Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (2007)

Актеры:
Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева, Юрий Кузнецов, Зоя Буряк, Андрей Зибров, Светлана Смирнова, Полина Филоненко, Сергей Бехтерев
Режисер:
Дмитрий Светозаров
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 8 (08.03.2013)
Рейтинг:
7.88
7.60
В бездонной пропасти нужды томился Родион, терзаемый острой денежной фрустрацией. Отчаяние подталкивало его на отчаянный поступок: он заложил отцовские часы, фамильную реликвию, но обременил себя долгом, который оказался непосилен. Тягостная финансовая немощность, истощение физических сил и душевная агония, порожденная постоянной нуждой и голодом, медленно превращали юношу в нечто чуждое самому себе. На грани, в приступе неконтролируемой ярости, он совершил два убийства, оставив на своей душе клеймо непоправимого греха. Однако, бремя столь тяжкого преступления оказалось невыносимым, подрывая его моральные основы. Не помогали даже его собственные, причудливые рассуждения о «необыкновенном человеке», попытка рационализировать свои деяния, оправдывая их гениальностью и исключительным статусом. Согласно его теории, лишь избранные, обладающие поистине уникальной природой, вправе преступать общепринятые нормы морали. Но даже такая, извращенная логика не смогла унять терзающую совесть и подавить чувство вины. Его существование омрачал еще один гнетущий ужас – предстоящий брак сестры, невинной и доброй души. Судьба распорядилась так, что она должна была стать жертвой холодного расчета, заключив союз без любви, лишенного тепла искренних чувств. Юноша, тайно питая к ней нежность, мечтал о другом, более светлом и счастливом пути для нее. В самый мрачный период жизни, когда надежда, казалось, окончательно покинула Родиона, на горизонте появилась неожиданная фигура – Сонечка Мармеладова, женщина, чья жизнь была окрашена трагическими обстоятельствами. Преодолев жизненные невзгоды и став жертвой обстоятельств, она вынуждена была прибегнуть к неприглядной профессии, лишь бы выжить. Именно она, став воплощением сострадания и нравственного компаса, увлекла Родиона на путь покаяния, убеждая его открыться правде и признаться в содеянном. Ее слова, пропитанные искренностью и сочувствием, стали лучиком света в кромешной тьме отчаяния.
Позвольте мне поделиться с вами впечатлениями, рожденными после многократного перечитывания романа, буквально пропитанного моими заметками и размышлениями. Попытаться воплотить столь колоссальное произведение на экране – задача, требующая не просто смелости, но и глубочайшего понимания замысла автора, дабы не исказить его многогранную сущность. И вот, перед нами – фильм. Уже в первые минуты погружаешься в атмосферу, столь же гнетущую, сколь и завораживающую, благодаря потрясающей работе команды, кропотливо воссоздавшей мир Достоевского. Преобладающий желтый тон – не случайность, а сознательное решение, подкрепленное глубоким анализом текста, где цвет играет ключевую роль. Этот грязноватый, затхлый желтый, с оттенком тоски и уныния, подчеркивает ощущение духоты и давящего жара, пронизывающее повествование. Порой возникало ощущение, что кинематографисты, вооружившись измерительными инструментами, буквально сантиметр за сантиметром воссоздавали каждый уголок – от мрачных подъездов до грязных улиц и обветшалых домов. Особенно заметно, как филигранно переданы обрывки разговоров, ускользающие фразы, которые слышит главный герой, бродя по дебрям городских закоулков. Они превращаются в зловещие предзнаменования, то подталкивающие к безрассудству, то зарождающие сомнения в необходимости задуманного. Актерская игра – выше всяких похвал. Персонажи настолько реалистичны, что забываешь о том, что наблюдаешь за вымышленными судьбами. Диалоги звучат без пафоса и фальши, а подбор актеров кажется просто безупречным. Сергей Кузнецов в роли Мармеладова – это откровение. Он избежал банальной слезливости и создал образ многогранного, противоречивого человека, вызывающего глубочайшее сочувствие. Женские образы в фильме – Дуня, мать Раскольникова, Амалия Ивановна, Настасья – оживают на экране с невероятной выразительностью. Вообразить их в реальности, опираясь лишь на текст романа, было бы крайне сложно, но создателям удалось это чудотворение. Соня Мармеладова… Этот персонаж словно сам просит лишь одного – не мешать ему существовать. Ее присутствие, ее образ уже способен вызвать у зрителя сильнейший эмоциональный отклик. Такая детская невинность, и в то же время – такая трагическая, надломленная судьба. К сожалению, не позволяют временные рамки углубиться в детальное рассмотрение каждого персонажа. Обилие талантливых исполнителей и тщательно проработанных деталей не позволяет выделить каждую актерскую работу. Даже эпизодические роли достойны отдельного внимания. Свидригайлов – один из самых любимых героев романа, и от его экранного воплощения ожидаешь особенного. Возможно, актеру не удалось достичь полного понимания всех трех глубинных слоев этого сложного персонажа, но вторая ступень ему, безусловно, покорилась. В конце концов, Свидригайлов – это вихрь страстей, противоречий и душевного смятения. И даже просто взглянув на его руки – холеные, изнеженные, преданные покорности – можно почувствовать его усталость, разочарование и безнадежность. И, признаться, к финалу фильма возникло чувство разочарования. Завершение не впечатлило, а сцена раскаяния героя прозвучала не убедительно, как и напряженная сцена, предшествующая самоубийству Свидригайлова. Не удалось авторам передать ту дикую тревожность, тот невыносимый ужас, что подтолкнули его к последнему шагу. Но сцена самоубийства! Хаотичное метание Раскольникова по квартире после свершения преступления – это квинтэссенция ужаса, отвращения к себе, ощущение полного морального разложения. Поминки Мармеладова – сцена, исполненная гениальностью. Здесь удалось показать все: и противостояние Лужина с Раскольниковым, и интриги первого, и общее присутствие каждого гостя, которое выделяет его из общей массы. В заключение, я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру широкой аудитории: от школьников, для которых Достоевский может показаться чем-то запредельным, до преподавателей, которые отчаянно пытаются донести до своих учеников тонкости великого романа. Ну а для всех ценителей качественного кино просмотр этого сериала – практически преступление. Хотя, справедливости ради, наказания за это не последует.
Признаюсь без прикрас, мое первое столкновение с наследием Федора Михайловича Достоевского произошло под диктовку школьной программы, и, прямо скажем, не по собственному желанию. Однако, в качестве оправдания, я обязана отметить, что это вынужденное знакомство трансформировалось в глубокое благоговение перед гением великого романиста. С первых же минут экранизации перед нами разворачивается Петербург – город контрастов, где роскошные, изысканные дворцовые ансамбли и пышные парки, словно насмехаясь, соседствуют с неприглядной нищетой, разрухой и запустением. Встречались, конечно, возмущенные голоса, утверждающие об излишней драматизации и некоторой нереалистичности подобной дихотомии двух столь различных миров. Но ведь это было так, было... И о тяготах жизни обездоленных слоев населения (к коим, по сути, и принадлежал Родион Раскольников) уже немало написано, как в художественной литературе, так и в исторических исследованиях. Переходя к обсуждению актерской игры, могу констатировать – все участники проекта заслуживают самых высоких похвал. Первоначально, Владимир Кошевой, воплощавший образ Родиона Раскольникова, показался мне несколько не соответствующим моим представлениям о герое, я представляла его иначе. Но впоследствии, благодаря мастерскому перевоплощению и глубокой психологической проработкой, он сумел убедить меня в своей правоте. Актеры, исполнившие роли Зиброва, Кузнецова и Панина, также проявили себя на высоте своего мастерства. Зибров настолько органично вписался в свой образ, что вызывал у меня почти физическое отторжение. Игра Николая Базова в роли Мармеладова поразила своей искренностью и эмоциональной глубиной, а Порфирий Петрович, словно сошедший со страниц самого романа, дышал достоверностью и таинственностью. Особого внимания заслуживает игра исполнительниц женских ролей – и, прежде всего, Анны Яковлевой. Полина Филоненко достойно воплотила образ Сонечки, однако, на мой взгляд, трактовка этой роли Татьяной Бедовой в экранизации 1969 года была более впечатляющей и проникновенной. Что касается Васильевой, то, по моему мнению, ее героиня нуждалась в большей гордости и достоинства, в то время как на экране перед нами предстала наивная и несколько слабая девушка. И, наконец, я хочу выразить свою признательность актерам, воплотившим на экране моих любимых персонажей – Дмитрия Свидригайлова и Петра Разумихина. Актерам Балуеву и Перегудову – отдельная благодарность и бурные аплодисменты! Сергей Перегудов сумел передать всю энергию и жизнерадостность Разумихина, именно такого, каким его и вообразил Достоевский. Ну, и я, несомненно, тоже. А вот Николай Балуев превзошел своего литературного прототипа, сумев придать ему большую тонкость, глубину, трагизм и благородство. После просмотра сериала я уже не могу воспринимать Свидригайлова как исключительно отталкивающего и беспринципного человека. Создателям сериала удалось совершить, казалось бы, невозможную задачу – воплотить сложный и многогранный рукописный текст на экране, сохранив его первоначальный смысл и гармонию. Чувствуется, что проект был реализован с любовью и искренним уважением к читателям и зрителям. Нельзя не отметить, что финальная сцена показалась мне несколько слабой; существует опасение, что некоторые зрители могут неверно истолковать духовное перерождение Раскольникова. Тем не менее, этот незначительный недочет не смог испортить общее впечатление от фильма. После просмотра я уверена, что рука сама потянется к книжной полке, чтобы вновь погрузиться в мир романа Достоевского. 10 из 10
В современном кинематографическом ландшафте наблюдается устойчивая тенденция к переосмыслению и переносу на экран знакомых литературных шедевров. Однако, среди этого обилия адаптаций, лишь единичные проекты демонстрируют настоящее качество, затмевая своими достоинствами предшественников и достигая вершин художественной ценности. Экранизация романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это, без преувеличения, выдающееся явление. Не часто бывает, чтобы фильм заслуживал столь высокой и безоговорочной похвалы. Более того, после просмотра захватывает не просто желание перечитать оригинал, а острое стремление вновь окунуться в мир, сотворённый гением писателя, но уже сквозь призму полученных впечатлений, осознать нюансы, ускользнувшие ранее. Сюжетный размах повествования потребовал немалого экранного времени – восемь серий, каждое мгновение которых пронизано духом первоисточника, отражая его глубину и многогранность. Музыкальное сопровождение, выдержанное в минималистичной манере, создает атмосферу гнетущей тоски и безысходности, идеально соответствующую мрачному миру произведения. Однако, эффектное и запоминающееся вступление, с его мощной и пронзительной мелодией, создает неповторимый эмоциональный настрой, предвещая напряженные события. Актерский ансамбль в целом демонстрирует превосходное мастерство, заслуживая высочайшей оценки. Однако, Владимир Кошевой, воплотивший образ Раскольникова, вышел за рамки простого исполнения, достигнув поистине гениального перевоплощения, за что безусловно достоин особого признания. Ченцов в роли Порфирия Петровича, порой, кажется чрезмерно нервным, однако эта черта, на мой взгляд, лишь подчеркивает его психологическую сложность и усиливает напряжение между персонажами. Александр Кузнецов, блестяще интерпретировавший образ Семена Захаровича Мармеладова, создает трагический и невероятно реалистичный портрет человека, сломленного жизнью. Именно эти три актера, благодаря убедительной игре и глубокому пониманию своих ролей, оставили наиболее глубокий след в моей памяти. В заключение хочется отметить, что этот кинематографический проект оставил неизгладимое впечатление, единственным, пожалуй, небольшим упущением стало финал, который показался несколько скомканным. В целом, создателям выражаю безграничную признательность за возродивший классику, воплощенный с таким уважением и талантом. Безоговорочный шедевр. 10 из 10.