Описание
Рецензии

Сериал Саутклифф / Southcliffe

Актеры:
Рори Киннер, Шон Харрис, Ширли Хендерсон, Анатол Юсеф, Эдди Марсан, Кая Скоделарио, Аль Уивер, Аманда Дрю, Джозеф Демпси, Diana Speed
Режисер:
Шон Дуркин
Жанр:
драмы
Страна:
Великобритания
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 4 (23.12.2013)
Рейтинг:
6.48
6.90
Тихий, ничем не примечательный Саутклифф, затерянный в глубине провинциальной Америки, пребывал в благополучном неведении, не подозревая, что ровно сутки сотрут с лица его привычный уклад, поселят в сердца его обитателей терзающие тревогу тени и заставят переосмыслить понятия безопасности и доверия. Эта мрачная летопись трагедии Саутклиффа излагается сквозь призму личного опыта журналиста, чьи корни глубоко вросли в эту землю, чья юность была отравлена пережитым потрясением. Всего одна безумная, непредсказуемая ночь, вершившаяся руками одного неистовшего человека, не только оборвала жизни невинных душ, но и жестоко изуродовала судьбы тех, кто остался в живых. Разрушены семьи, разбиты надежды, искорёжены планы на будущее – вот цена, которую заплатил Саутклифф за проявление человеческой жестокости. Фильм, воссоздающий эти кошмарные события, – это хроника душевной борьбы, повествующая о том, как хрупкие души, не подготовленные к подобному испытанию, пытаются совладать с невыразимой болью и отчаянием. Кто-то, охваченный праведным гневом, жаждет воздать по заслугам, выплескивая эмоции наружу. Другие, замкнувшиеся в себе, прячутся за маской безразличия, делая вид, что ужасающее событие никогда и не происходило. Третьи, укрываются за приторно-сладкими речами и обманчивыми заверениями, стремясь скрыть истинные переживания. Четвертые, вновь и вновь повторяют об одном и том же, как бы заклиная себя и окружающих, надеясь так успокоить и унять то, что бушует внутри. Создатели картины, словно безжалостные хирурги, обнажают самые гнусные пороки человеческой натуры, демонстрируя, как быстро и безжалостно рушится хрупкий мир сообщества людей, как меняется их мировоззрение под тяжестью непреодолимой катастрофы, как трансформируется сама суть человечности в условиях беспросветного ужаса. Это не просто история о преступлении – это исследование человеческой души, доведённой до предела, летящей в бездну.
«Саутклифф» – это не просто телесериал, не очередная заезженная история, призванная лишь заполнить эфирное время. Это глубокое, новаторское полотно, поражающее своей бесприкрасной откровенностью, словно заглядывающее в самые темные уголки человеческой души. В замкнутом пространстве маленького городка, где социальные связи переплетены как корни старого дерева, привычные человеческие пороки – пустота, холодность, отчужденность, стесненность – обретают поразительную, многократно усиленную силу. В месте, где все знают друг о друге, самочувствие абсолютного одиночества приобретает зловещую остроту, способную спровоцировать непредсказуемые, трагические события. Саутклифф – вымышленная провинциальная глушь, где течение жизни напоминает монотонное повторение одних и тех же дней, застывших в вечном ожидании чего-то, что так и не приходит. На фоне этого удручающего, закостенелого, лишенного всякой изюминки пейзажа, становится почти невозможным постичь, как могло произойти настолько чудовищное деяние – убийство. Кто скрывается за маской обыденности, и что заставило его взять в руки орудие смерти? Как изменится судьба людей, потерявших самых близких? И какой была их жизнь до той роковой секунды? «Саутклифф» – это выходящий за рамки обыденности проект, но я бы не отнесла его к недоступному для широкой публики артхаусному кино. Это глубокая, пронзительная драма, вызывающая сомнения в справедливости критических оценок. Всего лишь 180 минут, разбитые на четыре серии, вмещают в себя невероятное количество человеческих эмоций и нюансов межличностных отношений. Маленький город – это микрокосм, замкнутое сообщество, где формируется уникальная и извилистая система взаимосвязей. Здесь, в этом ограниченном пространстве, негативные черты характера разрастаются, словно плевелы, лишая возможности прорасти добру. В таких условиях обретение счастья становится невыполнимой задачей, а избавление от тягот жизни – задачей, требующей неимоверных усилий. Герои сериала далеки от идеала, они лишены яркой индивидуальности, они не обладают выдающимися чертами характера. Это простые люди, чьи проблемы порой кажутся тривиальными. У каждого из них своя, поглощенная собственной эгоцентрией история, не представляющая интереса ни для кого, кроме самого героя. Безразличие, словно разъедающее яд, становится главным двигателем развития событий – это самая тяжкая греховная ноша, тяготеющая над жителями Саутклиффа. Безразличие порождает всепоглощающее одиночество, чувство чуждости, заставляет человека строить невидимые стены вокруг себя. Именно это ощущение невидимой изоляции превращает локальные проблемы в глобальные катастрофы, разрушая мир до основания. Наиболее пугающая сторона «Саутклиффа» – его несомненная реалистичность. Событие, которое кажется невозможным для описания и объяснения, неожиданно обнаруживается в канве нашей обычной жизни. Трагедия школьной стрельбы, подобная кошмарному сну, стала печальной реальностью как для безупречного американского общества, так и для сложной российской действительности. «Саутклифф» обнажает причины и следствия, порой слишком прямолинейно и жестоко, заставляя содрогнуться. Этот сериал вызывает волнение, подталкивает к размышлениям, вызывает дискомфорт. Мы привыкли к легкому, развлекательному кино, где все либо сказка, либо штампы. Здесь все иное, здесь все – по-настоящему. И эта правдивость по-настоящему пугает. О деталях актерской игры или творческих решениях режиссера говорить, вероятно, нецелесообразно. Игра актеров выше всяких похвал, характеры и эмоции раскрыты с глубочайшей проницательностью. Однако этот британский сериал, безусловно, сложен для восприятия, он просто другой. Тем не менее, просмотр этого сериала стоит каждого, кто готов взглянуть в лицо правде, какой бы горькой она ни была. Возможно, это сделает нас немного человечнее, проще, добрее, позволит обратить внимание на соседа, коллегу, грустного и отрешенного студента. Одиночество – это самое страшное, что может случиться с человеком, оно ведет к отчаянию и безумию. Не стоит быть равнодушным, избегать общения, отгораживаться от всего, что не поддается пониманию. "Саутклифф" цепляет, трогает, печалит, но точно не оставляет равнодушным.
«Саутклифф» – это редчайшее явление в современной драматургии, глубоко проникающее в бездну человеческих страданий и раскрывающее самые мрачные грани повседневности, которые могут постигнуть обыкновенного человека. Сценарий разворачивается перед нами, как хрупкая карта, обнажая жизнь целого поселения, охваченного ужасом неконтролируемой ярости, воплощенной в фигуре безжалостного стрелка. Жизнь горожан сжимается до фрагментов, едва достигающих суток – эти бесконечные двадцать четыре часа диктуют законы выживания. Одни, извращенно довольствуясь всеобщим горем, находят в случившемся болезненное удовлетворение, подпитываемое чужим отчаянием. Другие, мастерски оттачивая искусство безразличия, застывают в масках, словно высеченных из гранита, демонстрируя показное спокойствие, скрывающее бурю внутри. Третьи, не выдержав колоссального давления, отчаянно ищут избавление в трагическом, необратимом финале. И, конечно, есть те, кто, движимые непоколебимым чувством справедливости, бросают вызов тьме, упорно добиваясь правды, несмотря на риски и угрозы. Такие отчаянные души всегда существуют, и это, увы, неотъемлемая часть человеческой экзистенции. Подобная драма, подобное разложение, можно обнаружить в каждом поселении, в каждом городском улье, где за фасадом благополучия скрывается хрупкость человеческого бытия. Имена погибших, конечно, навеки отпечатываются в памяти немногих, но со временем, увы, забываются и они, растворяясь в тумане лет. А в местном трактире, словно заезженная пластинка, будут звучать неизменные мотивы Oasis и Ника Кейва, создавая странный, глубоко меланхоличный фон. И даже в день поминовения усопших, когда традиционно ожидали волну искренних рыданий, на лицах прохожих не будет слез, лишь пустые, выцветшие взгляды. Поэтому, давайте на мгновение отбросим представление о том, что мы находимся в Саутклиффе. Мы сейчас находимся вместе с вами в любом знакомом, и в совершенно незнакомом городке, который приходит вам на ум. Этот универсальный оттенок, эта острая актуальность, переносит сериал в категорию произведений, не поддающихся повторению и непередаваемым другим кинематографическим проектам. Он заставляет задуматься над тем, насколько уязвимы и хрупки мы в лице бессмысленного насилия, и насколько важно сохранять человечность в самые мрачные времена.
В тихом уголке провинции, где время, кажется, застыло в безмятежной ленности, расположился небольшой городок, окутанный завесой идиллии. Здесь течение жизни струилось неторопливо, день вторил дню, предсказуемый и упорядоченный. Каждая душа казалась знакомой с незапамятных времен, будто сплетенная в единый, неразрывный узел соседских связей. За фасадом этого безмятежного мира, однако, скрывалась иллюзия, хрупкая и обманчивая, как утренний туман. Разорвать эту монотонность, словно бурный поток, решила череда вопиющих, бесчеловечных убийств, обрушившихся на городок в один роковой день. Идиллический пейзаж рассыпался на осколки, мирная картина растворилась в пучине страха и недоумения. Сериал, несмотря на отсутствие динамичных экшн-сцен, захватывает с первых же кадров, нагнетая атмосферу тревоги и психологического напряжения. Сценарий мастерски раскрывает каждый нюанс происходящего, позволяет глубоко прочувствовать психологию персонажей, ощутить их индивидуальные реакции на столкнувшуюся трагедию. По мере развития сюжета зритель становится свидетелем того, как многолетние секреты, спрятанные под маской благопристойности и порядочности, вырываются наружу. Однако, в этом проявлении скрытых сторон натуры нет и речи об откровенной злобе или агрессии. Главное здесь – это пронзительное бездушие, ледяное равнодушие, способное породить не меньший ужас, чем открытый гнев. Всё это заставляет задумываться о том, что подобную катастрофу можно было предотвратить. Достаточно было одного – не пройти мимо человеческой боли, прислушаться к отчаянному зову о помощи, проявить сострадание, просто обменяться парой слов, не оставив человека в одиночестве со своей бедой. Ведь зачастую, именно нехватка эмпатии и сочувствия становится почвой для самых страшных событий.