Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Менты. Улицы разбитых фонарей 1 сезон

Актеры:
Алексей Нилов, Александр Лыков, Александр Половцев, Сергей Селин, Юрий Кузнецов, Михаил Трухин, Борис Чердынцев, Андрей Краско, Виктор Бычков, Игорь Вуколов
Режисер:
Александр Рогожкин, Евгений Макаров, Дмитрий Светозаров
Жанр:
боевики, драмы, криминальные, отечественные, приключения
Страна:
Россия
Вышел:
1997
Рейтинг:
6.67
6.10
В их служебном уставе – не просто регламент, а своего рода кодекс доблести, а нравственный компас указывает путь, где поступать честно – не привилегия, а неотъемлемая обязанность. Они – оплот законности, неусыпно охраняющие покой граждан, и их будни зачастую окрашены в мрачные тона борьбы с тяжкими правонарушениями. Но за непроницаемой броней профессионалов скрываются обыкновенные люди, ведущие насыщенную, личную жизнь, отстраненную от вихря служебных перипетий. Не теряя ни капли оптимизма и сохраняя безграничное чувство юмора, эти служители закона, именуемые в народной речи «менты», методично ведут детективные расследования, добиваясь впечатляющих результатов в пресечении преступной деятельности. Является ли их успех даром судьбы, продиктованным необъяснимым профессиональным интуитивным чутьем, или же это результат кропотливой работы и отточенных навыков – вопрос, который остается открытым для размышлений. Их жизнь кажется непритязательной, близкой и понятной, однако это лишь иллюзия, скрывающая за собой реальность, где отдел по борьбе с организованной преступностью расположился в самом эпицентре криминального Петербурга. Представьте себе масштабность задачи: обеспечивать стабильность и безопасность в городе, где тени преступного мира переплетаются с великолепием архитектурных памятников! Это не просто работа – это ежедневный вызов, требующий от каждого сотрудника исключительной выдержки, непоколебимой веры в справедливость и готовности к самым непредсказуемым поворотам событий.
Смею признаться, что я не склонна к безоглядной любви к отечественным телеповествованиям. Обыденная приторность и излишняя сентиментальность, столь часто свойственные российскому телепроизводству, зачастую отталкивают меня. Однако, есть исключение, сияющий маяком в море клише – "Улицы разбитых фонарей". Этот сериал сопровождает меня на протяжении многих лет, и сейчас я с нескрываемым удовольствием пересматриваю любимые сезоны, эпизоды, которые уже стали практически наизусть. Для тех, кто еще не знаком с этим выдающимся телетворением, позволю себе небольшое вступление. В центре сюжета – будни сотрудников одного из отделений милиции, да, тогда еще милиции, а не полиции, Петроградского района Санкт-Петербурга. Созданная на экране команда выдает себя исключительной слаженностью, а взаимоотношения между милицейским коллективом проникнуты искренней теплотой и товарищеской поддержкой. Готовность пожертвовать личным ради спасения друг друга – вот что определяет их негласный кодекс. Каждый новый эпизод повествует о расследовании нового преступления, о раскрытии очередного убийства. Однако, почти незаметно для зрителя, в каждом эпизоде параллельно развивается второй сюжет, часто посвященный, казалось бы, незначительным деталям – кражам, бытовым происшествиям. И эта неожиданная смена фокуса, в совокупности с комическими ситуациями, в которые попадают наши герои, придает детективной истории легкости и своеобразной комедийности. Для жителей Санкт-Петербурга этот телесериал стал чем-то вроде родного. Он пронизан духом города, зрителю легко узнать знакомые переулки и дворы, которые органично дополняют повествование. Безусловно, сценаристам свойственно преувеличивать, добавлять драматизма. Но если отбросить поверхностные детали, то картина представляется весьма увлекательной. В "Улицах разбитых фонарей" нет вычурности, присущей американским телеповествованиям. Создатели показали нам, что милиционеры – это, прежде всего, люди, такие же, как и мы, со своими семьями, проблемами, радостями и горестями. Мы видим их в реалистичной рабочей обстановке, в отличие от гротескных образов, создаваемых американскими кинематографистами. Подбор актеров – это отдельный вид искусства. Исполнение ролей также заслуживает самых высоких похвал. Несмотря на то, что не все актеры являются уроженцами Петербурга, они сумели органично вписаться в городскую атмосферу. Сериал существует уже достаточно долго, насчитывая тринадцать сезонов, и состав главных героев периодически меняется: кто-то увольняется, кто-то покидает органы, кто-то приходит на практику, чтобы впоследствии остаться в команде. И это обновление, вопреки ожидаемому дискомфорту, всегда воспринималось мной с энтузиазмом. Новички всегда органично вписывались в сложившийся коллектив, не нарушая его гармонии. Больше всего меня покорили девятый или десятый сезон, в которых зрителям посчастливилось увидеть Оскара Кучеру и Леру Кудрявцеву. Сложно представить, что актеры, исполнявшие роли в этом телесериале, смогли бы убедительно сыграть другие роли. Михаил Трухини, Александр Половцев, Сергей Селин, Алексей Нилов и Анастасия Мельникова навсегда останутся для меня воплощением героев "Улиц разбитых фонарей". Неудивительно, что этот телесериал приобрел невероятную популярность, породив множество подражателей, таких как "Убойный отдел", "Менты" и "Литейный 4". Не стану утверждать, что они неинтересны, однако, для меня самым близким и родным остался именно "Улицы разбитых фонарей". Включаешь компьютер, и знаешь, что тебя ждет увлекательный детектив, приправленный щепоткой хорошего юмора. Нельзя не упомянуть и о литературных корнях этого телепроекта. Телесериал был вдохновлен книгами Андрея Кивинова, рассказывающими о буднях оперуполномоченного Ларина. Именно эта история послужила отправной точкой для создания телеповествования. Первые эпизоды были сняты по сюжету книг, а впоследствии сценарий был переписан, специально "под" сериал и "для" сериал.
«Улицы разбитых фонарей», будь то для вас «Менты» или нечто иное, занимал поистине особенное место среди российских телевизионных проектов. Причины этой привязанности сложны и многогранны, не поддаются однозначному объяснению. Просто было что-то притягательное, манящее в этом криминальном полотне, сотканном из повседневной рутины оперуполномоченных. Полагаю, ключевую роль здесь сыграла нетривиальная концепция, воплощенная человеком, глубоко знакомым с закулисьем работы в правоохранительных органах. Не секрет, что создание сценария было тесно связано с опытом бывшего оперуполномоченного Кивинова. Именно этот факт, как мне кажется, был той искрой, разожгшей пламя зрительского признания и обеспечившей сериалу столь продолжительный период пребывания на вершинах рейтингов. Как досадно, что участие Кивинова в написании сценариев было ограничено лишь первыми двумя сезонами (и то, не полное). С его уходом, сериал заметно утратил ту неподдельную достоверность и реалистичность, что покорили сердца телезрителей. Безусловно, пик популярности пришелся именно на первые два сезона. Я, вместе со всей семьей, не пропускали ни одной серии. Каждая из них дышала атмосферой невероятной жизненности, словно черпала вдохновение в реальных событиях. Сюжет разворачивался на улицах Санкт-Петербурга, очищенных от отпетых преступников благодаря усилиям пяти любимых многими оперуполномоченных. Перечислить имена этих героев, ставших частью культурного ландшафта нашей страны, – задача невыполнимая: Казанцев, Волков, Ларин, Дукалис и Соловец. Эти самоотверженные и принципиальные сотрудники правоохранительных органов постоянно оказывались в эпицентре опасных ситуаций – перестрелок, погонь, засад – но всегда находили выход, хотя и не без потерь. Особого внимания заслуживает актерская игра первых сезонов. Артисты пользовались всеобщей любовью и признанием. Среди множества талантливых исполнителей, как мне кажется, выделялись Алексей Нилов, блистательно воплотивший образ Ларина, и Александр Лыков, ставший душой команды в роли Казанцева. Кажется, не существовало женщины, остающейся равнодушной к одному из этих обаятельных персонажей. Но поклонников завоевали и другие актеры – Трухин, Селин, Половцев – каждый из них – настоящий мастер своего дела. Однако, с каждым последующим сезоном (начиная примерно с третьего) мой интерес к сериалу стал угасать. Вожделение, что терзало меня в ожидании новых серий, исчезло. Я начала замечать за собой привычку бесцельно переключать каналы, не останавливаясь на «Улицах разбитых фонарей». Главной причиной этого стало уход Александра Лыкова и сценариста Кивинова – как будто вместе с ними ушла и сама суть сериала, его неподдельная правдивость. В сериале появились новые персонажи, возможно, нашедшие свою аудиторию, но так и не сумевшие завоевать мое расположение. Постепенно, любимые «Улицы разбитых фонарей» стали напоминать шаблонную мыльную оперу. А мне они нравились именно в прежнем обличье – пусть и чуть более жесткие, порой даже жестокие, но искренние и правдивые. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что за первые сезоны сериал заслуживает высочайшей оценки. Однако, последующие эпизоды утратили ту магию, что заставила меня полюбить этот проект.