Описание
Рецензии

Сериал Баязет

Актеры:
Алексей Серебряков, Игнат Акрачков, Лоуис Пьер Бруно, Ольга Будина, Александр Дьяченко, Олег Морозов, Сергей Греков, Сергей Удовик, Александр Ефимов, Вячеслав Степанян
Режисер:
Андрей Черных, Николай Стамбула
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2003
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 12 (20.07.2010)
Рейтинг:
7.38
7.30
Эпоха русско-турецкой войны, достигнувшая своего апогея в столкновении двух держав, ознаменовалась трагическими и героическими эпизодами. Среди них особенно выделяется период осады крепости Баязет, впоследствии запечатленный в летописях как «баязетское сидение» – символ несгибаемой воли и стойкости. Оборона, возложенная на скромный, обескровленный гарнизон, разворачивалась в атмосфере крайней нужды и лишений, словно вызов самому небесному своду. Несправедливая доля выпала на долю скромных воинов – их бросили на произвол судьбы из-за грубых просчетов и недосмотров верхних эшелонов командования. Однако, вопреки ужасающим обстоятельствам, они не сломались под гнетом испытаний, не поддались унынию и деградации. Вместо этого, эти смелые воины, движимые чувством долга и патриотизма, демонстрировали беспримерное мужество, отчаянно защищая порученную им крепость. Гарнизон, возглавляемый подполковником Пацевичем, на протяжении почти месяца испытывал тяготы отсутствия питьевой воды и продовольствия, испытывая острую нехватку адекватной помощи для израненных товарищей. Несмотря на колоссальные потери, Баязет остался неприступным, не склонился перед натиском врага. Предпринятая турками дерзкая попытка молниеносного захвата цитадели обернулась фиаско, разбившись о несокрушимый дух обороняющихся. Победа стала возможна благодаря тем возвышенным качествам, что таились в сердцах этих воинов, качествам, которые они сами не всегда осознавали в полной мере. Им казалось, что в подобной ситуации поступил бы так любой человек, но именно эти качества, проявленные в критический момент, сделали их настоящими героями. В этих нечеловеческих условиях, среди мрака лишений и отчаяния, пробился росток светлого чувства, казалось бы, не имевшего права на существование. Один из офицеров, словно цветок, выросший из-под асфальта, испытал глубокую и трогательную симпатию к супруге подполковника Пацевича – чувство, наполненное трепетом и восхищением, которое освещало его существование в тот мрачный период.
С тех пор, как впервые прозвучали слухи о готовящейся экранизации, я уже тогда испытывал некоторое предубеждение, не возлагая на этот проект ожиданий, граничащих с величием. Я предвидел не шедевр, а, скорее, остроумный, увлекательный исторический эпос, который, несомненно, заслуживает моего внимания. И на это оказал решающее влияние имя Валентина Пикуля – чьего гения как писателя я являюсь страстным поклонником. Спешу заверить, эта картина захватила мое сознание столь полно, что я испытывал настоящее волнение, опасаясь упустить хоть один момент выхода новой серии. Однако, завершение каждой эпизода оставляло после себя отпечаток легкой меланхолии. Возможно, это было вызвано лишь моим внутренним сочувствием, осознанием того, что столь завораживающее зрелище вряд ли будет мною пересмотрено в ближайшем будущем. Актерский ансамбль продемонстрировал поистине выдающиеся усилия, но особое восхищение вызывают блистательные работы Алексея Серебрякова, Александра Дьяченко, Анатолия Тютина, Сергея Удовика, Сергея Грекова и, конечно же, Натальи Парфенюк. Музыкальное сопровождение – это не просто аккомпанемент, а органичная составляющая каждого кадра, буквально пронизывающая зрителя атмосферой эпохи. Ольга Будина преобразилась до неузнаваемости, ее игра наполнена животворящей энергией, драматизмом, чувствуется словно она отдала всего себя роли, бежит, падает, поднимается, вновь бросаясь в бой. Харизма, несомненный нерв в ее исполнении покоряют зрителя. Наблюдать за таким уровнем самоотдачи со стороны актеров – истинное наслаждение. Сценарий, основанный на трудах выдающегося автора, ознаменовал собой новаторство для отечественного кинематографа, открывая новые горизонты для российской киноиндустрии. Особенно впечатляют батальные эпизоды, они захватывают дух, требуя искреннего восхищения! К сожалению, смена режиссера стала ощутимым подспорьем. Это привело к некоторой разрозненности повествования, возникла некая шероховатость, порой возникало ощущение, что перед вами совсем иной проект. Эта неоднородность и отвлекала от полного погружения в мир, созданный на экране. Надо упомянуть и о турецких воинах. В исторических источниках они предстают неудержимым вихрем, яростно мчащимся по степям. Однако в этой интерпретации они предстают вялыми и сонными, с трудом продвигаясь к крепости, почти не оказывая сопротивления. Военная массовка русских тоже не внушала доверия, лишенная той суровой экспрессии, которой она должна была обладать перед решающим сражением. Тем не менее, все эти недочеты меркнут перед великолепием всего проекта, превосходящего все ожидания. Этот сериал – неоспоримый триумф среди отечественных телевизионных полотен. Актерская игра и пронзительный сюжет, созданный гением Пикуля, легко преодолели трудности, связанные со сменой режиссерского видения. Простите нас, Турция! Кстати, на КиноПоиске я не обнаружил упоминания Василия Соловьева, исполнившего роль полковника Хвощинского! Это вопиющее упущение! Его игра поистине выдающаяся! Однако, стоит признать, что образ Баязета получился на редкость убедительным. Он заставляет размышлять, анализировать свои поступки, взвешивать все "за" и "против", стремясь к оптимальному решению. Этот сериал оставляет глубокий след в душе, еще долго заставляя вспоминать о его героических персонажах и их нелегкой участи. 8 из 10 – заслуженная оценка для этого эпоса, пропитанного духом времени и самоотдачей творцов.
Перед тем, как окунуться в просмотр этого многообещающего телепроекта, я испытывал нескрываемое опасение. Основа, на которой он был выстроен – роман Виктора Пикуля, писателя, чье место, по моему мнению, по праву занимает почетное рядом с титанами мировой литературы: с непревзойденным Александром Пушкиным, гениальным Уильямом Шекспиром, глубоким Федором Достоевским, остроумным Стивеном Шелдоном, виртуозным Стивеном Кингом и реалистичным Теодором Драйзером. Мысль о том, чтобы потратить время на беглую, неглубокую экранизацию, казалась мне абсурдной, практически оскорбительной. К моей огромной радости, все первоначальные сомнения и предубеждения мгновенно рассеялись, словно утренний туман. Сценарий оказался безупречен, режиссура – виртуозна, а актерская игра – выше всяких похвал. Не уловил ни единой фальши, не смог упрекнуть ни одного исполнителя. В частности, исполнение роли Алексея Серебрякова поразило своей многогранностью и глубиной, затмив даже его предыдущие работы, в том числе и неоднозначный «Штрафбат». Он создал поистине триоликовый образ, воплотив в себе сразу три личности: отважного героя, страстного любовника и страдающего алкоголика. Справиться с подобной сложной задачей под силу далеко не каждому актеру. Особую, весьма приятную, неожиданность вызвал Игнат Акрачков. До этого я считал его актером, безусловно симпатичным, но не более того. Однако, после просмотра сериала, он открылся мне совершенно с иной стороны, продемонстрировав настоящий талант. Его воплощение барона, аристократа с причудливым поведением и отменным чувством юмора, было отточено до совершенства. Вся актерская плеяда заслуживает высочайшей оценки, они честно и проницательно справились со своими задачами. Фильм дышит жизнью, он насыщен захватывающими интригами и населен колоритными персонажами. Экранизация отличается исторической достоверностью, а образы русских офицеров представлены не карикатурно, а объемно, с пониманием человеческих слабостей и недостатков, но без потери уважения и достоинства. Он мастерски сочетает в себе военные события, пылкую любовь, всепоглощающую страсть и, конечно же, блистательную игру актеров. Поэтому я без колебаний рекомендую этот сериал для просмотра широкой аудитории. Особо ценен он для любителей истории, но и тем, кто мало знаком с русским прошлым, он послужит прекрасным источником знаний и впечатлений, настоящим инструментом просвещения. Сюжет сериала основан на реальных исторических событиях. На экране оживают имена и судьбы тех, кто принимал непосредственное участие в тех драматических временах, прежде всего, в героической обороне крепости Баязет – трагической, но одновременно и возвышенной странице русской истории в ходе русско-турецкой войны 1877 года.
С предвкушением, поглощенный ожиданием захватывающего зрелища, я приступил к просмотру этого телесериала, уверенный, что пройду его словно один непрерывный вдох. Зрелищный роман Виктора Пикуля, подкрепленный, казалось бы, безупречной режиссерской интерпретацией Николая Стамбула (воспоминания о его бескомпромиссной «Волчьей крови» вселяли оптимизм), а также внушительные трейлеры – все это создавало иллюзию выдающегося произведения. Однако, увы и ах! До сих пор я не могу постичь, как из столь блистательного литературного источника, из таланта, которого я после «Волчьей крови» причисляю к первой величине, мог родиться настолько унылый кинофильм, рассчитанный на меланхоличную аудиторию бальзаковского возраста, утопающую в бесконечных, гиперболизированных слезах и откровенно сентиментальных соплях. Представьте себе, как благороднейший российский генерал от кавалерии, Исмаил Хан Нахичеванский, истинный стратег, руководивший обороной Баязета после отстранения Пацевича, посягнувшего на прочность укреплений, мог бы перевернуться в гробу от той клеветы, которой его очернили создатели сериала. В чьих интересах было создано это преувеличенное и, по сути, извращенное представление исторических событий? Какие политические дивиденды получат те, кто пропихнул этот сюжетный ход, столь далекий от правды? Даже догадываться об этом не хочется. К тому же, чрезмерно акцентированная и неправдоподобно гиперболизированная линия любовных переживаний Карабанова (Серебрякова) и Хвощинской (Будиной) лишает картину той мощной, патриотической искры, которая должна была бы пронзить зрителя. Персонаж Жана Даниеля, турецкого визиря, представлен настолько каррикатурным и недалеким, подобно фашистским злодеям в некоторых отечественных фильмах о Великой Отечественной войне, что невольно возникают вопросы: какими же тупыми и бездарными должны быть люди, чтобы проиграть в войне с такими откровенно слабыми противниками? В конечном счете, мне кажется, что создатели не смогли извлечь из романа Виктора Пикуля даже малейшую долю той мощной жизненной силы, той сути, которая была вложена в него автором. С глубочайшим сожалением приходится признать, что будущее российского кинематографа предстает туманным и неоднозначным, требуя серьезного переосмысления и переоценки ценностей. Вместо того чтобы воздать должное героическому прошлому, создатели предпочли обратиться к упрощенным и гипертрофированным тропам, обесценивая тем самым историческое наследие и оскорбляя чувство патриотизма.