как средства не только развлечения, но и воспитания и вдохновения.
Когда первые изображения оживали на экране, это вызывало у зрителей трепетное изумление, словно волшебство обрушивалось на реальность. Анимация стремительно завоевывала мир, даря зрителям неповторимые, захватывающие дух переживания. Вспоминаю рассказы о первых кинопоказах, когда изображение стремительного поезда, казалось, вырывалось из экрана, вызывая у многих, особенно впечатлительных, вполне ощутимый испуг – настоящая буря эмоций, напоминающая искренний страх ребенка, столкнувшегося с неожиданностью в игре. Сегодня, в эпоху всеобщей привычки к сложнейшим эффектам компьютерной графики, наше поколение, склонное к критике прошлых достижений, зачастую забывает о той революции, которую совершила анимация в свое время.
Недавний просмотр художественного фильма «Хранитель времени» напомнил мне о судьбе художника, чье вдохновение, зажженное сиянием телевидения и кино, привело его к созданию анимационных работ в переломный период Второй Мировой войны. В те дни создание анимации было сопряжено с колоссальными трудностями, требуя от актеров неимоверных усилий, от режиссеров – изобретательности и умения создавать иллюзию движения посредством хитроумных приемов. Проект «Корифеи российской анимации» предлагает увлекательный взгляд на эволюцию этого искусства, демонстрируя, как менялся не только стиль и техника, но и сама реклама – от комедийных зарисовок и сатирических шаржей до детективных миниатюр.
Рисунок и анимация всегда были тесно связаны с жизнью народа, его мировоззрением и историей. Их ценили поэты, сатирики, политики, видя в них мощный инструмент выражения и влияния. Анимация несла в себе глубокий философский подтекст, отражая стремление к лаконичности, аскетизму и умению выразить сложную мысль в нескольких выразительных образах. Важно понимать, что отношение к анимации в разных странах было различным, и сравнивать советскую и западную анимацию – задача неблагодарная и, в сущности, некорректная.
Советская анимация быстро обрела государственный статус и стала поднимать острые, глобальные темы, в том числе вопросы взаимоотношений с Китаем. В каждой серии ощущается колоссальная динамика развития, энтузиазм создателей и их кропотливое отношение к работе. Даже Сталин, как гласят легенды, лично одобрял некоторые мультфильмы. Стремительно развивались технологии: появлялись новые краски, использовался специальный гуашь, активно изучался опыт зарубежных стран. Однако путь к совершенству был тернист: не все художники могли адаптироваться к жестким требованиям, предписанным идеологией, и некоторые, приверженные своему неповторимому стилю, сталкивались с трудностями. К сожалению, это неизбежно приводило к утрате талантов.
Этот документальный проект, безусловно, стоит внимания каждого, даже самого непокорного ребенка. Ценность его заключается в комментариях самих аниматоров – тех, кто был причастен к созданию этих шедевров, тех, кто понимал дух эпохи, характеры героев и боль времени. В рисунках отражалась и зажатость, диктуемая государственным контролем, и открытость души создателей, и атмосфера былого времени.
Как человек, выросший на советских мультфильмах, я понимаю, что современному поколению они могут показаться слишком серьезными, хотя и чрезвычайно ценными. В них есть глубина, содержательность и какая-то особенная, неповторимая тяжесть. Но и зарубежная анимация не лишена достоинств: будь то изящество рисунка, оригинальность персонажей, захватывающий сюжет, динамика движения или буйство красок. Некоторые современные мультфильмы, напротив, вызывают отторжение своей поверхностностью и отсутствием глубины, поскольку для меня важной составляющей мультфильма всегда была мораль и поучительность. Однако времена меняются, и современная анимация все чаще ориентирована на развлечение, расширение кругозора и получение новых знаний. И хотя графика, безусловно, эволюционировала, в некоторых работах чувствуется некоторая халатность по отношению к зрителю.
Я родился в конце 1980-х, и для меня Советский Союз и Россия – это единое целое, отражающее народную боль и кризис. Поэтому любые сравнения, например, "В Советском Союзе было лучше", кажутся мне неуместными, поскольку я не испытал этого на себе. Конечно, люди всегда склонны к сравнениям, но главное – помнить, что эпохи сменяют друг друга, а народ остается.
В заключение хочу сказать, что главный секрет хорошего мультфильма – не всегда в безупречном рисунке. В качестве примера можно привести "Приключения Тинтина" – шедевр, покоривший меня с самого детства. Я восхищаюсь не только отечественной, но и зарубежной анимацией, признавая, что они равноценны и несравнимы, как, например, джаз и полька.
Этот документальный проект обязательно стоит посмотреть всем, чтобы оценить труд и мастерство создателей анимационных шедевров, чьи усилия не уступают трудам современных художников.
Рекомендуем к просмотру