• Стандартный
  • Субтитры
  • LostFilm
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал 13 причин, почему 1 сезон / Thirteen Reasons Why 1 season

Актеры:
Кэтрин Лангфорд, Кристиан Наварро, Michael Sadler, Джастин Прентис, Девин Друид, Jillian Nordby, Майлс Хейзер, Kyra Cromwell, Nina Cheek, Sullivan Rutherford
Режисер:
Кайл Патрик Альварез, Том МакКарти, Грегг Араки
Жанр:
детективы, драмы
Страна:
США
Вышел:
2017
Рейтинг:
7.28
7.40
В эпицентре драматических событий нового сериала оказывается Клей Дженсен – тихий и неприметный обитатель собственного дома, стремящийся к размеренному и незаметному существованию. Жизнь его, казалось, текла в спокойном русле, не тревожимая бурями и потрясениями. Однако, этот идиллический пейзаж резко меняется с появлением загадочной посылки, беззвучно оставленной у его порога. Внутри – коллекция аудиокассет, хранящая голос давно ушедшей Ханны Бейкер. В школьные годы Клей был охвачен юношеской страстью к этой девушке, но с течением времени их судьбы, казалось, не пересекались, и он был совершенно не осведомлен о ее жизни. Трагическая новость о ее уходе из жизни, о ее гибели, сокрушает эту рутину. Оказывается, Ханна Бейкер покончила с собой, оставив после себя не просто печальное наследие, но и тернистый путь к пониманию причин, толкающих ее к краю. В своих записях, порой пронизанных горечью и отчаянием, она раскрывает тринадцать мотивов, тринадцать обстоятельств, подтолкнувших ее к роковому шагу. И среди этих факторов, в самом сердце этой запутанной истории, оказывается имя Клея Дженсена – человека, чья роль в трагедии Ханны Беккер предстоит выяснить. Теперь ему предстоит столкнуться с тяжелым бременем – понять, как он, сам того не желая, стал частью этого душераздирающего повествования.
Приветствую, ценители кинематографического искусства и страстных поклонников многосерийных полотен! Не могу остаться безучастной к феномену, что захватил умы зрителей – проекту «Тринадцать причин, почему…». Сериал, посягнувший на болезненную и деликатную тему подростковой депрессии и самоуничтожения, не может оставить равнодушным никого. В его сюжете переплетены нити насилия, пронизывающей зависти, горькой лжи. На первый взгляд, это может показаться очередным детективным расследованием, однако, истинный замысел авторов глубже и сложнее. Сценаристы стремятся пролить свет на трагедию молодой жизни, разгадать мотивы девушки, оборвавшей свой жизненный путь в расцвете сил. В центре повествования – Клей и Ханна, юноша и девушка, наделенные тонкой душевной организацией и повышенной восприимчивостью. Сюжетная завязка поражает своей оригинальностью: Клей получает загадочную коробку с аудиокассетами, содержащими предсмертное признание Ханны, покончившейся с собой. Тринадцать историй, повествующих о взаимоотношениях девушки с окружающими ее людьми, о перипетиях ее жизни в последние два года школьного детства, раскрываются перед слушателем. Прослушивание голоса любимой девушки становится для Клея тяжким испытанием, превращаясь в моральный долг – раскрыть истинные причины ее гибели и снять с ее имени клеймо истеричности и необоснованности, обвиняющей ее в стремлении к самопиару. До самого финала остается открытым вопрос: совершено ли против девушки преступление, или ее трагический поступок является лишь плодом воображения впечатлительной души? Окружение Ханны – друзья, родители, учителя – предстают перед нами в роли действующих лиц, каждый из которых хранит свою часть правды. Девушка, сочетающая в себе блестящий ум и безграничный идеализм, вместе с тем обремененная наивностью и ранимостью, не смогла найти опору для своей мятущейся души. Клей, терзаемый мучительными сомнениями, задается вопросами, свойственными русской ментальности, но порой чуждым американскому мировоззрению: "Кто виноват?" и "Что делать?". Долгое время юношу преследует мысль о собственной причастности к трагедии Ханны. Однако авторы сериал не ограничиваются демонстрацией глубины и противоречивости подростковых взаимоотношений, которые часто затмеваются незрелостью, комплексами, стремлением к одобрению. Они подчеркивают беззащитность подростка, оказавшегося в сложной системе, где есть педагоги, полиция, психологи, любящие родители… Но в самый отчаянный момент настоящая, действенная поддержка так и не была оказана. Сценаристам удалось обнажить как субъективные, так и объективные факторы, толкнувшие героиню на роковой шаг. Режиссер и актеры мастерски передали не только причины, но и последствия этой трагедии, расколовшие привычный мир городка на «до» и «после». Авторы повествования ненавязчиво, но убедительно подталкивают зрителя к размышлениям о будущем, о том, как изменится жизнь героев после раскрытия этих самых тринадцати причин. На мой взгляд, подобный финал оставляет надежду на продолжение, на то, что второй сезон позволит глубже понять последствия произошедшего и взглянуть на ситуацию под другим углом.
Трагическая история Хэнны Бакстер, рассказанная через тринадцать аудиокассет, словно вырванных из ее души перед трагическим финалом, представляет собой завораживающее, но глубоко проблематичное зрелище. Оставив записи под опекой компрометирующего надзирателя, Тони, словно предчувствуя нежелание окружающих услышать правду, она предприняла изощрённый акт возмездия. Её последняя воля – погрузить виновных в пучину мук совести, терзая их чувством вины и опасением общественного порицания. Несмотря на ужасающие обстоятельства, которые постигли главную героиню – травлю, сексуальное насилие, отчаяние, – зритель не испытывает к ней сочувствия, а скорее испытывает раздражение и даже неприязнь. Это весьма необычный эффект, заставляющий задуматься: является ли он результатом невнятной актерской игры или намеренной стратегией авторов? Хэнна, кажется, сознательно провоцирует, ведя себя непредсказуемо и противоречиво: она то кокетливо приглашает юношу на свидание, то игнорирует фотографии, сделанные им (несмотря на повсеместную подростковую необходимость в их изучении), а затем бурно реагирует на то, что они становятся достоянием общественности. Её импульсивные поступки – дерзкий визит в мужскую раздевалку, публичное уничтожение списка, впоследствии причинившего ей немало страданий, непрошеные появления на вечеринках, заведомо ведущих к неприятностям, – все это создает впечатление нарочитой провокационности и эгоцентризма. Она не проявляет интереса к жизни и переживаниям окружающих, погруженная в свой собственный мир отчаяния и обид. По моему мнению, это может быть сознательным приемом сценаристов, стремящихся деконструировать образ жертвы, создавая контраст с логичными и жизненно правдоподобными персонажами второго плана. В американской правовой системе, я бы несомненно инициировала судебный иск против создателей этого спорного произведения. Ирония заключается в том, что, несмотря на этот провокационный акцент на Хэнне, остальные персонажи обладают поразительной глубиной и психологической достоверностью. У каждого из них тщательно прописана предыстория, объясняющая мотивы их поступков. Клей, застенчивый ботаник, переживает радикальную трансформацию, становясь смелым и благородным человеком после череды потерь. Даже эпизодические персонажи, такие как отец Алекса, строгий, но справедливый шериф, испытывающий искреннюю любовь к своему сыну, демонстрируют сложную и проработанную психологию. В то же время, Хэнна остается загадкой, ее действия, лишенные логики и объяснения, подрывают доверие к её образу и вызывают у зрителя дискомфорт. Влияние кинематографических шедевров очевидно: отпечаток фильма "Хорошо быть тихоней" виден в образах Хэнны и Клея, эстетика сериала "Убийство", созданного Netflix, находит отражение в повествовательной структуре, а атмосфера загадочности и абсурдности напоминает культовый сериал "Твин Пикс". Несмотря на потенциал, который заложен в замысле – подростки, интриги, расследования, насилие, – сериал страдает от невыразительной главной героине и чрезмерной затянутости повествования. В эпоху, когда зритель требует динамичного развития сюжета и взаимосвязи между персонажами, постоянные флэшбэки лишь усугубляют ощущение стагнации и отталкивают от просмотра. Потребности современной аудитории требуют большей живости и естественности взаимодействия между героями.
Редко подмечаю достойное внимания работы, заслуживающие детального размышления, особенно если речь идет о кинематографических произведениях. Обычно мои рецензии приурочены к тем проектам, которые, будучи не лишены достоинств, не вызывают ни малейшего желания критиковать. Однако, в данном случае, сохранять молчание представляется невозможным. Перед нами разворачивается трагическая история Ханны Бейкер – молодой девушки, обладавшей несомненным обаянием, острым умом и прямой, честной душой. Она ушла из жизни, покончив с собой под бременем сложных, мучительных отношений с одноклассниками. Завещав миру 7 аудиокассет (в общей сложности 13 сторон), она предприняла отчаянную попытку объяснить причины своего рокового шага, возлагая вину на тех, кто, по её мнению, привел её к краю бездны. Эти кассеты случайно попадают в руки Клэя – друга Ханны, одного из немногих, кто сохранял рассудительность в этой школьной среде. Клэй, умный, верный, наделенный добрым сердцем, сталкивается с настоящим испытанием, ведь он хранил в душе нераскрытое чувство к Ханне. Её образ преследует его, эхом отдаваясь в сознании, не позволяя забыть, Клэй оказывается затянутым в водоворот воспоминаний, возвращаясь в те дни, когда Ханна была еще жива. Желание понять девушку, с которой его связывала столь глубокая и сложная связь, наказать виновных, подталкивает его к собственному, непростому расследованию. Визуальная составляющая сериала безупречна, а актерская игра, безусловно, находится на вершине мастерства. Не ощущается ни малейшего намека на недоработанные моменты – всё продумано до мелочей. (СПОЙЛЕР ВНИЗУ!) Итоговая картина: Ханна Бейкер безвозвратно ушла, благополучные люди, избежавшие прямого столкновения с её страданиями, терзаются муками совести, в то время как настоящие виновники, безнаказанные, остаются на свободе. И, признаюсь, мне больше сочувствия испытываю к тем тринадцати, кто, возможно, причинил Ханне боль, не желая этого, чем к самой героине. За исключением, разумеется, Брайса и Маркуса. Мне представляется некоей несправедливостью возлагать ответственность за собственную смерть на столь множество окружающих. Ведь многие обидели Ханну не из злонамеренности. Да, ей было тяжело, но она не обратилась за помощью к тем, кто дорог ей, к своим родителям, к примеру. Не подумала она и о чувствах своих близких, предвидя последствия своих действий. Это, к сожалению, говорит об эгоцентризме. Позвольте пояснить: я не занимаю ни чью сторону (как личность Ханна, безусловно, была хороша и т.д.), но самоубийство – это исключительно её выбор. Не стоит перекладывать груз ответственности за свои поступки на плечи других (особенно, учитывая, что самые настоящие монстры этой истории даже после прослушивания кассет не испытали раскаяния и остались безнаказанными). Всегда есть возможность изменить свою жизнь к лучшему ("да, смени школу, наконец!" – этот призыв звучал в голове на протяжении всего сериала), хотя бы после окончания школы. Просто героиня не захотела признать, что не все люди в этом мире добры и понимающи, не захотела бороться и из-за шайки хулиганов и призрачных проблем покончила с собой... (СПОЙЛЕР ЗАКОНЧИЛСЯ!) Полагаю, "13 причин почему" необходимо к просмотру подросткам, чтобы осознать, какие ошибки приводят к трагическим последствиям и как их следует избегать. Это предостережение, напоминание о хрупкости человеческой души и необходимости обращения за помощью в трудные минуты.
С точки зрения кинематографического мастерства, этот мини-сериал представляет собой феноменальное достижение. Он аккуратно сплетает элементы, создающие гипнотическое притяжение, удерживая зрителя в напряжении до самого финала. Неизменно, человечество с трепетом и болезненным любопытством пытается проанализировать глубину сознания людей, помышляющих о самоликвидации – феномен, остающийся практически непостижимым для тех, кто не испытал подобной внутренней агонии. Однако, справедливости ради, стоит оговориться: не каждому отважится проникнуть в эту мрачную бездну настолько пристально, насколько это демонстрирует экранизация. Судьба свела меня с молодым человеком, пережившим две попытки завершить свою жизнь. Он – привлекательный и, казалось бы, перспективный юноша, ставший жертвой жестокого школьного травлинга, неся на своих плечах тяжкое бремя унижений с одиннадцатилетнего возраста. С каждым прожитым годом этот груз становится непосильным, и он рискует под ним сломаться. Именно поэтому я сомневался в целесообразности просмотра им этой передачи. Причина кроется в потенциальной героизации – простительно за повторение – ключевой героини, что может оказаться деструктивным влиянием. Лишь убеждение в тщетности, безнадежности подобного шага и возможность своевчасной, квалифицированной медицинской помощи заставили его отказаться от этой роковой идеи. И эта кажущаяся очевидность, как это представлено в сериале, представляется весьма туманной. Молодая женщина принесла свою жизнь в жертву борьбе за справедливость, не просто завершив ее, а наделив смыслом, оставив после себя тринадцать трогательных, предсмертных аудиозаписей. Я опасаюсь, что, если бы он ознакомился с этим произведением до нашей встречи, исход мог бы быть другим. Подобный сценарий представляется весьма вероятным. И, следовательно, рискует повториться в жизни тех, кто, сам того не подозревая, находится на месте вымышленной Ханны. Недостаточная эффективность психологической поддержки в школах, в сочетании с дефицитом искренней, безусловной родительской любви, - это очевидные факторы, толкающие подростков на край пропасти. Но в то же время, выводы, к которым приходят создатели фильма в заключительной части, невольно вызывают разочарование. Фраза "Будьте добрее" – это банальность, уже давно известная каждому из нас. И рассуждения о том, что «злодеи – тоже люди и понесут наказание за свои деяния», лишены всякого интереса для тех, кто находится в трауре или для самих лиц, стоящих на пороге необратимого поступка. Создателям, кажется, больше внимания уделено подробному описанию способов самоликвидации и предсмертных страданий, чем поиску путей спасения и демонстрации бессмысленности подобного выбора. В результате, перед нами разворачивается повествование, сосредотачивающееся на объяснении мотивов, побудивших девушку к самоубийству. Парадоксально, но авторы могли бы создать не менее проникновенную и вдохновляющую историю о том, как спасти жизнь человека, оказавшегося в состоянии глубокой дезориентации, потерявшего ориентиры и нуждающегося в поддержке.
Экранизация романа Джея Эшера, получившая название "13 причин, почему", явилась для меня настоящей сенсацией – не столько сам факт появления сериала, сколько осознание того, что он создан стриминговым гигантом Netflix. Изначально, признаюсь, я отнеслась к сюжету с куда большим скепсисом и осуждением. На мой взгляд, самоубийство, как правило, является проявлением неспособности к сопротивлению, закономерный итог слабости перед жизненными бурями. Только наиболее стойкие, закаленные в борьбе, способны выстоять и достичь процветания. Однако, погружение в мир сериала обернулось глубоким потрясением. Меня отвратило безразличие, царящее в сердцах людей, их равнодушие к чужой боли. Первое, что бросилось в глаза – это разгул школьного буллинга. Ханна не была изгоем, не обладала странностями или причудами. У нее были друзья, и это, казалось, должно было оберегать ее от жестокости. Однако эти самые друзья предавали её снова и снова, обрекая на отчаяние и одиночество. Меня поразила беспощадность подростковой жестокости, глубина их цинизма и неспособность к сочувствию. Второй удар – это насилие, представленное в наиболее отвратительной форме. Лучшая, хотя и бывшая, подруга Ханны пережила страшное изнасилование, за которым она была вынуждена наблюдать. Парень этой подруги был в курсе произошедшего и активно скрывал факта нападения, что подхватили и другие. Словно по команде, все, кто ее окружали, покрывали насильника. Это возмутительно! Предательство, лицемерный поспех и отсутствие моральных принципов в поведении окружающих вызывали приступы негодования. Она искала поддержки у тех, кто должен был оберегать, но что она услышала? Бессердечное "Живи с этим, ничего не поделаешь". А после её гибели, ее знакомые, охваченные паникой, бросились спасать собственные репутации, поскольку все ужасающие подробности были зафиксированы на аудиокассетах. Даже после смерти их не терзала совесть. Лишь Клей, сломленный горем и чувством вины, мучительно копался в себе, осуждая виновных – и самого себя. Изнасилование и распространение клеветы – это тяжкие преступления, требующие неотложного наказания. Но кто услышал крик о помощи, затерявшийся в подростковом хаосе? В финальный, роковой вечер, Ханна наполнила ванну водой, самоистязаясь, и погрузила себя в пучину отчаяния. Она ушла из жизни в одиночестве, не получив поддержки и понимания. Очевидно, что Ханна могла предотвратить эту трагедию. Она могла обратиться к родителям или в полицию, рассказав о случившемся с подругой и о собственном насилии. У нее был выбор – жить. Однако, по ходу повествования, становится ясно, что Ханна сама же создавала проблемы, в которых оказалась. Сериал нанес мне тяжелый моральный удар, оставив после себя бурю противоречивых чувств. Все могло развиваться иначе. Сама идея истории – великолепна, но жестокая реальность диктует свои правила. К сожалению, подобные проблемы с травлей учеников, увы, не являются вымыслом. Они присутствуют в большинстве школ, и закрывать на них глаза – значит, молчаливо поддерживать жестокость и безразличие. Нам необходимо смотреть правде в глаза, чтобы изменить ситуацию к лучшему, обеспечить безопасность и благополучие подрастающего поколения.