Описание
Рецензии

Сериал Красное и черное (1976)

Актеры:
Наталья Белохвостикова, Николай Ерёменко мл., Наталья Бондарчук, Михаил Глузский, Леонид Марков, Вацлав Дворжецкий, Вадим Гусев, Лариса Удовиченко, Леонид Оболенский, Татьяна Паркина
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 5 (26.02.2014)
Рейтинг:
7.69
7.10
В вихре драматических метаморфоз разворачивается захватывающая сага о молодом человеке, чья жизнь, словно гобелен, сплетена из контрастных нитей – ярко-алого успеха и густо-черного отчаяния. В центре повествования – Жюльен, пленительный француз с благородным именем, воплощение юношеской привлекательности и обаяния. Он – дитя провинции, в его душе трепещут необузданные амбиции, а взгляд устремлен к вершинам. Природа щедро одарила его не только красотой, но и неподдельной харизмой, что, несомненно, сделало его предметом вожделения среди прекрасных дам. Этот факт, казалось бы, благосклонный, обернулся переломным моментом, радикально повлиявшим на дальнейший ход его существования. Жюльен вкусил всех сладостей, казалось бы, доступных молодому человеку: головокружительный взлет по служебной лестнице, благоговение и обожание со стороны женского сердца. Однако, оставался ли в его душе место для искренней, взаимной любви, или он лишь принимал поклонение, позволяя другим заполнять пустоту своим восхищением? Жизненный путь, до этого казавшийся усеянным розами, внезапно оборвался, сокрушенный цунами трагических перипетий. Судьба, некогда благосклонная, отвернулась, оставив на его сердце глубокую рану. Теперь, чтобы вернуть былое благоволение, вернуть утраченное равновесие, Жюльен столкнется с жестоким испытанием. Ему предстоит пересмотреть свои убеждения, сбросить с себя оковы самодовольства и устремиться к поиску истинных ценностей. Иначе же, его будущее станет безысходной серией разочарований, а неумолимый поток времени продолжит свой бег, унося надежды и мечты в бездну забвения. Ему суждено пройти тернистый путь самопознания, где каждый шаг будет полон опасностей и открытий.
В последнее время мой взгляд вновь обратился к кинематографической адаптации романа Стендаля – сериалу «Красное и черное», созданного в 1976 году. Этот телепроект, безусловно, занимает особое место в истории советского телевидения, будучи попыткой перенести на экран знаковое произведение французской литературы. Несколько лет назад я уже знакомилась с этой работой, однако теперь, когда роман Стендаля стал неотъемлемой частью моего читательского опыта, я решила вновь обратиться к сериалу для сравнительного анализа и вынесения собственных, более осознанных суждений. Первые впечатления, возникшие при прежнем просмотре, стерлись из памяти, вероятно, из-за молодости и недостатка жизненного опыта, которые мешали мне постичь глубину замысла автора. Сейчас, окрыленная знаниями, я смогла глубже проникнуть в суть происходящего и сформировать более зрелое мнение о работе. Сериал, несомненно, обладает сюжетной выразительностью, способной увлечь и заинтересовать зрителя благодаря добротной режиссерской работе. Я всегда испытывала глубокое почтение к классическому советскому кинематографу, считая его вершиной художественного мастерства. Просматривая этот сериал, ощущаешь некоторую меланхолию, переносящую в эпоху создания, когда повествование развивалось в полумраке драматической обстановки, с ощутимой монотонностью. Неизбежно, на сериал наложила отпечаток эпоха, в которой он был снят: статичная камера, однообразные планы, отсутствие динамизма – все это характерные черты того времени. События разворачиваются неторопливо, предсказуемо, что, вероятно, связано с моей предварительной знакомством с романом. Тем не менее, сериал достаточно точно следует сюжетной канве произведения, что позволяет зрителю с удовольствием наблюдать за развитием событий. Одиночное замечание касается деления истории на серии. В первой половине, история скрупулезно прорабатывает каждую деталь, с исключительной тщательностью. Однако во второй части, повествование становится динамичнее, прогрессивнее, а ключевые моменты выявляются в ускоренном темпе, что создает ощущение фрагментарности и нарушает целостность. Для тех, кто не знаком с произведением, позвольте мне кратко представить суть сюжета. Сериал является экранизацией знаменитого романа Стендаля, без сомнения, знакомого многим. Этот французский роман по праву считается шедевром мировой литературы. Режиссером экранизации выступил Сергей Герасимов, чье имя ассоциируется с такими выдающимися работами, как «Тихий Дон», «Петр Первый» и «Молодая Гвардия». Действие разворачивается во Франции XIX века, где зритель знакомится с главным героем – обаятельным и амбициозным Жюльеном Сорелем, блестяще воплощенным на экране Николаем Еременко. Его игра, на мой взгляд, безупречна: актер не просто исполнил роль, а, казалось, прочувствовал характер своего персонажа, передав всю сложность его внутреннего мира. Существует легенда, что перед съемками Еременко посетил Францию, изучал быт, пейзажи, чтобы максимально приблизиться к атмосфере эпохи – что свидетельствует о высочайшем уровне профессионализма и ответственности. К сожалению, современная актерская игра часто лишена такой самоотверженности и глубокой вовлеченности. Главная сюжетная линия вращается вокруг любовного треугольника, где присутствует госпожа де Реналь, очаровательная и наивная жена мэра Вельера, блестяще сыгранная Натальей Бондарчук. Она увлекается молодым гувернером, что приводит к интригам и сложностям. Дальнейшее развитие сюжета приводит к появлению Матильды де Ла-Моль, избалованной и эгоистичной дочери богатого маркиза, в исполнении Натальи Белохвостиковой. Она также проявляет интерес к Жюльену, что приводит к череде событий, в которой ключевую роль играет ревнивое письмо, написанное госпожой де Реналь. Жюльен, в отчаянии и гневе, совершает необдуманный поступок, что приводит к судебному процессу и драматичной развязке. В целом, сериал, несмотря на скромный бюджет, оставляет благоприятное впечатление. Недостаток финансирования проявляется в простоте декораций и костюмов, что несколько приглушает атмосферу эпохи. Впрочем, это не умаляет художественной ценности работы. Помимо Николая Еременко, все актеры демонстрируют высокий уровень мастерства, органично вписавшись в свои роли. Сюжет, безусловно, увлекателен, но, признаюсь, роман Стендаля произвел на меня гораздо более глубокое впечатление. Чтение позволило глубже понять мотивы героев, прочувствовать всю трагичность их судеб. В заключение хочу отметить, что сериал "Красное и черное" – это достойная экранизация знаменитого романа, которую я рекомендую к просмотру всем, кто не имеет возможности прочитать книгу. Однако для тех, кто ценит глубину и насыщенность литературного произведения, советую уделить время знакомству с оригинальным текстом. Надеюсь, мой отзыв будет полезен тем, кто ищет новые впечатления от классической литературы. Приятного просмотра!
## Заметки о разочаровании: Размышления об экранизации "Красного и черного" Еще в юности мне посчастливилось открыть для себя мир, запечатленный на страницах романа "Красное и черное" Стендаля – писателя, чье настоящее имя Мари-Анри Бейль. Признаюсь, я была очарована этой историей настолько сильно, что впечатления от нее продолжают преследовать меня по сей день. Книга была проглочена с жадностью, словно редкий нектар, не оставляя ни малейшего шанса устоять перед ее притягательностью. Недавно я решилась на просмотр телевизионной адаптации этого выдающегося произведения. Надежда на захватывающее зрелище, подпитанная ожиданиями, взволновала меня, и я с нетерпением предвкушала погружение в знакомую историю на новом уровне. Выбор пал на экранизацию 1976 года, классику советского кинематографа, что, безусловно, добавляло ей привлекательности. С некоторой гордостью я ожидала, что имя режиссера, Сергея Герасимова, будет созвучно с названием престижного Московского ВУЗа, являющегося кузницей кинематографистов. К сожалению, мои ожидания оказались разбиты о суровую реальность. На экране развернулась история, лишенная той живости и драматизма, которые оживала на страницах книги. События развивались с невероятной медлительностью, тянулись, словно патока, лишая зрителя возможности пережить взлеты и падения героев. Отсутствие динамики, предсказуемость сюжета - все это порождало чувство апатии и рассеянности. Кажется, создатели, упустив из виду одну из важнейших задач адаптации – передать эмоциональный накал и сложность характеров – упростили повествование до банальности. Следует отметить, что создатели, в стремлении к максимальной точности, не добавили в экранизацию ни одной новой детали, не отошли от оригинального текста. Возможно, именно эта слепое следование первоисточнику и послужило причиной ощущения «вязкости» и утомляющей монотонности. Порой мне казалось, что перед моими глазами разворачивается не сериал, а аудиокнига, идеально подходящая для засыпания. Возникал вопрос: зачем же вообще превращать столь многогранную историю в телесериал, когда можно было ограничиться художественным фильмом, который, вероятно, смог бы придать повествованию необходимую динамику и вовлеченность зрителя? Первые серии, признаюсь, все же произвели на меня некоторое впечатление. Возможно, на формирование этого впечатления повлияли заранее сформированные ожидания, бессознательное желание увидеть на экране воплощение волшебного мира книги. Но по мере просмотра стало очевидным, что сериал, несмотря на все старания, не смог передать дух и смысл романа Стендаля. Просмотрев все шесть серий, я ощутила глубокое разочарование. Отсутствие целостного сюжета, невнятность мотивации героев – вот что бросалось в глаза. Оставался открытым вопрос, какую задачу перед собой ставили создатели, какое послание хотели донести до зрителя. Быть может, они стремились создать максимально точную копию книги, либо просто рассказать основную сюжетную линию, вкратце освещая ключевые моменты романа. Но самое болезненное разочарование вызвала игра актеров. Наблюдать за попытками советских актеров воплотить образы французской аристократии – зрелище нелепое и комичное. Они совершенно не смогли передать тонкие нюансы поведения, манеры и речь французских аристократов. Герои казались не французскими аристократами, а типичными помещиками, окружающими себя крепостными. Любовный треугольник между госпожой де Реналь, честолюбивым провинциалом Жэльеном Сорелем и мадемуазель де Ла Моль, являющийся одним из центральных элементов романа, предстает на экране как шаблонная и лишенная глубины драма. Персонажи настолько плоские и одномерные, что сложно найти им достойное объяснение. Даже намек на чувства, связывающие двух девушек, отсутствует, что свидетельствует о полном непонимании авторами сути романа. Николай Еременко, исполнивший роль Жэльена Сореля, словно торопится, спешит закончить свою роль. Наталья Бондарчук, играющая мадам де Реналь, кажется чересчур пафосной, ее действия наигранны и лишены правдивости. То же самое можно сказать и о Наталье Белохвостиковой, исполнившей роль Матильды де ля Моль. Ее холодная, бесчувственная манера поведения делает ее похожей на манекен. В целом, актеры стараются показать себя с лучшей стороны, но их попытки выглядят нелепо и комично. Итогом всего этого стало ощущение потраченного времени. Я смотрела сериал с чувством безысходности, как будто присутствовала на "одноактерском" театральном представлении, лишенном приличного освещения и декораций. Отсутствие динамики, статичные планы, монотонность повествования – все это создавало ощущение искусственности и отчужденности. Я не почувствовала ни времени, ни духа Франции, о которой писали в книге. Актеры не только не смогли передать эмоции персонажей, а просто оказались неспособны создать живые, эмоционально насыщенные образы. Экранизация "Красного и черного" должна была стать возможностью увидеть любимых актеров на экране или окунуться в атмосферу знакомого произведения. К сожалению, сериал не оправдал ни одной из этих надежд. Мой главный вывод: стоит перечитать книгу, чтобы возродить в памяти ее неповторимый колорит. Я надеюсь, что мои размышления не оскорбили никого из поклонников "Красного и черного". Благодарю за внимание.
В кинематографической панораме, где столь многообразие телевизионных проектов стремится завоевать внимание зрителя, выделяется этот сериал, который, без всякого преувеличения, способен вызвать искреннее восхищение своей филигранной режиссурой и поразительной визуальной составляющей. Испокон веков я была убеждена, что кинематографическое наследие Советского Союза оставило нам поистине незаменимые шедевры, представляющие собой эталон мастерства. Но даже этот отечественный проект, созданный в 1997 году и имеющий в своем составе Кима Росси-Стюарта, предстал передо мной в обличии истинного великолепия. Еременко, несомненно, продемонстрировал акробатическое мастерство перевоплощения, воплотив в жизнь образ Жюльена с исключительной достоинством и убедительностью. Тем не менее, нельзя отрицать, что Росси Стюарт, как бы ни пытался спорить, словно сошел со страниц романа Стендаля, являясь его живым воплощением. Сравнение двух киноадаптаций романа Стендаля – задача непростая, почти невыполнимая. Обе версии пленят своей безупречностью, оба произведения излучают очарование эпохи. И все же, как можно удержаться от сопоставления столь значимых художественных попыток? Несомненно, исполнение роли Жюдит Годреш в качестве Матильды в франко-итало-немецкой интерпретации 1997 года оставило в моей душе неизгладимый след, в то время как роль, исполненная Натальей Белохвостиковой, не смогла произвести столь же глубокое впечатление. Однако, Кароль Буке, на мой взгляд, проигрывает очарованию и глубине, с которыми Наталье Бондарчук удалось раскрыть образ властной и загадочной госпожи де Реналь. Оба фильма, как и положено настоящим произведениям искусства, сумели передать неповторимую атмосферу эпохи, пронизанную романтическими переживаниями и тонкими нюансами человеческих взаимоотношений. Удалось запечатлеть дух времени, прочувствовать его эстетику. В целом, этот сериал – бесспорное удовольствие для ценителей кинематографа. Без сомнения, рекомендую его к просмотру всем, кто ищет не просто развлечение, а возможность погрузиться в мир глубоких чувств и изящной постановки.