Описание
Рецензии

Сериал Красное и черное (1954) / Le rouge et le noir

Актеры:
Жерар Филип, Даниель Дарьё, Антонелла Луальди, Жан Меркюр, Жан Мартинелли, Антуан Бальпетре, Анна-Мария Сандри, Андре Бруно, Мирко Эллис, Сюзанн Ниветт
Режисер:
Клод Отан-Лара
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Италия, Франция
Вышел:
1954
Добавлено:
сериал полностью из 2 (28.10.2016)
Рейтинг:
7.19
6.70
Представляем вашему вниманию новаторскую экранизацию бессмертного романа, созданного гением Стендаля. В эпицентре драматических событий – фигура Жюльена Сореля, молодого человека, чье детство прошло в тесном общении с представителями самых скромных сословий, и сам он, поначалу, не презирал их простоту. Однако, это нисколько не умаляет его исключительных достоинств: острый, пытливый ум, неугасимый оптимизм, способный осветить даже самые мрачные перспективы, и, что немаловажно, пленительная, располагающая к себе внешность, которая, бесспорно, станет для него ключом к завоеванию не одного женского сердца. Судьба, словно насмехаясь над его происхождением, вскоре вырывает Сореля из среды обитания, где он рос и воспитывался. Он, демонстрируя поразительную целеустремленность и личную харизму, стремительно взбирается по социальной лестнице, прокладывая себе дорогу к вершинам общества. Вскоре он обретает должность репетитора латыни, воспитывая подрастающее поколение в одном из зажиточных домов. Однако, судьба, как известно, полна неожиданных поворотов, и, сам того не подозревая, Сорель оказывается вовлеченным в паутину сложных, порой роковых, интриг. Необъяснимое влечение, рожденное в атмосфере благополучия и утонченных манер, начинает расцветать между молодым репетитором и супругой его покровителя, закладывая основу для трагических и захватывающих событий.
Недавно мой взор посетил кинематографическую адаптацию классического труда Стендаля, фильм «Красное и черное», созданный в соавторстве французских и итальянских мастеров в далеком 1954 году. Исповедью не стану, но признаюсь, чтение романа, предшествовавшее просмотру, оставило двойственные чувства. Словом, мне он не пришелся по вкусу, хотя, не скрою, возникло искреннее любопытство увидеть, как оживет на экране этот непростой мир. И мое любопытство оказалось не бесплодно, ведь я обнаружила, что эта экранизация – лишь одна из множества попыток перенести на экран глубину и противоречия романа: советская версия появилась в конце семидесятых, а французские кинематографисты предложили свою интерпретацию в конце девяностых. Очевидно, стремление понять замысел Стендаля, ускользнувший при первичном прочтении, подтолкнуло меня к просмотру. В целом, повествование, представленное на экране, существенно перекликается с изложением романа, хотя, разумеется, некоторые сюжетные линии были отсечены в процессе адаптации. Однако, на мой взгляд, эти упущения не оказали существенного влияния на общую канву повествования. Сюжет разворачивается во Франции, в непростой период после падения империи Наполеона, и знакомит нас с Жюльеном Сорелем, сыном скромного плотника, мечтающим о высоком социальном статусе. Изначально, Жюльен видит путь к этой цели в карьере священника, но этот долгий и тернистый путь кажется ему не слишком привлекательным. Альтернативный вариант – выгодный брак, союз с состоятельной невестой, но и здесь подстерегают немалые препятствия. Несмотря на почтенный возраст картины, превышающий полвека, я смогла оценить мастерство режиссуры и визуальный стиль, созданный кинематографистами. Вполне вероятно, что, лишенный контекста, я бы предположила, что фильм датирован началом семидесятых. Конечно, некоторые детали кажутся несколько вычурными, создавая впечатление некоторой театральности, наигранности актерской игры, свойственной эпохе. Но это скорее дух времени, не портящий общего впечатления. Примечателен и прием использования закадрового голоса главного героя, позволяющего зрителю проникнуть в его внутренний мир, понять мотивы и побуждения. Однако, порой такая подача информации отвлекала и дезориентировала меня. К актерскому исполнению у меня нет никаких возражений. Актеры подобраны безукоризненно, а Жерар Филип, исполнивший главную мужскую роль, поразил не только своей внешностью, но и глубиной и мастерством. Он сумел убедительно показать метаморфозу скромного деревенского юноши, превращающегося в уверенного в себе и амбициозного человека. Фильм, несмотря на свою европейскую принадлежность, снят с поразительной скромностью. В нем отсутствуют откровенные сцены интимного характера, лишь несколько сдержанных поцелуев, и даже те выглядят несколько застенчиво. Однажды нам преподнесли лишь намек на торс актера, а девушка, покоившаяся в постели, была полностью скрыта под одеялом. Повествование развернулось в двух эпизодах, общей продолжительностью около трех часов. С одной стороны, это время позволило вместить немало событий, но с другой – сюжет не был настолько увлекательным, чтобы его намеренно растягивать. Существуют и другие интерпретации романа, например, советская версия, обладающая значительно большим количеством эпизодов, однако, признаюсь, у меня пока нет желания знакомиться с ней. В отношении сюжета, как я уже упоминала, роман не вызвал у меня особого восторга, а внутренние монологи и поведение главного героя показались запутанными и противоречивыми. Герой то испытывает нежные чувства к девушке, то отвергает ее, то скучает, то поглощен лишь корыстными планами. На самом деле, в романе, как и в фильме, поднимаются вопросы, над которыми можно долго размышлять. Возможно, для полного понимания замысла автора необходимо перечитать роман Стендаля и переосмыслить увиденное на экране. Несомненно, одной из ключевых идей является демонстрация того, насколько тяжело простому человеку из бедного слоя населения возможно пробиться на вершину общества, и что для этого, скорее всего, придется пойти на компромисс с моральными принципами. В целом, это заставляет задуматься о жизни и поступках человека. Это не захватывающий экшн-сериал, но автору удалось донести до зрителя логичность действий главного героя и сделать сюжет более понятным, чем это было в романе.